Как открыть собственный картодром и заработать на этом приличный капитал. Ответ Вы можете получить из нижеприведенного материала.

Успех любого картодрома помимо маркетинга определяют три фактора: машины, трасса, люди. Основные деньги уходят именно на закупку первых, на подготовку второй и на удержание третьих. Так сложилось, что большинство картодромов пользуется машинками датской фирмы Dino (€4 тыс.) и российской "Пилот-карт".

Владимир Раппана, генеральный директор компании "Пилот-карт", занялся производством картов десять лет назад, и сейчас его предприятие ежегодно продает 350-400 машин примерно по $2 тыс., то есть вдвое дешевле европейских аналогов.
Владимир Раппана: На самом деле в Европе не менее пары десятков компаний выпускают карты, но в Россию преимущественно завозятся датские Dino. Нельзя сказать, что они самые лучшие, просто кто-то их первым завез -- так и пошло. Но то, что наши машинки серьезно проигрывают им в качестве, утверждать нелепо, никто сравнительных испытаний не проводил. Живучесть карта во многом определяется самой трассой.

Никита Небылицкий (компания «Серебряный Дождь», Москва), чтобы не зависеть от поставок запчастей , наладил кое-какое производство силами своих механиков, исключительно для себя.
К примеру, на стенде свариваем рамы из трубы марки "сталь 20" -- очень долго шли к такому выбору, труба должна быть упругой, с хорошей памятью гибкости, а из пластиковых труб делаем обвесы.
Импортные шины (€95 за комплект, хватает на месяц) привозят из Европы. Двигателя хватает на 30 тыс. км, затем его просто выкидывают и покупают новый. Как говорит Небылицкий, если все покупать и ничего не делать самим, выжить сложно. Оказывается, себестоимость сваренной на специальном стапеле рамы -- $100. Такую не жалко и погнуть: шесть заездов -- и рама "отбита".

Или такая мелочь, как подшлемник (шапочка под шлем),-- цена фирменного всего $5, но посетители их уносили "на память", за месяц в "Дожде" наворовывали подшлемников на $1 тыс. Стали шить шапочки сами, довели себестоимость до 23 руб. Или шлемы -- сперва были дорогие, фирмы AGV, по $70, которые очень нравились рокерам, но потом нашли по $20 и еще посадили охранника, чтобы следил, не прихватил ли клиент шлем с собой.

Несравнимо выгоднее не покупать карты, а самостоятельно собирать - при наличии квалифицированных мастеров. К тому же сертификации для картов нет, и поэтому у соответствующих органов не должно возникать никаких легальных претензий. А если они и возникают, то владелец картодрома обычно предлагает представителям органов сделать заезд.

Объединяет российские и европейские машинки одно -- двигатель: все устанавливают наиболее подходящие для картов моторы Honda (€500-700). А вот до нынешней европейской тенденции -- картов из композитных материалов (вместо сварных труб) -- нашему рынку еще далеко. Во многом из-за цены -- €5-10 тыс. Такой карт, понятно, будет "отбиваться" в несколько раз дольше.
Владимир Раппана: После выбора ресурса карт лучше продать, иначе затраты на ремонт будут слишком большие.
Василий Рожков: После выработки ресурса карты мы просто выкидываем, их уже никуда не денешь. Сам бы я подержанные карты ни за что не купил.

Другая составляющая успеха - трасса. Главное требование к ней - безопасность, которую обеспечивают кроме надежных машин правильные покрытие и отбойники. Идеальными амортизирующими ограждениями многие считают покрышки.

С интересной проблемой столкнулся в начале своей работы Небылицкий: пол в торговом центре мраморный, для машин весьма скользкий. Бывали соскоки. Пока мы не додумались покрыть трассу фанерой, приходилось сотнями литров закупать кока-колу и поливать ею трассу, чтобы после подсыхания полученная липкость удерживала машинки. Было недешево. Потом догадались заменить ее на воду с сахаром. На асфальте, конечно, таких проблем нет. Кроме того, как говорит Андрей Лярский, у асфальта есть еще одно неоспоримое достоинство - характерный возбуждающий запах горелой резины.

А еще Небылицкий закрыл покрышки специальными резиновыми отбойниками, но от них было больше вреда: отбойники разворачивали машину при контакте, и следующий гонщик, не успев среагировать, просто врезался в нее (кстати, у Михаэля Шумахера есть заводик, штампующий отбойники для трасс, только они слишком дорогие - порядка €95 за погонный метр). В итоге поставили отбойники из пластика, который позволяет не вписавшейся в вираж машине двигаться вперед без разворота. И таких тонкостей, которые владельцы картодромов постигали методом проб и ошибок, в этом деле очень много.

Покрышки для обочин (на трассе фирмы Небылицкого их 8 тыс. и они закреплены, иначе при каждом столкновении геометрия трассы менялась бы) с радостью отдают владельцы шиномонтажных мастерских, причем готовы за это еще и приплачивать: утилизация будет дороже.
Андрей Лярский: Чтобы поддерживать к картодрому интерес, мы периодически меняем конфигурацию трассы. Зимой, когда сцепление с дорогой хуже, приходится упрощать конфигурацию, снижать сложность поворотов.

Для коммерческой трассы в отличие от спортивной никаких нормативов нет - она просто должна быть интересной и относительно безопасной для гонщика, даже потерявшего управление. В фирме Небылицкого трассу размечали так: известный гонщик Юрий Белобородов носился на карте по площадке, а за ним бегал Небылицкий с мелком, размечал. В результате трасса удалась, даже деревянный мостик сделали, такой трамплин - карт, если скорость позволяет, может метра три по воздуху пролететь.

Еще одна важная составляющая бизнеса и одна из главных статей расходов картодрома - техническое обслуживание, за которое отвечает команда механиков, и запчасти для постоянно ломающихся машин. Понятно, что ни один картодром денег за погнутые рамы и оторванные колеса с клиентов не берет, как и ни одна страховая компания не оформит страховку на карт. Все поломки - за счет клуба. Любые гонки, даже кажущиеся несерьезными,- контактный спорт. И без соответствующего обслуживания машинки начинают "сыпаться" после первого же дня активной эксплуатации.

Владимир Раппана: Во многих клубах проблема с картами - это на самом деле проблема с зарплатой механиков.
Владельцы картодромов платят им немного, но при соответствующей зарплате хорошие механики уже держатся за место. И машины используются до последнего. Между тем на Западе, на том же картодроме Шумахера, гоночный автопарк меняют чуть ли не ежегодно.
Андрей Лярский: За картом надо следить и регулярно обслуживать - например, менять подшипники, цепи, звездочки, ломающиеся в первую очередь. А вообще, в карте в любой момент может сломаться любая деталь - к этому надо быть просто готовым и иметь машину на замену. Нам для трассы хватает пары маршалов трассы, следящих за заездами, двух механиков и одного администратора.

Есть категория клиентов, приносящих картодрому основную часть убытков. Их называют "неудачниками": когда-то эти люди хотели стать гонщиками, но не сложилось, и теперь они вымещают накопившуюся энергию на картодромах - на сохранность карта и безопасность им наплевать.
Еще для трассы важно электронное оснащение, точнее, датчики хронометража (€180; их производит, в частности, голландская компания AMB), которые устанавливаются на каждую машину, и контрольные датчики на трассе (вся система обойдется примерно в €10 тыс.). Электронное табло стоит $30 тыс., но можно обойтись и проектором за $2 тыс. Несмотря на всю свою развлекательность, картинг - это настоящие гонки, когда важно не только участие, но и результат. Например, если другие постоянные посетители картодрома знают о лучших показателях «местной звезды» есть стимул покупать заезды еще и еще.

Начать бизнес гораздо проще с открытого (без крыши) картодрома - такую свободную площадку найти легче, чем закрытое помещение. Главный недостаток открытой трассы - сезонность: на холоде, под снегом и дождем гонки превращаются в развлечение, мягко говоря, сомнительное. Открытые трассы обычно действуют с 15 апреля по 15 октября, но есть и исключения, правда, в зимние месяцы посещаемость картодрома ниже в несколько раз.

Для картодрома идеально подходят именно заводские цеха: большая площадь, высокие потолки, и даже колонны не мешают. Если же строить помещение "с нуля", специально под, то вернуть инвестиции будет практически невозможно -- при нынешней стоимости строительства.

Лучше всего владеть и зимней, и летней трассами. Летом посещаемость закрытых картодромов уменьшается почти вдвое, люди в хорошую погоду предпочитают гонять на улице. Зимой - наоборот.
Никита Небылицкий: Летний картодром не может быть в хорошем плюсе, ведь чтобы сохранился квалифицированный штат (а он не может быть укомплектован каким-то сезонниками), его надо всю зиму кормить. А на что? У нас только в гараже работают шесть механиков плюс еще люди на трассе (на две смены - четыре человека), которые помогают клиентам, но это самая неквалифицированная работа. Плюс три кассирши, менеджер по корпоративным клиентам, снабженец, по паре барменш и поваров. Какой картинг без бара?

Кстати, примерно треть выручки любого картинга обеспечивает бар. Конечно, очень пьяного клиента за руль никто не пустит, но бокал пива принять не возбраняется - все же это не уличное движение, ГИБДД здесь нет.

По словам Андрея Лярского, открытый картодром можно сделать и за $100 тыс. Интерес к таким проектам есть в провинции.
Успех бизнеса зависит также от того, насколько правильно учтены при определении цены заезда уровень сервиса и местоположение картодрома. Отметим здесь, что наибольшую прибыль картинговым заведениям приносят корпоративные вечеринки.

Василий Рожков: "Корпоративы" дают раза в полтора больше, чем прокат. А в декабре "корпоративы" случаются практически каждый день. Действительно убыточный для нас, пожалуй, только месяц май.
По словам Андрея Лярского, у открытых картодромов затраты даже могут превышать доходы и оставаться на плаву им помогают как раз "корпоративы".

Никита Небылицкий: Я все удивляюсь, столько картодромов разорилось - и все приходят вначале ко мне и говорят: вы все неправильно делаете, вот мы откроемся, все пойдут к нам. И в результате что? А ничего. И все из-за глупости и жадности хозяев. Могли бы просто прийти, перенять опыт. У меня самого пара лет ушла на отладку правильной системы.
20-30% от прибыли может давать бар, за которым, по словам владельцев картодромов, нужно следить особенно тщательно. Лучше всего с этим справляются видеокамеры. Небылицкий говорит, что однажды он уволил заведующую баром - и месячная выручка существенно выросла.

Никита Небылицкий: Если самому не следить за всем процессом, растащат по кускам. Бар - лакомое место, всегда наличка.

Для справки: в России картингом как спортом занимается около 500 человек; получается, их общий бюджет - не менее $50 млн, и большая его часть достается именно картодромам. Возможно, для некоторых картинг станет путевкой в спорт больших машин и денег. Но в самом картинге победителям ничего, кроме памятного кубка, не светит. Впрочем, вряд ли это помешает владельцам картодромов извлекать прибыль - всегда найдется много желающих выйти на гоночную трассу, чтобы просто развлечься.

 




Постоянная ссылка на статью: