Обзор рынка чипсов г. Новосибирска
Обзор рынка чипсов г. НовосибирскаВ августе прошедшего года исследовательской компанией PreVIEW методом телефонного опроса изучалось поведение потребителей на рынке чипсов г. Новосибирска. Это была вторая волна исследования данного рынка в 2004 году. Перед компанией стояла задача описания ситуации на новосибирском рынке чипсов в период сезонного роста спроса на эту продукцию и выявление изменений, произошедших за полгода. В опросе принимали участие 1000 жителей г. Новосибирска в возрасте от 14 до 45 лет; выборка репрезентативна по полу и возрасту. В августе 2004 года в потребление чипсов было вовлечено 64% опрошенных, что на 8,6% больше, чем в январе (рис. 1). Демографические характеристики потребителей чипсов за полгода изменились незначительно: 54% опрошенных – это люди в возрасте до 30 лет, 89% респондентов оценивают свои доходы как средние и выше средних. Следует отметить, что летом выросло и число респондентов, предпочитающих не только чипсы, но и другие снэковые закуски. Например, летом по сравнению с зимой число потребителей сухариков увеличилось на 6,6%, а число любителей сушеных морепродуктов выросло более чем на 10%. В среднем аудитория потребителей снэков, в основном воспринимаемых как закуска к пиву (чипсов, сухариков, сушеных морепродуктов, поп-корна), увеличилась за полгода на 18%, тогда как число потребителей орехов, крекеров и кукурузных палочек не подверглось серьезным сезонным колебаниям. Что же касается чипсов, то летом они даже были более востребованы, чем сухарики, лидировавшие по потреблению зимой. Возможно, это связано и с сезонным изменением частоты потребления чипсов. Например, летом 1–2 раза в неделю чипсы покупали 45% новосибирцев, тогда как зимой с такой частотой их приобретали только 36% потребителей (рис. 2). В то же время доля респондентов, покупающих чипсы довольно редко – 1–2 раза в месяц, – сократилась с 26 до 18%. В качестве причин покупки чипсов новосибирцы в основном называли две: чтобы перекусить по дороге куда-либо или в качестве закуски к пиву (рис. 3). Причем если число респондентов, покупающих чипсы к пиву, летом заметно увеличилось по сравнению с зимой – с 33 до 38,6%, то число потребителей чипсов "на ходу" практически не изменилось и составило в августе, так же, как и в январе, чуть менее 43%. Одним из основных показателей рынка является рейтинг известности марок. С помощью его изучения можно описать существующие на рынке брэнды и их позиции. В ходе опроса были получены 3 рейтинга известности: 1. Top-of-mind – рейтинг марок, названных первыми при спонтанном опросе. Этот показатель обычно выявляет лидера рынка. Вообще, за время, прошедшее с момента проведения первой волны исследования, показатели известности марок не претерпели серьезных изменений. Возможно, такая ситуация объясняется тем, что никто из игроков рынка не предпринимал в этот период каких-либо существенных усилий по изменению положения. Итак, рынок чипсов имеет выраженного лидера, который существенно оторвался от своих конкурентов. По сути, может идти речь о доминировании на рынке одной марки. Сколько-нибудь заметную известность по сравнению с лидером – маркой Lay’s – имеют только три брэнда – Pringles (Procter & Gamble), "Краб-чипсы" (Binggrae Co., Ltd., Корея), Lay’s Max (Frito Lay). Что касается остальных марок чипсов, то вряд ли можно говорить о том, что они имеют существенный вес на рынке. На долю трех отмеченных марок-лидеров приходится 88% всех продаж: 8 человек из 10, подошедших к киоску купить чипсы, выберут именно эти чипсы. Причем доля брэнда Lay’s составляет порядка 60% в объеме покупок чипсов различных марок в течение месяца (рис. 6). Таким образом, подводя итоги первой и второй волн исследования рынка чипсов г. Новосибирска, можно говорить о том, что на рынке присутствуют десятки брэндов, однако, несмотря на это, его можно охарактеризовать как рынок с сильным доминированием лидера – марки Lay’s. Постоянная ссылка на статью:
|