Правда, исполнителей подобных заказов пока еще немного. Отечественное производство открыток ручной работы представлено всего тремя компаниями: «Балтия-Друк», «Саквояж» и «Фарион». В последнее время набирает также обороты Happycom LLC. Остальные участники рынка — небольшие коллективы кустарей, больше напоминающие кружок «умелые руки», чем серьезное производство.

Сделано руками

Само понятие открыток ручной работы предполагает практически полное отсутствие типографских методов. Ведь открытка, изготовленная руками, как, впрочем, и остальные поделки ручной работы, является более ценной, нежели изделия, отштампованные бездушными машинами. Среди украинских производителей на классических hand-made открытках специализируются «Балтия-Друк» и Happycom LLC. «Саквояж» и «Фарион» при изготовлении открыток часто используют допечатную и послепечатную полиграфическую подготовку открыток (нанесение надписей, тиснение фольгой, присыпка золотом и т.д.).

«Насколько мне известно, компании, которые производят открытки ручной работы, все больше склонны использовать в производстве полиграфические процессы, — говорит Рута Маликенайте, директор компании «Балтия-Друк». — Их продукт точнее будет назвать открытками с элементами ручной работы». Независимо от того, применяются ли в производстве типографские методы, открытки можно разделить на две категории: открытки с небольшим объемом ручной работы и открытки усложненной категории. Если первых за день можно наштамповать несколько сотен, то изготовление последних более трудоемкое: один мастер ежедневно может делать от 30 до 70 таких открыток. Учитывая то, что в одной компании трудятся от шести до 25 мастеров, клиентский заказ на изготовление, скажем, тысячи открыток ручной работы может выполняться от трех до 10 дней.

Кроме мастеров, имеющих преимущественно художественное образование, над открытками работают дизайнеры — как правило, не более четырех. «Хорошего специалиста найти довольно трудно. С одной стороны, работник должен иметь способность творить, а с другой, требуются усидчивость и умение выполнять, в некотором смысле, монотонные операции, — отмечает Григорий Кoрпан, директор компании Happycom LLC. — Эти качества редко уживаются в одном человеке. Также немаловажный фактор — уровень оплаты труда дизайнеров. В Украине в целом и в нашем бизнесе в частности, он значительно ниже, чем, к примеру, в Европе. Если сегодня на европейском рынке открытка ручной работы стоит порядка EUR5, то в украинской рознице — около 15 грн. Такая разница в цене как раз и объясняется, в основном, уровнем оплаты труда».

Но справедливости ради стоит заметить, что цена на продукцию украинских разработчиков медленно, но верно растет, правда, не из-за увеличения зарплат творцов. В связи с прошлогодним очередным подорожанием бумаги изготовители были вынуждены поднять цены: если раньше открытку ручной работы можно было найти в рознице и по 10-11 грн., то сейчас меньше, чем за 12 грн., подобную красоту не купишь. Материалы при этом используются самые разные: ткани, пластик, бумага, бисер, пуговицы, клеенка, краски... Закупается все это преимущественно в магазинах фурнитуры либо напрямую у поставщиков, которые привозят материалы из-за рубежа. Компаний, предлагающих мишуру, в Украине немного.

В Киеве, например, это компания «Аллен», сеть магазинов «Тенденс». К чести украинских изготовителей hand-made открыток, отечественная продукция по качеству не уступает зарубежной, а иногда даже превосходит ее. «Пока что мы не можем удивить Запад печатными открытками, зато качеством дизайна наших открыток ручной работы часто интересуются западные заказчики, — говорит Александр Кучерин, директор компании «Саквояж». — Ежегодно к нам поступают заказы на тиражи в 2-5 тыс. открыток из США, Канады, Израиля и России». «Заграничные партнеры высоко ценят наши работы, — подтверждает Григорий Корпан. — В феврале наши открытки были представлены на выставке в Бирмингеме, и хотя британский рынок перенасыщен подобной продукцией, партнеры утверждали, что ничего подобного они еще не встречали».

Как сбыть?

Столь выдающихся результатов украинские умельцы достигли всего за пять лет. Первой компанией, которая начала производить открытки ручной работы, стала «Балтия-Друк» еще в 2000 г . В 2001-м сегментом hand-made открыток заинтересовалась компания «Саквояж». Позже к ним присоединились «Фарион», Happycom LLC и коллективы ремесленников. На сегодняшний момент общий объем украинского рынка открыток ручной работы составляет примерно 1 млн шт. (11-13 млн грн.), при этом продукция украинского производства занимает около 80% рынка.

Остальное — открытки, произведенные руками иностранных изготовителей, в основном российских, турецких и китайских мастеров. Но даже при существующих немалых объемах рынку есть куда расти. Специалисты оценивают его потенциальный объем в 2 и более млн шт. — именно столько открыток в состоянии вместить украинский рынок. Реализовываться этому потенциалу существенно мешает неразвитая сеть дистрибуции украинских открыток: в основном, изготовители продают свою продукцию через книжные и подарочные магазины, такие как «ДЦ», «Мульти», «Буква».

Проблема в том, что подобных сетей в Украине совсем немного, да и пробиться туда с открытками, по заявлению производителей, достаточно тяжело. Впрочем, сами сети декларируют свою полную открытость и готовность к сотрудничеству. «Сегодня мы работаем с двумя поставщиками открыток hand-made: Happycom LLC и Koza Ukraine, — рассказывает Виктория Янгаева, администратор книжного магазина «Буква». — Поскольку спрос на эту продукцию достаточно высок, мы готовы сотрудничать и с новыми поставщиками, если, конечно, нам предложат приемлемые цены и условия». Еще один канал сбыта — крупные супермаркеты. Но и тут есть свои нюансы: традиционно сложилось так, что крупные торговые форматы «оккупировали» своей продукцией иностранные производители, в частности, российский «монстр» открыточного бизнеса компания «Открытое письмо». «Долгое время нашу продукцию просто не пускали в супермаркеты, — рассказывает Александр Кучерин. — До 2003 года фактически существовала монополия российских компаний на продажу открыток в крупных торговых сетях.

Сегодня какая-то часть нашей продукции уже реализуется через супермаркеты, однако объемы все равно несопоставимы с российскими». Наиболее перспективным каналом сбыта для украинских производителей открыток ручной работы остается изготовление продукции под заказ. В структуре сезонных продаж доля корпоративных заказов составляет не менее 50%. Естественно, стоимость открыток для компаний, заказывающих крупные тиражи, ниже розничной и составляет около $2 за экземпляр. За разработку оригинального дизайна открытки изготовители с корпоративных клиентов денег, как правило, не берут. Если же тираж заказа невелик — от одной до нескольких десятков открыток, за разработку дизайна берется некая сумма — от $100 до $200. Стоит заметить, что производители открыток на заказ не испытывают недостатка в корпоративных клиентах.

В первую очередь, ими становятся банки и прочие финансовые институты, автомобильные корпорации, крупные международные компании — одним словом, те организации, которые заботятся о собственном имидже и могут позволить себе потратить деньги и время на заказ оригинальных открыток, чтобы побаловать своих сотрудников, клиентов или партнеров нестандартным запоминающимся поздравлением. Некоторые компании, кстати, к этому вопросу подходят весьма серьезно, заказывая, к примеру, новогодние открытки еще в начале года.

Красивая самореклама

«Компания, подобная нашей, должна иметь круг почитателей, постоянных клиентов, — считает Александр Кучерин. — Вообще войти в этот бизнес несложно лишь в том случае, если у предпринимателя есть желание не просто зарабатывать деньги, а сделать что-то интересное, красивое и желательно на перспективу, ведь хороший дизайн может быть актуален и через несколько лет. В противном случае, придется больше отдать, чем получить. Этот бизнес можно начать и с тысячи гривен, однако его нужно тщательно спланировать. Все должно поражать: бумага, текст, рисунок, выкадровка, расположение, сочетания шрифтов… Если этого не будет, думаю, не стоит даже выходить на рынок.

В общем, желательно иметь какое-то ноу-хау». Участники оценивают минимальный порог вхождения в бизнес в $8-10 тыс. Этой суммы вполне хватит, чтобы нанять мастеров и дизайнеров, закупить бумагу и материалы и начать работать. А вот на рекламу можно не тратиться вовсе. Главное — активно участвовать во всевозможных книжных и подарочных выставках, в т.ч. зарубежных, и не стесняться штамповать на каждой производимой открытке логотип и телефон компании. По заявлению производителей, сама по себе открытка — уже хорошая реклама. Кроме того, срок жизни hand-made открытки довольно долог. Мало у кого поднимется рука выбросить практически произведение искусства; обычно такие открытки хранят на рабочих столах или даже вешают в рамке на стену.

«Весьма перспективными являются не только открытки, а в целом рынок подарков и сувениров, поскольку он еще не структурирован и там много свободных ниш, — замечает Григорий Кoрпан. — Эта сфера — непаханое поле для создания и развития бизнеса, рентабельность которого, кстати, составляет от 20% и выше». А если не платить налоги и производить открытки небольшими партиями на дому, то рентабельность, разумеется, увеличивается в несколько раз. По словам менеджера компании «Фарион» Елены Пустоваловой, в случае кустарного производства открыток этот показатель может доходить до 100%. Несмотря на приличный уровень доходности открыточного бизнеса, серьезной конкуренции на рынке не наблюдается. Участники отмечают, что речь может идти разве что о каком-то «детском соперничестве»: что-то у кого-то подсмотреть, скопировать и т.д. Чаще всего этим грешат, конечно, частные производители.

«Сегодня на рынке появляется много коллективов, которые пытаются делать открытки кустарным способом и конкурируют в основном за счет низкой цены продукции, — отмечает Елена Пустовалова. — Иногда подобное снижение цены даже дестабилизирует ситуацию на рынке. Самое неприятное то, что изделия многих мастеров-одиночек совершенно неконкурентоспособны по качеству бумаги, материалов и работы. Думаю, в будущем на рынок войдут крупные компании, способные поддерживать достойный уровень качества и цен. Во всяком случае, нам бы этого очень хотелось». Некоторые производители, впрочем, на подпольные производства открыток внимания не обращают.

«Кустари нам не конкуренты, — заявляет Рута Маликенайте. — А вот мы им очень полезны: благодаря нам они могут чему-то поучиться и что-то скопировать. Впрочем, думаю, в ближайшем будущем требования к эстетике открытки со стороны покупателей будут только повышаться, а стало быть, выживут сильнейшие». «Определенно, со временем структура продаж открыток изменится, — прогнозирует Григорий Кoрпан. — В Европе, к примеру, каждодневные открытки занимают в общем объеме продаж не менее 60%, у нас же — не более 40%. Сейчас на Западе открытка как средство коммуникации работает гораздо лучше, чем в Украине: там дарят или посылают открытки не только на Рождество, день рождения и свадьбу, но и, к примеру, на Пасху, День благодарения, День матери, к новоселью, рождению ребенка, а также — любя, расставаясь, извиняясь, навещая больных или просто, чтобы поднять человеку настроение. У нас все это пока еще только в перспективе, хотя наши эксперименты с «нестандартными» посланиями с открытки говорят, что эта перспектива не так уж и далека».

ПАСПОРТ РЫНКА

  • Объем рынка: 11-13 млн грн.
  • Темпы развития: 20-30% в год
  • Количество игроков: 4 крупных компании, десяток коллективов кустарей
  • Рентабельность: от 20%
  • Цены: 12-30 грн.
 




Постоянная ссылка на статью: