Обзор рынка водки г. Саратова
Обзор рынка водки г. СаратоваВ мае 2006 года консалтинговая компания "Системы бизнес роста" провела исследование саратовского рынка водки средней ценовой категории. Опрос проводился методом личного интервью в местах продажи. Выборка составила 300 человек. В опросе принимали участие мужчины и женщины – соответственно 75 и 25% опрошенных – в возрасте от 20 до 55 лет, потребляющие водку один раз в месяц и чаще. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Чаще всего респонденты потребляют водку, принимая/посещая гостей, и в торжественных случаях – так ответили соответственно 77 и 66% опрошенных (табл. 4). Реже водку пьют на отдыхе после работы и на деловых встречах – соответственно 17 и 14% ответов.
ИЗВЕСТНОСТЬ МАРОК ВОДКИ Известность водочных брендов у потребительской аудитории измерялась с помощью показателей спонтанной и наведенной известности. Показатель спонтанной известности рассчитывается на основании ответов потребителей на вопрос о том, какие марки они могут вспомнить без подсказки. Показатель наведенной известности отражает процент потребителей, которые могут узнать марку в предложенном списке. Интересно отклонение показателя спонтанной известности от показателя известности наведенной. Величина этого отклонения позволяет судить об актуальности марки для потребителей – чем меньше отклонение, тем выше актуальность. Актуальность, в свою очередь, – это результат усилий по продвижению марки на рынке, а также борьбы марок за место в потребительском сознании. По результатам исследования, лидером по показателю спонтанной известности является местная марка "Ликсар" (ОАО "Ликсар", г. Саратов) – ее отметили 42% опрошенных (табл. 6). Высокий уровень известности этого бренда обусловлен прежде всего развитием саратовского рынка: до появления широкого ассортимента водочных марок компания "Ликсар" фактически была единственным поставщиком водки. Впервые завод "Ликсар" вышел на рынок с одноименным брендом, в настоящее же время предприятие выпускает водку различных марок. Цифра, полученная в ходе исследования, – это суммарный показатель известности всех марок этого предприятия. Тройку марок-лидеров по показателю спонтанной известности дополняют водка "Беленькая" (ООО "Традиции качества", Московская область) и Nemiroff (Украинская водочная компания Nemiroff) – на их долю приходится соответственно 35 и 31% ответов. Далее следуют бренды "Мягков" (ЗАО "Первый ликероводочный завод", Украина) и "Полтина" (ГК "Галакта", Москва) – они занимают соответственно четвертую и пятую позиции в рейтинге спонтанной известности. Также в десятку лидеров входят марки "Гжелка" (ОАО "ТПГ "Кристалл, г. Калуга), "Исток" (ОАО "Исток", г. Беслан, Северная Осетия – Алания), "Орфей" (ЗАО "Орфей и К", г. Саратов), "Водка Главспирттреста" (ОАО "ЛВЗ "Топаз", Московская область) и Cristall (ОАО "Московский завод "Кристалл"). Что касается наведенной известности, то здесь сложился иной порядок расположения марок. На первом месте оказалась водка "Беленькая", которую отметили 72% респондентов. Вторую-третью строчки в рейтинге наведенной известности занимают Nemiroff и "Ликсар" – по 70% ответов. На четвертой и пятой позиции расположились марки "Полтина" и "Исток". Водка "Мягков" находится на девятом месте, уступая брендам "Родник" (ОАО "Самарский комбинат спиртовой и ликеро-водочной промышленности "Родник"), "Орфей" и "Гжелка". Замыкает десятку лидеров водка "Матрица" (ЗАО "Веда", Ленинградская область). ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО МАРКАМ ВОДКИ Результаты проведенного исследования позволяют проанализировать рост популярности основных водочных брендов на саратовском рынке за год. С точки зрения динамики роста популярности лидирует марка "Беленькая" – за год доля потребителей этой водки выросла на 31 процентный пункт (табл. 7). Также высокие показатели роста имеют такие бренды, как Nemiroff, "Водка Главспирттреста", "Мягков" и "Союз Виктан" (ГК "Союз Виктан", Украина). Очевидно, что эти марки "перетянули" часть потребителей у "Гжелки", "Истока", "Ликсара" и "Родника". Показатель положительной динамики характеризует рост популярности марки. Соответственно, отрицательная динамика – свидетельство потери маркой своих рыночных позиций. Рост популярности марок, лидирующих по потребительским предпочтениям, был обусловлен следующими факторами, которые отмечали респонденты: приятный вкус, совет друзей, приемлемая цена, тяга к новизне, привлекательная промоакция. ВОСПРИЯТИЕ ВОДОЧНЫХ БРЕНДОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ В ходе исследования было изучено восприятие потребителями таких характеристик водки различных марок, как вкусовые свойства напитка, дизайн упаковки/бутылки и цена. Удовлетворенность потребителей измерялась по 5-балльной шкале. В результате были рассчитаны средние балльные показатели, характеризующие все виды удовлетворенности. В целом по всем показателям лидерами стали бренды Nemiroff, "Вальс Бостон" (ЗАО "Веда"), "Мягков" и "Союз Виктан" – эти марки набрали 4,8 балла по 5-балльной оценочной шкале (табл. 8). Основные конкуренты марки "Беленькая" – бренды Nemiroff, "Союз Виктан", "Водка Главспирттреста" и "Мягков" – опережают ее по показателю удовлетворенности вкусом. Более того, Nemiroff и "Союз Виктан" также опережают водку "Беленькая" по удовлетворенности ценой напитка, то есть эти марки в целом занимают более выгодные позиции в плане потребительского восприятия. Также высокую оценку вкусовых свойств получила водка Cristall, а наиболее приемлемая цена, с точки зрения потребителей, оказалась у брендов "Флагман" (ОАО "СПИ-РВВК", Калининград) и "Вальс Бостон". С точки зрения потребительской удовлетворенности дизайном упаковки/бутылки лидируют "Вальс Бостон", Nemiroff, "Мягков" и "Союз Виктан". ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К ВОДОЧНЫМ БРЕНДАМ Лояльность потребителей относительно марок водки измерялась с помощью вопросов: "Какую марку Вы бы порекомендовали/не стали рекомендовать своим друзьям, знакомым?" Ответы на первый вопрос дают основание для расчета показателя положительной лояльности по отношению к той или иной марке, а ответы на второй вопрос – для расчета отрицательной лояльности. Следует отметить, что показатели лояльности являются очень важной характеристикой рыночной позиции марки в силу того, что в них аккумулируется потребительская оценка данного продукта, причем оценка не столько рациональная, сколько эмоциональная. С точки зрения потребительской лояльности состав марок-лидеров не изменился – это "Беленькая", Nemiroff, "Мягков", "Водка Главспирттреста" и "Союз Виктан". Водка "Беленькая" лидирует по показателю положительной лояльности и при этом имеет приемлемый уровень лояльности отрицательной - всего лишь 1%. Мощную отрицательную лояльность накопили местные бренды "Ликсар" и "Орфей". Надо отметить, что прирост продаж и популярность какой-либо водочной марки зависит не только от вкусовых свойств напитка, дизайна и цены, но и от рекламной активности производителей. В Саратове, как и на рынках других городов, выбор водки в среднем ценовом сегменте огромен. Доля потребителей, которые остаются приверженцами одного водочного бренда, как правило, невелика. При этом, как показывает практика, проведение акций в местах продаж, любая более или менее продуманная рекламная кампания приводит к всплеску продаж, так как потребители готовы переключаться на новые водочные марки. Кроме того, при стабильности вкусовых качеств продукции и высоком уровне дистрибьюции, эффект от акции длится достаточно долго. В заключение стоит отметит, что в настоящее время на саратовском рынке наблюдается некоторое затишье в продвижении водочных марок средней ценовой категории. Высокая активность будет наблюдаться в декабре, а также во время и после новогодних праздников. Водочные бренды, которые очень долго существуют на рынке, по тем или иным причинам постепенно переходят в список марок с отрицательной лояльностью. Это произошло, например, с водкой "Ликсар" и "Орфей". Причина в данном случае не только в отмеченном потребителями ухудшении вкусовых свойств продукта. Дело также заключается в том, что в последнее время со стороны конкурирующих марок при прочих равных условиях – приемлемой цене, хороших вкусовых свойствах и дизайне – наблюдается достаточно агрессивная политика продвижения. В качестве примера можно отметить марки "Полтина", "Мягков", "Беленькая" и "Водка Главспирттреста". Таким образом, регулярная и активная работа производителей с потребителями, а также предоставление выгодных условий и активная работа с дистрибьюторами – залог успеха и стабильной популярности той или иной водочной марки. Постоянная ссылка на статью:
|