Обзор московского оптового рынка мясных деликатесов и колбас

Основным событием, оказавшим значительное влияние на оптовый рынок готовых мясопродуктов – мясных деликатесов, колбас, сосисок и других, стало существенное повышение к началу второго полугодия 2004 года отпускных цен российских мясокомбинатов и закупочных цен на импортные колбасы и мясные деликатесы. В свою очередь этот рост цен связан с повышением закупочной стоимости мяса для промышленной переработки. К примеру, по сравнению с октябрем 2003 года к началу ноября 2004-го средние закупочные цены на свинину на московских МПК возросли на 60%.

В результате произошло повышение цен во всех сегментах оптового рынка готовых мясопродуктов. Особенно сильный рост наблюдался в сегменте мясных деликатесов российского производства, в результате чего снизился оптовый спрос на эту продукцию в вакуумной упаковке фасовкой от 150 до 400 граммов. Для сравнения: за период с мая по октябрь прошедшего года шейка подорожала на 40 рублей за килограмм, карбонад – на 20 рублей, грудинка – на 10 рублей за килограмм продукции (табл. 1).

Как следствие, увеличился интерес московских оптовых покупателей к мясопродуктам импортного производства, рост цен на которые в рассматриваемый период был не столь значителен.

По данным на начало второго полугодия 2004 года, на московском оптовом рынке наиболее широко представлены импортные мясные деликатесы испанского производителя "Фонкасал" под торговой маркой "Нучар", польского мясного завода "Михна" под одноименным брэндом и австрийской компании "Грязингер". Средние оптовые цены на некоторые мясные деликатесы импортного производства в конце октября прошлого года составляли на московском рынке от 121 до 148 рублей за килограмм продукции (табл. 2).

Кроме сформировавшейся ценовой привлекательности импортных мясных деликатесов следует отметить такой немаловажный для оптовых покупателей фактор, как устойчивое качество этих продуктов. Данный фактор в добавлении к уже давно известным преимуществам деликатесов зарубежного производства: длительным срокам хранения, более устойчивой по сравнению с отечественной вакуумной упаковкой – способствует росту их популярности и обострению конкурентной борьбы на российском рынке.

Под устойчивым качеством, в первую очередь, подразумевается стабильное соотношение мяса и жира в каждом из кусков, и в каждой коробке мясных деликатесов. При покупке большинства импортных мясных деликатесов оптовый покупатель может быть уверен в том, что по качеству продукция, упакованная в коробки, будет не хуже, чем образец на витрине оптового продавца мясных деликатесов.

К сожалению, в погоне за снижением себестоимости товара некоторые российские производители не уделяют достаточного внимания стандартам качества своей продукции, что в конечном итоге влияет и на оптовую торговлю, вынужденную проводить дополнительную пересортировку и переоценку мясных деликатесов разной степени жирности.

Свою долю на московском оптовом рынке мясопродуктов занимают и нефасованные мясные деликатесы, выпускаемые в основном небольшими региональными мясокомбинатами, например МПК "Мытищинский" (Московская область). Средние оптовые цены на нефасованные мясные деликатесы в конце октября 2004 года были близки стоимости фасованной импортной продукции – разброс цен на различные нефасованные деликатесы составлял от 122 до 130 рублей за килограмм (табл. 3). В то же время если сравнивать по видам продукции, то, несомненно, нефасованные деликатесы намного дешевле фасованных: например, стоимость килограмма окорока в вакуумной упаковке австрийского производства составляла 142 рубля, тогда как цена на нефасованный обезжиренный окорок равнялась 122 рублям.

Особенностью этой группы мясопродуктов, кроме официально низких сроков хранения (обычно до 48 часов), являются часто звучащие обвинения в производстве этих деликатесов на основе различных технических условий, позволяющих повысить выход готовой продукции из каждого килограмма мяса до 100%, в основном за счет повышения содержания влаги в готовом продукте. Однако органолептические исследования этих мясных деликатесов и, самое главное – отзывы конечных потребителей показывают, что вкусовые характеристики такой продукции отвечают требованиям потребителей, а невысокая стоимость нефасованных деликатесов открывает к ним доступ даже потребителям с низким уровнем дохода.

Одновременно с ростом цен на российские мясные деликатесы повысились цены и на отечественные копченые колбасы, что опять-таки переключило внимание оптовых покупателей на колбасы зарубежного производства. Наиболее широко на московском оптовом рынке мясопродуктов представлены импортные копченые колбасы производства Испании под торговыми марками "Гурман" (El Acueducto S.F.), "Московский дворик" (Embutidos espina), "Арбатский дворик" (Puigvert), Венгрии – "Турист" (Gyulai, Csabahus), Польши – "Михна" (Michna) и Дании – "Золотая салями" (GOL).

Прослеживается заметный рост спроса на колбасу "Золотая салями": за период с мая по октябрь 2004 года он увеличился примерно на 12% (табл. 4). При этом следует отметить, что по сравнению с 2003 годом, когда рост спроса происходил в основном за счет покупок "Золотой салями" фасовкой 600 и 900 граммов, ко второму полугодию 2004-го увеличился спрос на салями фасовкой менее 600 граммов, в частности возросло число покупок салями в 200-, 250-, 350- и 400-граммовой упаковках.

На наш взгляд, это можно связать не только с увеличением экономической привлекательности "Золотой салями", но и с сохранением стандарта качества на нее по сравнению с аналогичной продукцией российского производства. Некоторые отечественные производители, как уже было отмечено в отношении мясных деликатесов, в погоне за снижением себестоимости колбасы снижают содержание мяса в продукте, увеличивая при этом содержание растительных белков, что не может остаться не замеченным конечными потребителями.

В то же время рост спроса коснулся не всех импортных копченых колбас. Например, рост цены на колбасу "Турист" венгерской компании Gyulai – более чем на 10 рублей за полгода – привел к снижению оптового спроса на 25% (табл. 5). Кроме того, немаловажным фактором, оказавшим влияние на снижение оптового спроса на колбасу "Турист", стало ослабление дистрибьюции в России и, как результат, ухудшение качества продукции, вызванное условиями хранения и транспортировки. При этом, на наш взгляд, колбаса "Турист" может восстановить и даже улучшить свое положение на рынке благодаря положительному образу, который был сформирован компанией Gyulai и в течение многих лет поддерживался потребителями этой колбасы, а также благодаря общей ситуации, сложившейся на рынке.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что в результате повышения оптовых цен на отечественные мясные деликатесы и копченые колбасы в период предновогоднего роста спроса на эти виды продуктов предложение на московском рынке более выгодной по стоимости продукции импортного производства может привести к значительному снижению объема продаж деликатесов и колбас российского производства. Однако, по нашему мнению, снижение спроса не коснется нарезок мясных деликатесов российского производства, рост оптового спроса на которые, скорее всего, будет только расти.






Постоянная ссылка на статью: