Обзор новосибирского рынка мясных полуфабрикатов
Весной 2006 года исследовательской компанией PreVIEW была проведена очередная волна регистрации ассортимента на рынке мясных полуфабрикатов г. Новосибирска.
Анализ регистрации ассортимента позволяет найти ответы на следующие вопросы: "Какие производители представлены в различных торговых точках города?", "Каков ассортимент представленной продукции?", "Равномерно ли представлена продукция различных производителей по типам торговых точек или районам города?", "Каковы средние цены на продукцию?". Все это дает возможность производителям разрабатывать производственную и дистрибьюторскую стратегии, отслеживать состояние рынка по продукции и конкурентам. В ходе проведенного исследования фиксировалась информация, содержащаяся на этикетке продукта: производитель, марка, наименование, цена и т.п. При этом исключались полуфабрикаты, не содержащие мясо либо содержащие мясо птицы. При этом рассматривались все виды полуфабрикатов – фасованные, продаваемые на развес, продукты из цельного мяса и фарша. Данные собраны по 200 торговым точкам различного типа (супермаркетам, киоскам, продовольственным магазинам и другим). Особенностью проведения регистрации мясных полуфабрикатов является то, что исследователь имеет дело с большим числом неупакованной продукции. Сибирский потребитель ориентирован в покупках полуфабрикатов на местные марки, продукция которых кажется ему более безопасной и свежей. Соответственно, на прилавках новосибирских магазинов в большом количестве представлены полуфабрикаты относительно мелких производителей. Кроме того, многие розничные торговые сети начинают производить собственные линейки полуфабрикатов. Продажа полуфабрикатов требует от магазина соблюдения определенных технических условий, первоочередным из которых является наличие морозильного ларя. Еще несколько лет назад это сужало рынок полуфабрикатов, ограничивая их дистрибьюцию только относительно крупными магазинами. На сегодняшний день мясные полуфабрикаты зарегистрированы в 92% всех торговых точек Новосибирска. В среднем в магазине, торгующем полуфабрикатами, представлено 32 наименования подобных продуктов (рис. 1). При этом средняя широта ассортиментной линейки колбасных изделий – 38 наименований, а мясных деликатесов – 12.
В 2006 году мясные полуфабрикаты представлены в 95% магазинов и в 100% супермаркетов. Эти показатели достаточно стабильны и соответствуют показателям, зафиксированным в прошлом году. В то же время рыночные торговые точки реже имеют в своем ассортименте полуфабрикаты и предлагают их в более узком ассортименте. Так, в среднем, в супермаркете представлено 49 наименований полуфабрикатов, в продовольственном магазине – 25, в павильоне – 27, а в киоске на рынке – только 18. Как показали результаты аудита, наиболее популярными полуфабрикатами являются пельмени, котлеты, блины. Уровень их дистрибьюции превышает 70%. Лидер среди полуфабрикатов – пельмени. Они представлены в 95% магазинов, торгующих полуфабрикатами, и занимают 53% среди всех видов зарегистрированных полуфабрикатов. В среднем, в одном магазине представлено 18 наименований пельменей. Таким образом, и по широте ассортиментной линейки, и по представленности в торговых точках пельмени опережают другие виды полуфабрикатов. Также в настоящее время увеличивают показатели представленности менее распространенные ранее виды полуфабрикатов. Происходит определенная коррекция ассортимента среднего магазина. Выросла "зона покрытия" у таких полуфабрикатов, как манты, тогда как, например, у вареников и шницелей сократилась (рис. 2). Общий рост ассортимента полуфабрикатов, представленных в рознице, обусловлен, прежде всего, расширением числа позиций в супермаркетах (рис. 3). Можно предположить, что такая тенденция сохранится и в дальнейшем.
Характерной чертой новосибирского рынка полуфабрикатов является наличие сильных местных игроков, безусловным лидером среди которых является ООО "КП Сибирский гурман". Это крупный производитель, занимающий устойчивые позиции на рынках Восточной и Западной Сибири, а также Урала. Его продукция представлена в 84% новосибирских магазинов, торгующих полуфабрикатами, и занимает 40% от всех зарегистрированных полуфабрикатов. Эта марка не только наиболее широко представлена в новосибирских магазинах, но и предлагает самый большой ассортимент рассматриваемой продукции. Так, "Сибирскому гурману" принадлежит 49% всех зарегистрированных пельменей, 65% блинов, 24% котлет. Причем, помимо своей основной марки, в последнее время компания делает ставку на новые бренды. В частности, "Сибирский гурман" вывел и сейчас активно продвигает на рынке новую марку – "Хозяйка дома". Ее дистрибьюция сегодня составляет 20%. Вторая по представленности в рознице города марка – "Алекон" (ООО "КП Алекон"): продукцию этой ТМ можно найти в 60% магазинов, и на ее долю приходится 11% от всех зарегистрированных продуктов. Третье место принадлежит бренду "Добрич" (ООО ПТК "Добрич"), чей показатель представленности равен 39%, а доля в общем числе полуфабрикатов – 8% (рис. 4).
На рынке Новосибирска достаточно мало представлены полуфабрикаты федеральных марок – приверженность потребителей продукции местного производства все еще достаточно сильна. Что касается средних розничных цен на продукцию лидеров, то в основных сегментах (пельмени, котлеты) они колеблются в диапазоне 80–120 рублей за килограмм. Так, наиболее дорогие котлеты предлагают "Сибирский гурман" и "Алекон" – по цене 117 и 120,9 рубля соответственно. "Алекон" предлагает и самые дорогие пельмени – около 92 рублей за килограмм, тогда как у "Сибирского гурмана" наиболее низкая, по сравнению с другими ведущими производителями, цена на эту продукцию – 82 рубля за килограмм (табл. 1).
Если рассматривать позиции региональных лидеров в динамике, то несложно заметить, что они укрепляются год от года (рис. 5). Это может объясняться как планомерной работой со стороны производителей, так и "бумом" ритейла в городе, то есть бурным развитием сетей супермаркетов.
В любом случае, потребитель Новосибирска, приходя в магазин, сталкивается сегодня с достаточно широким ассортиментом разнообразных полуфабрикатов местных марок, хорошо знает лидеров и, скорее всего, в достаточной степени доверяет маркам-лидерам. Постоянная ссылка на статью:
|