Обзор рынка чая г. Иваново
Обзор рынка чая г. ИвановоЧай является наиболее древним напитком, история происхождения которого берет свое начало в Китае. На сегодняшний день чай является продукцией массового спроса, и в России данный рынок хорошо развит. ММЦ "Иваново" изучило особенности регионального рынка чая и поведения потребителей на нем. В ходе исследования использовался метод стандартизированного личного интервью. Выборка квотная, репрезентирующая население г. Иваново по полу и возрасту. Полученные данные свидетельствуют о том, что чай пьют почти все жители Иваново – 94,3%. При этом можно утверждать, что чай является продукцией повседневного потребления. Практически каждый житель города пьет чай не менее 1-2 раз в день (рис. 1). Следует отметить, что за один раз выпивается, как правило, одна чашка чая, хотя есть и исключения – 7,5% ивановцев пьют по 2-3 чашки чая за 1 раз. Что касается культуры потребления чая, то более чем для половины опрошенных чаепитие связано просто с привычкой, еще около 33% ивановцев с помощью этого напитка утоляют жажду. Реже всего чаепитие ассоциируется с приходом гостей – так ответили всего лишь около 3% респондентов (рис. 2). Как показывают результаты опроса, ивановцы пользуются различными торговыми организациями для покупки чая. Самые популярные из них – продуктовые магазины, где этот напиток приобретают 74,6% горожан, и ларьки – в них чай покупают 22,1% респондентов (рис. 3). В отношении видов чая предпочтения ивановцев традиционны – 82,9% участников опроса потребляют в основном черный чай. Зеленый напиток выбирают около 20% опрошенных (рис. 4). Листовой чай пользуется у ивановцев наибольшим спросом – его предпочитают около 75% потребителей. Каждый четвертый опрошенный, как правило, покупает гранулированный чай, 10% жителей города пьют чай в пакетиках (рис. 5). Вполне предсказуемым явилось то, что среди 10% респондентов, предпочитающих пакетированный чай, большинство составляют люди до 45 лет, а также те, кому необходимо быстро перекусить или просто подкрепить силы в течение рабочего дня. Как правило, ивановцы покупают чай в пачках, развесная продукция пользуется спросом лишь у 5,3% жителей города, приобретающих за один раз 50–100 граммов. Прежде всего, это связано, с материальным положением потребителей, ведь не секрет, что развесной чай существенно дороже, чем привычный – в пачках. Что же касается фасовки, то подавляющее большинство потребителей – почти 70% – отдают предпочтение 100-граммовым упаковкам. Маленькие 60-граммовые пачки обычно приобретают около 7% ивановцев, а большие, объемом 450 граммов, пользуются спросом у менее 5% любителей чая (рис. 6). При этом за одну покупку в основном приобретается не более одной пачки чая, лишь в единичных случаях – три и даже четыре пачки. Затраты на одну покупку составляют в среднем от 15 до 30 рублей. Каждый пятый житель Иваново отдает предпочтение чаю с добавками и ароматизаторами. Самым популярным является лимонный чай – его пьют 35% потребителей чая с добавками. Среди широко распространенных также следует отметить чай с жасмином – пользуется спросом у 23,3% этой группы респондентов, со вкусом фруктов и ягод – у 16,7%, чай с бергамотом также выбирают 16,7%, травяные чаи (на основе мелиссы, зверобоя и т.п.) – 6,7% любителей ароматизированного напитка (рис. 7). Несмотря на большой выбор продукции, предлагаемый сегодня производителями чая, у потребителей сложились определенные предпочтения в отношении чая той или иной марки. Так, пятерка лидирующих на ивановском рынке чая марок выглядит следующим образом (рис. 8). Самой популярной маркой является Ahmad (Ahmad Tea Ltd., Великобритания) – продукцию этого хорошо известного россиянам бренда постоянно покупают 25,4% участников опроса. На втором месте находятся "принцессы" петербургской компании "Орими Трэйд": "Принцесса Нури", "Принцесса Гита", "Принцесса Канди", "Принцесса Ява" – совокупная доля потребителей чая этих марок составляет 13,9%. Третью позицию занимает чай Lipton (ООО "Юнилевер СНГ", Москва) – при последней покупке этой марке отдали предпочтение 9,7% опрошенных. На четвертом месте находится чай "Лисма" (ОАО "Компания "Май", Москва) – его приобретают 7,1% ивановцев. И замыкает пятерку марок-лидеров "Золотая чаша" (ООО "Универсальные пищевые технологии", Московская область) – продукцию этого бренда покупают 6,3% респондентов. Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:
Постоянная ссылка на статью:
|