Обзор рынка соков и нектаров г. Омска
Обзор рынка соков и нектаров г. ОмскаПо оценкам специалистов, потребление соков и нектаров в России возрастает. Эти напитки становятся привычными для населения нашей страны. Возможно, это связано с ростом благосостояния россиян. При этом рынок соков становится все более разнообразным, появляются новые марки, растет сегмент "премиум". В апреле-мае 2006 года маркетинговым агентством "Делфи" в рамках проекта "Омнибус" методом телефонного опроса было проведено исследование потребительских предпочтений на рынке соков и нектаров г. Омска. В опросе принимали участие 300 горожан в возрасте от 18 до 60 лет. Выборочная совокупность репрезентативна половозрастной структуре омичей. В результате исследования выяснилось, что покупателями соков и нектаров является подавляющее большинство омичей – 93% респондентов. При этом 80% из них покупают данные напитки 1 раз в неделю и чаще. Заметим, что чаще покупателями соков являются люди молодого и среднего возраста. Возможно, это объясняется более высоким уровнем дохода, стремлением вести здоровый образ жизни и употреблять полезные продукты. Частота потребления соков и нектаров практически совпадает с частотой их покупки (рис. 1). Рисунок 1. ЧАСТОТА ПОКУПКИ И ЧАСТОТА ПОТРЕБЛЕНИЯ СОКОВ И НЕКТАРОВ, Более половины омичей (57%) приобретают литровые упаковки соков и нектаров, двухлитровые предпочитает каждый четвертый омич. Таким образом, можно предположить, что данный продукт является объектом семейного потребления (рис. 2). Это же подтверждают данные о том, где потребляются соки и нектары: 94% омичей пьют их дома. Рисунок 2. ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ ОМИЧАМИ ОБЪЕМ УПАКОВКИ СОКОВ Основным местом покупки соков и нектаров являются супермаркеты и продуктовые магазины – 46% и 35% соответственно. На рынках или минирынках приобретают соки 11% омичей (рис. 3). Рисунок 3. СТРУКТУРА ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПО МЕСТАМ ПОКУПКИ СОКОВ И НЕКТАРОВ, % от покупателей В настоящее время рынок соков и нектаров можно назвать достаточно насыщенным. Представлено множество марок, ориентированных на покупателей с разным доходом и образом жизни, а разнообразие вкусов поражает воображение. Можно найти как традиционные соки, так и достаточно экзотические, например, сок манго или маракуйи. Чем же руководствуются омичи, когда приобретают соки и нектары? При выборе сока или нектара почти 60% омичей в первую очередь обращают внимание на натуральность и отсутствие консервантов, для 50% важен вкус, 22% обращают внимание на стоимость и только 12% – на марку или производителя (рис. 4). Рисунок 4. ФАКТОРЫ ВЫБОРА СОКОВ И НЕКТАРОВ, % от числа покупателей Наиболее популярными среди омичей являются соки и нектары с яблочным и апельсиновым вкусами – 43% и 40% соответственно. 26% предпочитают персиковый сок или нектар, 18% – абрикосовый, 16% – томатный, 11% – мультифруктовый, по 10% – виноградный и ананасовый (рис. 5). Таким образом, предпочтения омичей здесь достаточно традиционны. Рисунок 5. ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ОМИЧАМИ ВКУСЫ СОКОВ И НЕКТАРОВ, Потребляют соки и нектары омичи, как правило, во время завтрака, обеда и ужина. Таким образом, соки и нектары становятся неотъемлемым элементом традиционного приема пищи (рис. 6). Рисунок 6. ВРЕМЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ СОКОВ И НЕКТАРОВ, % от потребителей Соки и нектары рассматриваются омичами как источник удовольствия и полезных веществ. Об этом свидетельствуют те цели, которые преследуются при потреблении данных напитков: так, 49% пьют соки и нектары для того, чтобы побаловать себя, а 40% – чтобы получить необходимые витамины (рис. 7). Рисунок 7. ЦЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ СОКОВ И НЕКТАРОВ, % от потребителей Одной из основных задач подобных исследований является определение известности и популярности марок/производителей. Для этого традиционно использовались 3 показателя: top-of-mind (первая названная марка), спонтанная известность (все марки, названные респондентами самостоятельно, включая первую), известность с поддержкой (респондентам предлагался список из 36 марок, в котором нужно было отметить знакомые). Лидерами в рейтинге top-of-mind являются марки "Моя семья" (ОАО "Нидан Соки") – первой ее назвал каждый пятый респондент, и J7 (Вимм-Билль-Данн) – первой ее вспомнили 18% опрошенных. Эти же марки являются лидерами и в рейтингах спонтанной и наведенной известности. В рейтинге последней покупки первое место занял сок "Моя семья" – именно его купили 18%, на втором месте – сок "Привет" с 10% покупателей. Таким образом, в основном омичи потребляют соки среднего ценового сегмента. Стоит отметить, что 18% не смогли вспомнить сок какой марки они приобрели в последнюю покупку. Заметим, что основную долю среди этих покупателей занимают мужчины, а также те, кто приобретает сок реже 1 раза в неделю (табл. 1). Таблица 1. ЗНАНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ СОКОВ И НЕКТАРОВ РАЗЛИЧНЫХ МАРОК,
Омичи не только приобретают соки и нектары промышленного производства, но также изготавливают их в домашних условиях – об этом сказали 55,4% респондентов. При этом подавляющее большинство (80,5%) из них изготавливает яблочный сок, на втором месте – томатный (33,3%), на третьем – морковный (17,9%) (рис. 8). Следует также отметить, что чаще сок изготавливают в домашних условиях люди старшего возраста. Рисунок 8. СОКИ, ИЗГОТАВЛИВАЕМЫЕ ОМИЧАМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ, Таким образом, омичи являются активными покупателями и потребителями соков и нектаров промышленного производства. При этом эти напитки являются объектами семейной покупки, а потребляются в основном для получения удовольствия и необходимых полезных веществ. Постоянная ссылка на статью:
|