DocList.Ru: Статьи23.10.2008 |
|
Обзор рынка чипсов г. Новосибирска |
|
Обзор рынка чипсов г. НовосибирскаВ августе прошедшего года исследовательской компанией PreVIEW методом телефонного опроса изучалось поведение потребителей на рынке чипсов г. Новосибирска. Это была вторая волна исследования данного рынка в 2004 году. Перед компанией стояла задача описания ситуации на новосибирском рынке чипсов в период сезонного роста спроса на эту продукцию и выявление изменений, произошедших за полгода. В опросе принимали участие 1000 жителей г. Новосибирска в возрасте от 14 до 45 лет; выборка репрезентативна по полу и возрасту. В августе 2004 года в потребление чипсов было вовлечено 64% опрошенных, что на 8,6% больше, чем в январе (рис. 1). Демографические характеристики потребителей чипсов за полгода изменились незначительно: 54% опрошенных – это люди в возрасте до 30 лет, 89% респондентов оценивают свои доходы как средние и выше средних. Следует отметить, что летом выросло и число респондентов, предпочитающих не только чипсы, но и другие снэковые закуски. Например, летом по сравнению с зимой число потребителей сухариков увеличилось на 6,6%, а число любителей сушеных морепродуктов выросло более чем на 10%. В среднем аудитория потребителей снэков, в основном воспринимаемых как закуска к пиву (чипсов, сухариков, сушеных морепродуктов, поп-корна), увеличилась за полгода на 18%, тогда как число потребителей орехов, крекеров и кукурузных палочек не подверглось серьезным сезонным колебаниям. Что же касается чипсов, то летом они даже были более востребованы, чем сухарики, лидировавшие по потреблению зимой. Возможно, это связано и с сезонным изменением частоты потребления чипсов. Например, летом 1–2 раза в неделю чипсы покупали 45% новосибирцев, тогда как зимой с такой частотой их приобретали только 36% потребителей (рис. 2). В то же время доля респондентов, покупающих чипсы довольно редко – 1–2 раза в месяц, – сократилась с 26 до 18%. В качестве причин покупки чипсов новосибирцы в основном называли две: чтобы перекусить по дороге куда-либо или в качестве закуски к пиву (рис. 3). Причем если число респондентов, покупающих чипсы к пиву, летом заметно увеличилось по сравнению с зимой – с 33 до 38,6%, то число потребителей чипсов "на ходу" практически не изменилось и составило в августе, так же, как и в январе, чуть менее 43%. Одним из основных показателей рынка является рейтинг известности марок. С помощью его изучения можно описать существующие на рынке брэнды и их позиции. В ходе опроса были получены 3 рейтинга известности: 1. Top-of-mind – рейтинг марок, названных первыми при спонтанном опросе. Этот показатель обычно выявляет лидера рынка. Вообще, за время, прошедшее с момента проведения первой волны исследования, показатели известности марок не претерпели серьезных изменений. Возможно, такая ситуация объясняется тем, что никто из игроков рынка не предпринимал в этот период каких-либо существенных усилий по изменению положения. Итак, рынок чипсов имеет выраженного лидера, который существенно оторвался от своих конкурентов. По сути, может идти речь о доминировании на рынке одной марки. Сколько-нибудь заметную известность по сравнению с лидером – маркой Lay’s – имеют только три брэнда – Pringles (Procter & Gamble), "Краб-чипсы" (Binggrae Co., Ltd., Корея), Lay’s Max (Frito Lay). Что касается остальных марок чипсов, то вряд ли можно говорить о том, что они имеют существенный вес на рынке. На долю трех отмеченных марок-лидеров приходится 88% всех продаж: 8 человек из 10, подошедших к киоску купить чипсы, выберут именно эти чипсы. Причем доля брэнда Lay’s составляет порядка 60% в объеме покупок чипсов различных марок в течение месяца (рис. 6). Таким образом, подводя итоги первой и второй волн исследования рынка чипсов г. Новосибирска, можно говорить о том, что на рынке присутствуют десятки брэндов, однако, несмотря на это, его можно охарактеризовать как рынок с сильным доминированием лидера – марки Lay’s. |
|