Предпочтения москвичей на рынке подсолнечного масла

Без чего не может обойтись ни одна хозяйка и ни один повар как большого престижного ресторана, так и придорожной забегаловки? Без чего, так или иначе, не обходится приготовление практически любого блюда? Конечно же, без подсолнечного масла.

Завезенный в Старый Свет в начале XVI века из Мексики "цветок солнца" стал быстро распространяться по Европе, однако о полезных свойствах этого растения европейцы узнали не сразу. Изначально подсолнечник был своего рода музой для поэтов и художников, которые восхваляли его в своих произведениях. Фармацевты высушивали его листья и цветки и настоем из них лечили малярию. И только в середине XIX века было открыто основное свойство этого растения. Причем, произошло это в России: некто Бокарев – крестьянин графа Шереметьева – смог получить масло прекрасного качества из подсолнечника. С тех пор подсолнечное масло повсеместно используется практически во всех национальных кухнях. В настоящее время российский рынок подсолнечного масла привлекает все новых и новых производителей, т.е. конкуренция на нем растет.

В конце 2004 года компания Capital Research Group (NEIMS) провела исследование рынка подсолнечного масла в Москве и ближайшем Подмосковье. В опросе принимали участие мужчины, совершающие покупки для всего домохозяйства с достаточно высокой периодичностью – не реже 1 раза в две недели. Количество выборки составило 853 человека.

В ходе исследования выявлялись такие составляющие покупательского поведения, как: периодичность покупки подсолнечного масла, места покупки, критерии выбора "нового" продукта, предпочтения по маркам (производителям), а также определялась значимость отечественного и импортного производителя.

Данные о частоте покупок растительного масла, полученные в конце 2004 года, не сильно разнятся с данными на начало года, что свидетельствует о стабильности рынка. Подавляющее число москвичей – около 80% – приобретают растительное масло не реже 1 раза в месяц (рис. 1).

В отношении предпочтений по местам покупки бесспорно лидерство супермаркетов – именно в них растительное масло приобретают 38,2% респондентов (рис. 2). Это связывается с более высоким материальным состоянием столичных жителей по сравнению с региональными покупателями, где сильны "рыночные" настроения.

Магазин рядом с домом (работой) в качестве предпочитаемого места покупки рассматриваемого продукта назвали более 30% опрошенных. Эта торговая точка имеет традиционно высокие позиции благодаря удобному для покупателей расположению. Кроме того, вследствие частого посещения таких магазинов москвичи доверяют их продавцам, которые, по словам опрошенных, "подскажут, когда хорошее качество, а когда и не очень". Таким образом, потребители доверяют и качеству продукции, приобретаемой в магазинах рядом с домом.

В ходе исследования респондентам было предложено выбрать три критерия, которые, на их взгляд, влияют на приобретение продукта не знакомой им марки. В результате опроса выяснилось, что фактор цены является чуть ли не самым малозначительным, видимо, по причине уже упоминавшегося более благополучного материального положения жителей столицы. Основным же критерием выбора "нового" продукта является совет друзей, знакомых или родственников – так ответили около 600 человек (рис. 3). Также большое значение имеет известность производителя и страна производства.

При этом абсолютное большинство опрошенных мужчин – более 80% – предпочитают подсолнечное масло отечественного производства (рис. 4). Более 10% респондентов не обращают внимание на страну производства, они руководствуются в основном своим предыдущим опытом покупок и советом друзей/родственников. И только 6% жителей столицы сказали, что предпочитают импортное подсолнечное масло.

И, наконец, рассмотрим марочные предпочтения покупателей растительного масла. В данном случае, как и в случае с критериями, оказывающими влияние на выбор продукции, респондентам было предложено указать три марки подсолнечного масла, которое они покупают. Результаты опроса показали, что по степени доверия у мужской аудитории на московском рынке растительного масла лидирует марка "Слобода" группы компаний "Эфко" (рис. 5). Это объясняется нарочитой сельской простотой оформления продукции данной торговой марки и четкой направленностью на непритязательность мужчин в выборе оптимального продукта. Второе место занимает масло "Идеал" (Molinos Rio de la Plata S.A., Аргентина), подкупающее столичную мужскую аудиторию, не достаточно подкованную в тонкостях приготовления пищи, рецептурным инструктажем на упаковке и пафосом рекламных акций. Совсем немного от "Идеала" отстает "Золотая семечка" холдинга "Юг Руси".






Постоянная ссылка на статью: