Еще четыре-пять лет назад стоком считали «то, что и дешево, и сердито». И каждый подразумевал под этим понятием что-то свое: секонд-хенд, конфискат, неликвид. Сейчас ситуация изменилась. Каждый знает, что сток — это остатки брендовых коллекций, которые уцениваются из-за смены сезона. Причем это вещи совершенно новые, не бракованные и не ношеные.

Вот она — золотая пора, когда скидки становятся обычным делом и когда прилично скупиться можно и на распродажах. Желающих выложить за вещь «с именем» в 20 раз больше, чем она стоит, все меньше. Хотя и сейчас встречаются магазины, позиционирующие себя как luxury-бутик, но продающие одежду из старых коллекций. Не знающие люди клюют. Принцип сток-бизнеса очень прост. Для кого-то важно одеваться в модные вещи, то бишь из последних коллекций. Для другой категории главное — чтобы одежда была брендовой, а прошлогодняя или позапрошлогодняя — это неважно.

Вторая категория потребителей и есть движущая сила «распродажного» рынка. Владельцы стоковых магазинов выигрывают за счет быстрого возврата средств и частой смены товара. Они закупают уцененные линии на специальных стоковых базах за границей и продают уже с наценкой, которую постепенно снижают. Для покупателя это выглядит весьма соблазнительно: мало того что брендовая вещь изначально уценена, на нее еще и дополнительные скидки. Ну как тут не купить?Отправляясь в сток-шоп, покупатель должен быть готов к игре на нервах: брать или не брать? Это как аукцион, только цены понижают, а не повышают.

«Если вещь человеку по-нравилась, срабатывает желание купить сразу, ведь можно не дождаться, когда цена упадет на 95%, — объясняет Мира Гржебинская, совладелица сети стоковых магазинов In Jir. — Если ты знаешь, что завтра на облюбованную вещь будет скидка 20%, а послезавтра — 50%, то вряд ли станешь дожидаться, когда сэкономить можно будет 95%, ведь до этого времени вещицу может купить кто-то другой. Так что больше чем на 50% цену обычно понижать не приходится». Словом, вещи быстро раскупают, а вырученные деньги вкладывают в новые партии товара и открытие новых точек. Наценка на сток начинается со 100% — это обычная практика. Так что немудрено, что предприниматели, вложившие $10-15 тыс. в магазин остатков, сумели открыть по две-три торговые точки в течение первого года работы. Хорошенькое, видать, это дельце — щекотать нервы покупателям. Вот только хватит ли на всех остатков? Это и выясняла «ВД».

ПАСПОРТ РЫНКА

  • Объем н/д
  • Количество столичных участников 250-300
  • Рентабельность от 70%
  • Цены ботильоны Zara 369 грн. сарафан Blend she 159 грн. кожаный кошелек Camel 169 грн. вьетнамки Miss Sixty 149 грн.

Неконкурентная среда

На каждый товар найдется свой покупатель. Именно поэтому и решаются на открытие магазинов новые игроки, несмотря на кажущуюся насыщенность рынка. «Сток стал настолько популярен, что рынок, можно сказать, растет не по дням, а по часам, — убеждена Жанна Деньдобрая, совладелица сети стоковых магазинов «Гардероб». — За последний год в Украине открылось около сотни сток-шопов. Причем где-то 95% — это новички, открывающие свой первый магазин». Сама бизнес-леди в связи с этим в 2008 г. запустила еще и оптовое направление.

Рынок, казалось бы, очень насыщен. Однако о жесткой конкуренции говорить пока не время. Например, в одном квартале могут работать семь-восемь сток-шопов. Глобально на торговле это не сказывается. И вот почему. Конкуренция стоковых магазинов — палка о двух концах, считает г-жа Деньдобрая. Покупатели, попадая сюда, начинают свой сток-тур, выискивая интересные вещи. Но в сток-шопах нет размерной сетки. В одном магазине может быть вещь одного размера, а в другом — та же вещь, но уже другого. Поэтому здесь конкуренция вроде есть, а вроде бы и нет. За клиентов борются, как правило, за счет дисконтов, скидок, ценовой политики. Ну и атмосфера. Куда ж без нее? «Уцененный — значит, с дефектами». Этот стереотип, укоренившийся еще с советских времен, является главным тормозом рынка. И первые сток-шопы соответствовали таким умозаключениям: если товар уцененный, то на уборке помещения и примерочных тоже можно сэкономить.

Бороться с такими стереотипами было тяжелее всего, признается Мира Гржебинская. «Одна из моих целей — поменять восприятие стока нашими людьми, — объясняет она. — Хочется, чтобы они поняли: одеваться в стоковую одежду престижно, а не зазорно». Домашняя обстановка, старые комоды, эмалированный чайник в качестве вазы для цветов — г-жа Гржебинская сделала ставку на винтажное оформление. И не ошиблась. Судя по отзывам на интернет-форумах, в успехе стоковой сети дизайн интерьера сыграл не последнюю роль. «Поскольку само слово «сток» не предполагает коллекций последнего сезона, то и залы магазина оформлены в винтажном стиле, — объясняет предпринимательница. — Создавая такой интерьер, я хотела не просто продавать недорогую брендовую одежду, но и цивилизованно продавать. Хотелось, чтобы человек чувствовал себя уютно, чтобы магазин не выглядел как супермаркет или молл. У нас семейный, домашний магазин, где клиентов знают в лицо».

Каких-то железных требований к помещению, в частности по метражу, нет. Это может быть магазин с тремя залами общей площадью более 100 кв. м или стандартные 30-40 «квадратов». Есть уникумы, которые начинают торговлю на 10 кв. м. Оптимальный вариант, как утверждают игроки, — магазин площадью 30-40 кв. м. Для его запуска нужно закупить минимум 400-600 единиц ассортимента. Это обойдется около $6,5-8 тыс. в зависимости от раскрученности брендов. Торговое оборудование для стоков берут, как правило, эконом-класса. Потянет оно на $1-1,5 тыс. Плюс аренда и зарплата двоим-четверым сотрудникам. То есть в среднем нужно иметь $10-15 тыс. На каждом этапе встречаются свои сложности, но все они преодолимы. Сначала это поиск помещения, затем подбор персонала, ну и отбор товара. Прошли те времена, когда ради недорогой брендовой вещи люди готовы были ехать на окраину города. Сейчас расположение имеет большое значение. Обязательное условие дислокации — высокая проходимость, считает Жанна Деньдобрая. «Когда мы начинали, нам посоветовали: нужно начинать с рынка. И мы начали.

Простояли там недельку — и перебазировались в магазин, — вспоминает она. — Стоковая одежда — не базарная. Ей место в цивилизованных торговых помещениях. И уже в первый день, день открытия, у нас был ажиотаж». Еще одна неотъемлемая составляющая успеха — кадры. Они должны быть просто душками и при этом иметь вкус. С одной стороны, от продавцов какого-то специального обучения, навыков и досконального знания брендов никто не требует. Однако не все так просто. Как в рестораны ходят «на шефа», так и в стоковые магазины — «на продавца», уверяет Жанна Деньдобрая. Ценные сотрудники очень даже способ-ствуют увеличению оборота. «У меня есть одна продавщица, которую покупатели просто обожают. И постоянные клиенты ходят закупаться в те дни, когда работает эта сотрудница. Идут «на продавца», можно сказать, — рассказывает бизнес-леди. — У нее есть чувство стиля, вкус, а для продавца одежды это немаловажно. Такой работник в торговле — редкость».

Доброта и обаяние спасут торговлю. По крайней мере, этих качеств ждут от продавцов и клиенты, и работодатели. Основные требования, которые предъявляет к соискателям Мира Гржебинская, — позитив, улыбка. «Нам не нужны люди, которые досконально разбираются в брендах. Главное — энергетика, которую несет человек, — рассказывает она. — На собеседовании я не заглядываю в резюме. Могу сразу определить, как пойдет у человека работа. Если он обаятельный, открытый, если мне с ним приятно разговаривать, то и покупателям будет приятно общаться». Штат комплектуется в зависимости от торговых площадей и загруженности. Обычно это двое-шестеро продавцов-консультантов с фиксированной заработной платой ($400-700).

Гламур со скидкой

Отдельно следует сказать о правильно подобранном ассортименте. В принципе, сток уже подразумевает, что одежда несколько неактуальна, ведь мода меняется, дизайнеры каждый сезон придумывают что-то новое. Так что, закупая одежду и обувь прошлых сезонов, каждый предприниматель балансирует на грани «модно — немодно». Однако в некоторых случаях риск можно свести к минимуму, считает Игорь Оксанич, админист-ратор стокового магазина Adidas-Salomon.

Например, если торговать спортивной одеждой. «Назвать спортивный сток немодным или неактуальным нельзя. Спортивная одежда всегда удобна, а потому понятие «модно — немодно» к ней мало применимо, — объясняет он. — В спорте мода не так быстро меняется. Удобство — вот что в спортивной одежде главное». Специфика украинского рынка такова: наши люди обожают гламур. Поэтому владельцам сток-шопов, которые отовариваются в Европе, приходится выискивать нечто эдакое, чтобы угодить привередливым покупателям. Ведь европейцы, люди прагматичные и консервативные, предпочитают простую и удобную одежду. Держатели сток-магазинчиков надеются приучить к ней и наших граждан. Уже сейчас большая часть ассортимента — вещи в стиле casual. А со временем он станет доминирующим, убеждены игроки рынка.

«Сейчас в столице на улицах средь бела дня, конечно, еще можно встретить нарядно одетых людей, но это уже редкость, — объясняет Жанна Деньдобрая. — С каждым годом все больше украинцев одеваются в джинсы, майки — удобную повседневную одежду». Причины, по которым люди предпочитают одеваться в стоковых магазинах, самые разные. Покупатели приходят совершенно разных категорий. Есть люди, которые считают, что покупать пару обуви за 800 грн. — это дорого, хотя и располагают такими средствами, рассказывает Светлана Малиновская, управляющая магазина «Монарх-Эконом». Они приходят в сток и покупают сразу три-четыре пары обуви. Хотя обращаются пенсионеры и другие малообеспеченные категории.

Минимальная скидка от розничной цены в сток-шопах — 25%. Стоковыми могут быть не только одежда и аксессуары. Есть категории товаров, которые наиболее подходят к стоку. За границей, к примеру, есть стоковые магазины посуды, мебели, хозтоваров, электро-товаров, бытовой химии. Но электротовары, считает Жанна Деньдобрая, меньше всего подходят для стока. Ведь они, как правило, идут без гарантии. Есть и темная сторона стокового бизнеса. Кое-кто, продавая сток, позиционирует себя как бутик с премиум-ассортиментом. И только сравнив каталоги разных годов, требовательный покупатель может определить, что «туфельки, конечно, Prada, но модель-то — позапозапрошлогодняя». За счет чего делать обороты — на 800%-х наценках или на частой смене товара — каждый решает сам

 

Автор: Юлия Гаевая



Постоянная ссылка на статью: