Специализированных пивных магазинов в России пока немного. Но и тех, что есть, достаточно, чтобы оценить перспективы этого бизнеса. Главное — оказаться в нужном месте с нужным пивом. Вечер пятницы — самое горячее время для кассового аппарата петербургского пивного бутика «Пивная карта», открывшегося недавно на Лиговском проспекте. Чеки вылетают один за другим. Но вот, наконец, временная передышка.— Давайте мне две... нет, три бутылки. Одну сейчас, две с собой, — после долгих раздумий решается статный мужчина, типичный менеджер, одетый с учетом допустимых «пятничных» вольностей. — Нет, подождите секунду. Это какое-то издевательство. У вас тут столько всего!

Да, вот еще что. У вас есть какое-нибудь китайское пиво? У меня друг на стройке рулит, у него там китайцы. Надо же ребят порадовать! Китайское пиво, разумеется, нашлось. Самое настоящее, с иероглифами. Есть тут и японское, и итальянское в забавных бутылках, словно из-под шампанского. Бельгийское, немецкое, английское, чешское... На любой вкус и цвет. Зато клиенты этого бутика, несомненно, едины в одном. Они любят пиво.

Это любовь

Владельцу «Пивной карты» Сергею Темерову вовсе не обязательно пробовать каждый сорт. Мало того, Сергей вообще не пьет пиво. Предпочитает крепкие напитки в хорошей компании. — Ну не люблю я пить пиво просто-напросто. А бизнесом этим занялся только потому, что проект очень уж понравился. Последние шесть лет я жил в Москве, а в Петербург вернулся развивать свой бизнес. Я обратил внимание, что в Москве есть один специализированный магазин по продаже пива под названием «Пилигрим», а в Петербурге — магазины, продающие только разливное пиво, но преимущественно отечественного производства. В итоге я объединил эти два формата и создал совершенно новый.

Действительно, «Пивная карта» несколько отличается от коллег по цеху. Впрочем, это характерно для любого молодого рынка: каждый предприниматель старается придумать свой формат и уверен, что уж он-то — точно лучший. Проще всего было, похоже, основателю столичного пивного магазина «Пилигрим» Юрию Чернышеву. Хотя бы потому, что он был первым. Кстати, получилось все случайно. «Я очень любил пиво и в какой-то момент начал неплохо в нем разбираться, — вспоминает предприниматель. — Потом я потерял прежний бизнес, зато остался с деньгами. Вот и решил не сидеть без дела, а создать что-то новое. Пиво же как продукт выбрал исключительно из личных пристрастий.

Идея созрела, и в конце концов я воплотил ее в жизнь». Вот только сладким вкусом монопольного положения на рынке Юрий наслаждался недолго. В 2005 году похожей идеей загорелся еще один страстный любитель пенного напитка — Джондо Начкебия, ныне владелец пивного магазина-бара «Крюгер Холл». Опыт у Джондо был: несколько лет он проработал в компаниях, занимавшихся производством и дистрибуцией пива. Возил его и в «Пилигрим», однако прямо копировать концепцию Чернышева не стал, решив ее доработать. Сперва Начкебия арендовал небольшое помещение, где разместил пивной магазин, во многом напоминающий «Пилигрим». Но вскоре подвернулось более просторное помещение по соседству. И вот тут-то Джондо «оттянулся» на полную катушку, совместив пивной магазин с дегустационным залом, напоминающим бар: — У меня с самого начала было желание создать нечто подобное.

Когда я задумал этот формат, то был очень удивлен, что рынок абсолютно пуст. В Москве уже существовали табачные бутики, коньячные магазины, а вот места, где можно было бы попробовать редкие сорта пива, не было. Джондо уверяет, что название «Крюгер Холл» ему приснилось. Как Менделееву — его знаменитая периодическая таблица. Несложно предположить, какое кино Начкебия смотрел перед сном. А вот петербуржцу Юрию Анисимову, создавшему сеть «Магазин пива», вещие сны не понадобились. Он, как и многие его коллеги, просто любит хорошее пиво. Качественное. Натуральное.«Живое».

— «Живое» пиво, — говорит Анисимов, — очень отличается от того, что продается в бутылках. Я имею в виду все эти пастеризованные напитки, которые в силу какой-то чудовищной ошибки называются гордым словом «пиво». Между тем «живое» пиво в Петербурге продавалось только в кафе. Увидев, что спрос на продукт есть, мы с партнерами решили сформировать ответное предложение. Сегодня в ассортименте «Магазинов пива» (в Петербурге их уже пять) около 25 сортов исключительно «живого» пива, а также живой квас и несколько наименований бутылочного пива.

Пивные хлопоты

В ассортименте и «Пилигрима», и «Крюгер Холла» легко запутаться. Попробуйте-ка не потеряться среди четырех сотен сортов зарубежного оригинального пива. В «Пивной карте» более 250 сортов бутылочного и еще 12 — разливного. Впрочем, ассортимент — не единственное конкурентное преимущество этих форматов. Каждый из предпринимателей придумал свои способы наращивания прибыли. С другой стороны, у каждого свои проблемы. Без этого бизнеса не бывает. Юрий Чернышев («Пилигрим») выставил на полки крепкий алкоголь («Иначе бы не вытянул», — разводит руками Юрий), а Джондо Начкебия дополнил ассортимент шестью сортами разливного пива и поставил на свободных площадях столики, где ценители могут пропустить кружечку-другую «не отходя от кассы».

Петербургские бизнесмены пока не задумывались о том, чтобы расширить формат и поставить столики для желающих испробовать пенный напиток сразу. Может быть, они и правы: в Северной столице достаточно пабов и пивных. А вот Юрию Чернышеву («Пилигрим») идея открыть в дополнение к магазину еще и бар очень нравится. Разве что имеющиеся площади пока не позволяют. Его магазин разместился на первом этаже жилого дома на месте бывшей квартиры площадью 72 квадратных метра. У «Крюгера» в этом смысле обнаруживается заметное преимущество — аж 220 метров в аренде. Есть где развернуться. Чернышев, конечно, не сидит на месте — ищет подходящее помещение в своем районе.

Но особо пока не спешит: «Для этого нужно куда больше денег, — вздыхает предприниматель. — Делать плохо я не хочу. А на „хорошо“ пока не заработал. Ведь для того, чтобы открыть хорошую пивную, нужно не меньше 200 тысяч долларов». Проблемы с недвижимостью не дают спокойно спать и петербургским продавцам. Сергей Темеров уже разочаровался в выбранном для магазина месте. Вроде бы центр, но от метро далековато. Именно эта ошибка, уверен Темеров, не позволила ему реализовать весьма амбициозные планы, возлагавшиеся на «Пивную карту».По той же причине задерживается рост сети магазинов.

«Впрочем, — не очень уверенно говорит Сергей, — если сейчас найдется интересное место, мы, возможно, и откроем второй магазин». У Юрия Анисимова свои проблемы. Один из магазинов в Озерках попал, что называется, под раздачу: в районе метро снесли все торговые павильоны. «Это было неприятно. Мы потеряли деньги, вложенные в раскрутку, в рекламу, — жалуется предприниматель. — А проработал магазин всего три месяца». И все-таки пока ни один из первопроходцев этого сегмента рынка не пожалел о принятом решении. Все они уверены, что идут в правильном направлении.

Вширь и вглубь

Джондо Начкебия полон решимости: «В моем бизнес-плане, который я написал еще на заре своего дела, так и сказано: я собираюсь сделать нечто похожее на „Евросеть“, только в своем сегменте, — построить сеть по всей Москве, а затем двинуться в регионы и начать продавать франшизу». Не исключает Джондо и появления «Крюгеров» за границей. По его словам, следующий «Крюгер Холл» должен открыться уже в конце лета, но детали и расположение этого проекта Начкебия пока держит в секрете. Мало ли что. Затем он планирует охватить своими магазинами все респектабельные спальные районы столицы. Но здесь не обойтись без инвестора, готового вложить на пару с Джондо деньги в развитие сети.

Юрий Анисимов также делает ставку на окраины города: «Задача-максимум — открыть в каждом спальном районе у станции метро по одному магазину. Дальше, возможно, двинусь в центр. Но там слишком высокая ставка аренды, а спрос не так велик». Сергей Темеров тоже хочет построить сеть. Запуская проект, он рассчитывал в бодром темпе открыть десять магазинов в Петербурге, хотя теперь все больше сомневается в реалистичности замысла и на всякий случай вынашивает планы покорения столичного рынка. В Москве, уверен Темеров, может прижиться любой формат. А для того, чтобы повысить устойчивость бизнеса, вместе с партнерами предприниматель развивает одноименную дисконтную систему «Пивная карта», к которой подключилось уже десять ведущих питерских пабов. «На этом реально можно заработать», — уверен Темеров.

Юрий Чернышев в перспективах сетевого формата сильно сомневается и расширять свой бизнес не планирует: «Построить сетевой проект в этом сегменте нереально. Он не окупится, я в этом совершенно уверен. Ни в одной европейской столице нет большого числа пивных магазинов. И в Москве не будет». Юрий Анисимов куда более оптимистичен: рынок пивных магазинов не просто «не насыщен», а только-только начинает развиваться. Правда, обостряющаяся конкуренция уже заставила его слегка диверсифицировать бизнес. Помимо сети магазинов, Анисимов намерен развивать производство собственного пива. Первые поставки живого пива под маркой Zernoff начались в феврале. Пока варят в частной пивоварне в Карелии, на мощностях партнеров компании. Но предприниматель подумывает в перспективе об открытии собственной пивоварни.

От порога до порога

Кроме Юрия Анисимова, все участники этого рынка, с которыми познакомился «Бизнес-журнал», сделали акцент на импортных сортах пива. Почему? «Мы хотим удивить своих клиентов теми сортами, которые практически невозможно найти в России», — единодушно заявляют предприниматели. Мало того, Юрий Чернышев («Пилигрим») сознательно убрал с полок магазина продукцию российских производителей и говорит, что совершенно не жалеет об этом: «У меня другая аудитория. Распыляться и продавать бюджетные марки я не хочу. Не те у меня потребители».

Сергей Темеров тоже сводит к минимуму присутствие в ассортименте пива российского производства: «Приятно, когда приходишь в магазин в уверенности: здесь можно купить пиво, которого нигде больше не достать. У нас такие сорта занимают примерно 20% ассортимента. Остальные — лишь дополнение, и я пытаюсь избавиться от пива, которое можно купить везде». Откуда товар? В столице работает до трех десятков дистрибьюторских фирм, поставляющих в Россию зарубежное пиво. Основные клиенты — премиальные розничные сети, которые в последнее время также начали баловать обеспеченных клиентов редкими сортами пенного напитка. Но главное, у каждого из дистрибьюторов свой ассортимент. А значит, у владельцев пивных магазинов есть выбор.

Кстати, Джондо Начкебия уверяет, что поставщики уже готовы прислушиваться к пожеланиям розницы: «По сути, они изучают потребительский спрос за мой счет!» Один из московских поставщиков закрывает почти 60% ассортимента «Пивной карты». «Эта компания работает только с маленькими частными пивоварнями в Германии, Чехии, Бельгии, Испании, Италии. Они везут действительно интересные марки пива, которые раньше в Россию не поступали вообще», — доволен Сергей Темеров. Конечно, никто из наших собеседников не способен давить на поставщиков с силой, доступной крупным сетям. И все-таки некоторые ресурсы имеются. Так, Юрий Чернышев («Пилигрим») добивается скидок благодаря тому, что всегда оплачивает заказ сразу, не требуя никаких отсрочек: «Я не люблю быть кому-то должен. Платить все равно придется, но, делая это сразу, я получаю неплохие скидки». Вместо того чтобы играть в отсрочку платежа по примеру сетевиков, Чернышев экспериментирует с торговой наценкой, в среднем составляющей около 50%.

Владелец «Крюгер Холла» Джондо Начкебия частенько выторговывает у поставщиков возможность отсрочки платежа, но при этом получает от них не менее привлекательные скидки. Как ему это удается? «За счет личного обаяния и прочих мелочей, — смеется предприниматель. — А иначе в нашем бизнесе просто никак». А вот наценка у Джондо не очень высокая — около 40%: «Когда я начинал бизнес, у меня было два пути: либо задрать цены, либо добиваться выгодных условий поставок. Первый путь мне показался неправильным, вот и приходится крутиться, чтобы идти правильным курсом». Договариваться с поставщиками на «особых условиях» удается и Сергею Темерову («Пивная карта»): «Если, например, в России нет какой-то марки, а клиенты интересуются, мы настаиваем на том, чтобы поставщик ее привозил».

Пользуется ли Темеров в ходе переговоров личным обаянием, как Джондо Начкебия, неизвестно. Но проблем с ассортиментом нет и у него. А вот для Юрия Анисимова поиск поставщиков, предлагающих новое, еще не известное «живое» пиво, — настоящая проблема: «В России почти в каждом регионе производят „живое“ пиво. Но найти новые, интересные сорта, не повторяющие уже имеющиеся, с каждым днем становится все сложнее. Хотя иногда получается. Вот, скоро начнем возить из Нижнего Новгорода зеленое пиво с добавлением экстракта бамбука. Очень интересный оттенок получается. На любителя, конечно».

Пена дней

Чтобы выйти на формирующийся рынок пивных магазинов, сегодня требуется преодолеть относительно невысокий порог. В среднем окупаемость проектов составляет от четырех до пяти лет при объеме вложений в 40—50 тысяч долларов на одну торговую точку. Правда, если обустраивать магазин с дегустационным залом, придется выложить уже 100 тысяч на каждый объект. Просчитать расходы не трудно, особенно если трезво подойти к процессу выбора помещения и наладить отношения с поставщиками.

Гендиректор пивоваренной компании «Пивные скважины» Александр Корытов убежден, что формат пивных магазинов очень перспективен, и готов снять шляпу перед зачинателями этого бизнеса: «Им будет тяжело. Зато они откроют этот рынок для последователей. Главное сегодня для владельцев таких магазинов — не удариться во все тяжкие розничного бизнеса: не взимать с производителей плату „за вход“ и ретробонусы». Тихий, уютный заповедник для любителей стабильности? Не факт.

Юрий Чернышев считает свой бизнес очень тяжелым и узким: «Прогореть очень легко». Правда, и заработать можно, если уметь. По крайней мере все проекты, с которыми мы познакомились, уже приближаются к точке окупаемости. К тому же на плаву такие магазины удерживает плотно надутый, как пивной животик, спасательный круг: любителей хорошего пенного напитка в стране меньше не становится.

 

Автор: Антон Белых, Ксения Кондратьева



Постоянная ссылка на статью: