DocList.Ru: Статьи23.03.2009 |
|
Открываем собственный картодром |
|
Как открыть собственный картодром и заработать на этом приличный капитал. Ответ Вы можете получить из нижеприведенного материала. Успех любого картодрома помимо маркетинга определяют три фактора: машины, трасса, люди. Основные деньги уходят именно на закупку первых, на подготовку второй и на удержание третьих. Так сложилось, что большинство картодромов пользуется машинками датской фирмы Dino (€4 тыс.) и российской "Пилот-карт". Владимир Раппана, генеральный директор компании "Пилот-карт", занялся производством картов десять лет назад, и сейчас его предприятие ежегодно продает 350-400 машин примерно по $2 тыс., то есть вдвое дешевле европейских аналогов. Никита Небылицкий (компания «Серебряный Дождь», Москва), чтобы не зависеть от поставок запчастей , наладил кое-какое производство силами своих механиков, исключительно для себя. Или такая мелочь, как подшлемник (шапочка под шлем),-- цена фирменного всего $5, но посетители их уносили "на память", за месяц в "Дожде" наворовывали подшлемников на $1 тыс. Стали шить шапочки сами, довели себестоимость до 23 руб. Или шлемы -- сперва были дорогие, фирмы AGV, по $70, которые очень нравились рокерам, но потом нашли по $20 и еще посадили охранника, чтобы следил, не прихватил ли клиент шлем с собой. Несравнимо выгоднее не покупать карты, а самостоятельно собирать - при наличии квалифицированных мастеров. К тому же сертификации для картов нет, и поэтому у соответствующих органов не должно возникать никаких легальных претензий. А если они и возникают, то владелец картодрома обычно предлагает представителям органов сделать заезд. Объединяет российские и европейские машинки одно -- двигатель: все устанавливают наиболее подходящие для картов моторы Honda (€500-700). А вот до нынешней европейской тенденции -- картов из композитных материалов (вместо сварных труб) -- нашему рынку еще далеко. Во многом из-за цены -- €5-10 тыс. Такой карт, понятно, будет "отбиваться" в несколько раз дольше. Другая составляющая успеха - трасса. Главное требование к ней - безопасность, которую обеспечивают кроме надежных машин правильные покрытие и отбойники. Идеальными амортизирующими ограждениями многие считают покрышки. С интересной проблемой столкнулся в начале своей работы Небылицкий: пол в торговом центре мраморный, для машин весьма скользкий. Бывали соскоки. Пока мы не додумались покрыть трассу фанерой, приходилось сотнями литров закупать кока-колу и поливать ею трассу, чтобы после подсыхания полученная липкость удерживала машинки. Было недешево. Потом догадались заменить ее на воду с сахаром. На асфальте, конечно, таких проблем нет. Кроме того, как говорит Андрей Лярский, у асфальта есть еще одно неоспоримое достоинство - характерный возбуждающий запах горелой резины. А еще Небылицкий закрыл покрышки специальными резиновыми отбойниками, но от них было больше вреда: отбойники разворачивали машину при контакте, и следующий гонщик, не успев среагировать, просто врезался в нее (кстати, у Михаэля Шумахера есть заводик, штампующий отбойники для трасс, только они слишком дорогие - порядка €95 за погонный метр). В итоге поставили отбойники из пластика, который позволяет не вписавшейся в вираж машине двигаться вперед без разворота. И таких тонкостей, которые владельцы картодромов постигали методом проб и ошибок, в этом деле очень много. Покрышки для обочин (на трассе фирмы Небылицкого их 8 тыс. и они закреплены, иначе при каждом столкновении геометрия трассы менялась бы) с радостью отдают владельцы шиномонтажных мастерских, причем готовы за это еще и приплачивать: утилизация будет дороже. Для коммерческой трассы в отличие от спортивной никаких нормативов нет - она просто должна быть интересной и относительно безопасной для гонщика, даже потерявшего управление. В фирме Небылицкого трассу размечали так: известный гонщик Юрий Белобородов носился на карте по площадке, а за ним бегал Небылицкий с мелком, размечал. В результате трасса удалась, даже деревянный мостик сделали, такой трамплин - карт, если скорость позволяет, может метра три по воздуху пролететь. Еще одна важная составляющая бизнеса и одна из главных статей расходов картодрома - техническое обслуживание, за которое отвечает команда механиков, и запчасти для постоянно ломающихся машин. Понятно, что ни один картодром денег за погнутые рамы и оторванные колеса с клиентов не берет, как и ни одна страховая компания не оформит страховку на карт. Все поломки - за счет клуба. Любые гонки, даже кажущиеся несерьезными,- контактный спорт. И без соответствующего обслуживания машинки начинают "сыпаться" после первого же дня активной эксплуатации. Владимир Раппана: Во многих клубах проблема с картами - это на самом деле проблема с зарплатой механиков. Есть категория клиентов, приносящих картодрому основную часть убытков. Их называют "неудачниками": когда-то эти люди хотели стать гонщиками, но не сложилось, и теперь они вымещают накопившуюся энергию на картодромах - на сохранность карта и безопасность им наплевать. Начать бизнес гораздо проще с открытого (без крыши) картодрома - такую свободную площадку найти легче, чем закрытое помещение. Главный недостаток открытой трассы - сезонность: на холоде, под снегом и дождем гонки превращаются в развлечение, мягко говоря, сомнительное. Открытые трассы обычно действуют с 15 апреля по 15 октября, но есть и исключения, правда, в зимние месяцы посещаемость картодрома ниже в несколько раз. Для картодрома идеально подходят именно заводские цеха: большая площадь, высокие потолки, и даже колонны не мешают. Если же строить помещение "с нуля", специально под, то вернуть инвестиции будет практически невозможно -- при нынешней стоимости строительства. Лучше всего владеть и зимней, и летней трассами. Летом посещаемость закрытых картодромов уменьшается почти вдвое, люди в хорошую погоду предпочитают гонять на улице. Зимой - наоборот. Кстати, примерно треть выручки любого картинга обеспечивает бар. Конечно, очень пьяного клиента за руль никто не пустит, но бокал пива принять не возбраняется - все же это не уличное движение, ГИБДД здесь нет. По словам Андрея Лярского, открытый картодром можно сделать и за $100 тыс. Интерес к таким проектам есть в провинции. Василий Рожков: "Корпоративы" дают раза в полтора больше, чем прокат. А в декабре "корпоративы" случаются практически каждый день. Действительно убыточный для нас, пожалуй, только месяц май. Никита Небылицкий: Я все удивляюсь, столько картодромов разорилось - и все приходят вначале ко мне и говорят: вы все неправильно делаете, вот мы откроемся, все пойдут к нам. И в результате что? А ничего. И все из-за глупости и жадности хозяев. Могли бы просто прийти, перенять опыт. У меня самого пара лет ушла на отладку правильной системы. Никита Небылицкий: Если самому не следить за всем процессом, растащат по кускам. Бар - лакомое место, всегда наличка. Для справки: в России картингом как спортом занимается около 500 человек; получается, их общий бюджет - не менее $50 млн, и большая его часть достается именно картодромам. Возможно, для некоторых картинг станет путевкой в спорт больших машин и денег. Но в самом картинге победителям ничего, кроме памятного кубка, не светит. Впрочем, вряд ли это помешает владельцам картодромов извлекать прибыль - всегда найдется много желающих выйти на гоночную трассу, чтобы просто развлечься. |
|