Российский рекламный рынок растет очень динамично – по итогам 1 полугодия 2004 года зафиксирован средний показатель роста по всем видам рекламы - 31%, для мирового рынка рекламы этот показатель составляет не более 3%. В то же время стоимость рекламы в России гораздо ниже, чем в мире: объем рынка России в 1 полугодии 2004 года оценивался в $1,5 млрд. Для сравнения, совокупные расходы на медиарекламу в Северной Америке в 2003 году составили более $154 млрд., в Европе - $78 млрд., в странах Азиатско-Тихоокеанского региона - $65 млрд.

 

Увеличение расходов на рекламу в России отмечается практически во всех сегментах медиарынка, констатируют маркетологи. При этом рост рынка идет в основном не за счет увеличения численности рекламодателей, а за счет увеличения стоимости рекламного времени и инфляции. Меняется и структура рекламодателей в различных СМИ. В 2003 году на ТВ, наружку, прессу и радио приходилось 93% всех рекламных бюджетов компаний. По итогам первого полугодия 2004 года, по оценке экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), на рекламу на ТВ приходится 48% всего рынка, прессу – 28%, наружную рекламу – 19%, радио – 4% и на прочие виды (интернет и пр.) лишь 1%. Как пишет RBC daily, на период с 2003 по 2005г. объем рекламы на телевидении увеличится на 6%, доля на радио останется без изменений, а доля рекламы в прессе и наружке снизится на 4% и 2% соответственно.

Реклама на телевидении
Телевидение является главным средством развлечения населения России вне зависимости от географии, возраста, социального положения и пр., поэтому здесь "осела" почти вся реклама, рассчитанная на массового потребителя, темпы роста объемов рекламы также опережают все остальные. Основными игроками на этом рынке являются пиво, прохладительные напитки, моющие и чистящие средства, средства по уходу за волосами, молочные продукты, услуги сотовой связи. Несмотря на огромные затраты на рекламу, в статье, опубликованной в Российском рекламном вестнике, отмечается, что телереклама уже не работает для большинства зрелых потребительских брэндов, а увеличивающиеся расходы на рекламу в этой отрасли увеличивают лишь финансовые потери. Товары для дома и товары личной гигиены, самый большой и быстрорастущий сегмент в отрасли телерекламы, показывает особенно сильную отрицательную корреляцию между возросшими затратами на ТВ и возвратом на инвестиции.

На рынке ТВ рекламы самая высокая степень концентрации крупнейших рекламодателей. На долю Топ-30 в июле 2004 года, по данным TNS Gallup AdFact, приходится 62,29% всех рекламных объемов. Крупнейший рекламодатель - компания Procter & Gamble, ее доля в общем объеме рекламы составляет 6,02%, за ней идут Unilever – 5,28%, Sun Interbrew – 4,86%, Pepsi Co (3,76%) и Danone (3,62%).

Реклама в прессе
В отличие от рекламы на телевидении, для прессы более характерна реклама автомобилей, операторов рынка недвижимости, печатных изданий и полиграфии. Степень концентрации здесь гораздо ниже, чем на телевидении, - на долю Топ-30, по данным TNS Gallup AdFact, приходится "лишь" 17,91%. Самыми активными рекламодателями в прессе по итогам июня 2004 года являются риэлторы – в Топ-30 крупнейших рекламодателей 8 риэлторов, и они составляют 5,42% от всех рекламных объемов в прессе. Летнее затишье на рынке недвижимости незначительно повлияло на их объемы рекламы. Как ранее писал РБК.Рейтинг, цены на московскую недвижимость продолжают расти, в июле 2004 года рост на рынке типового вторичного жилья составил 0,7%, в секторе жилья бизнес-класса - 0,5%, на рынке нового жилья – 5%. Вместе с ними растут и объемы рекламы риэлтеров и застройщиков.

Компания Дон-строй по-прежнему является лидером (1,27% от всех рекламных объемов в прессе), за ней идут Инком-недвижимость (1,08%), Миэль (0,68%), МИАН (0,57%) и Первая ипотечная компания (0,52%). Немногим отстают Московская городская служба недвижимости (0,50%), СУ-155 Монблан (0,46%) и Бест Финанс (0,33%). Данные цифры лишь отражают общую картину на рынке недвижимости. Следует отметить, что Дон-строй является самым активным рекламодателем среди риэлторов в прессе, на радио и в наружной рекламе; телевидение, как и остальные риэлторы, компания обходит стороной по причине высокой стоимости и низкой эффективности.

На втором месте в Топ-30 рекламодателей после риэлторов – производители электроники – 2,72%: Samsung Electronics (1,05%), Hewlett Packard (0,63%), Matsushita Electric Industrial Co., Ltd (0,55%) И Lg Electronics (0,48%). За ними идут компании – производители FMCG товаров (товаров народного потребления с высокими темпами оборота) – 1,82%: L'Oreal (1,3%) и Procter & Gamble (0,52%).

Наружная реклама
Доля наружной рекламы в России по-прежнему велика – около 19%. По данному показателю мы входим в десятку лидеров стран по уровню развития данного сектора рекламного рынка. Увеличение его объемов происходит как за счет перераспределения расходов рекламодателей (например, уход с ТВ из-за увеличения стоимости рекламы), так и за счет прихода на рынок новых.

Между тем, доля 30-ти крупнейших рекламодателей остается по-прежнему существенной и составляет 30,33% от всего рынка наружной рекламы. Наибольший вес в top30 у компаний – производителей электроники – 7,58%: Samsung Electronics (2,77%), LG (1,86%), Matsushita Electric Industrial Co., Ltd (1,56%), Canon (0,73%) и Hewlett Packard (0,66%). На втором месте с большим отрывом – операторы сотовой связи – 3,23%: МТС (2,02%) и Би Лайн (1,21%), на третьем – табачные компании – 3,20%: Philip Morris Products Inc. (1,09%), British-American Tobacco (0,96%), Karelia Tobacco Company Inc. (0,58%) и Japan Tobacco Inc. (0,57%). Замыкают пятерку лидеров по отраслям сети магазинов – 2,96%: МИР (1,13%), М.Видео (0,92%) и Эльдорадо (0,9%); и пивные компании – 2,64%: Балтика (0,77%), Очаково (0,72%), Пивоварни Ивана Таранова (0,62%) и Пивоваренный завод ВЕНА (0,52%).

Реклама на радио
На рынке радиорекламы на top30 рекламодателей приходится 45,72% всех рекламных объемов на радио. Традиционно на радио лидирует реклама сотовой связи и массовых зрелищ. В июне 2004 года лидировал сектор медиабизнеса и развлечений, на него пришлось 14,37%, крупнейшие по объемам рекламы - Arnold Prize Group (4,05%), телеканал СТС (1,56%) и организатор "Нашествия-2004" (1,38%). На втором месте операторы сотовой связи – 13,36%: Би Лайн (6,93%), Мобильные телесистемы (5,86%) и Московская сотовая связь (0,57%). Стоит отметить, что сектор медиабизнеса и развлечений на первом месте благодаря большой численности (11 компаний) рекламодателей, в то время как операторов сотовой связи всего трое, и Би Лайн и Мобильные телесистемы - два самых крупных рекламодателя в рекламе на радио в процентном соотношении к общему объему рекламы.






Постоянная ссылка на статью: