Как оценить рекламный креатив
Об измерении эффективности рекламной кампании говорится много. Да, действительно, измерять рекламную отдачу необходимо, однако слишком часто мы забываем, что не только рекламный носитель, но и само дизайнерское решение, сама подача оказывают не менее серьезное влияние на будущую эффективность. О том, как оценить рекламные макеты с точки зрения возможной эффективности, и пойдет речь в настоящей статье. Каким образом вы выбираете макет? Не ошибусь, если предположу, что во многих ростовских компаниях решение принимается «на глаз». Что понравилось директору – то и в печать. О том, насколько созданный в рекламе образ отражает идею бренда или ценности целевой аудитории компании, чаще всего не задумываются. А ведь с определения идеального клиента, того заветного, который непременно придет и купит ваш товар, и не только купит, но еще и порекомендует своим знакомым, и начинается действительно серьезная рекламная кампания. - Ну, это же рекламная кампания! А у нас всего-то маленький модуль в газете бесплатных объявлений! Хорошо чтобы его вообще кто-нибудь заметил, не говоря о поддержании образа бренда или создании корпоративного имиджа. И все же давайте попробуем подойти к подаче рекламы более ответственно. Однако все-таки знайте меру: идеальный клиент - это собирательный образ, а потому излишняя его детализация может, напротив, привести к абсурду: ну сколько в вашем городе вы найдете мужчин в возрасте 25-35 лет с уровнем дохода от 1000 долларов, карьерно ориентированных топ и мидл-менеджеров или бизнесменов, которые к тому же юристы, бильярдисты, блондины, владельцы мраморных догов и дач на Канарах (вот это уже пример излишней детализации). Итак, проблемы единства корпоративного самосознания решены – начался черед оценки рекламных образов. Особенно важно проводить такое исследование, если представленный на ваше рассмотрение макет планируется положить в основу рекламной кампании. Для начала вам необходимо сформировать фокус-группу. О том, как правильно подходить к ее подбору, мы расскажем в другом номере газеты, а пока представим более реалистичную ситуацию: ответ надо дать через час, так как компанию надо срочно запускать в производство, а потому времени на поиск фокус-группы у вас нет в принципе. Попробуйте получить хотя бы поверхностное представление о возможной реакции аудитории. Для этого соберите ряд сотрудников, примерно соответствующих параметрам вашей типичной целевой группы (главное, чтобы они не имели отношения к рекламе – профессиональные сентенции за час до старта вам ни к чему), если в торговом зале оказалось несколько клиентов – вы счастливчик! - попробуйте заручиться и их помощью. Теперь попросите каждого из вашей «фокус-группы на скорую руку» посмотреть на представленные макеты и выполнить следующее задание. Для начала создайте пары противоположных признаков, способных отразить особенности восприятия вашей компании. Например: быстрое-медленное, прогрессивное-консервативное, шумное-тихое, ледяное-горячее, положительное-отрицательное, старое-молодое, живое-мертвое, хорошее-плохое, большое-маленькое, модное-устаревшее и т.д. Учитывая, что в данном случае мы имеем дело с ассоциативным восприятием, не стоит особенно углубляться в поиск максимально приближенных к товару пар определений. Теперь эти пары расположите на противоположных концах шкалы и попросите клиентов отметить место на графике, которое наиболее точно отражает возникающие ощущения по поводу товара после знакомства с рекламой. Например, если на шкале «старое-молодое» клиент выбирает деление +1, то это означает, «скорее старое», а если +2 – то «старое». Собрав такие шкалы всех опрошенных, вы сможете выявить некоторые закономерности восприятия и базово понять, какой набор ассоциаций (и какому макету он соответствует) более предпочтителен для вашей компании. Однако это была первая, подсознательная, часть, если хотите. Настал черед следующего этапа – ответа на прямые вопросы по каждому макету. Прежде всего необходимо узнать, что первое бросилось в глаза каждому из реципиентов (опрошенных), когда он в первый раз увидел макет. Следующий вопрос, на который необходимо получить ответ – что именно он узнал из этой рекламы о предполагаемом товаре. Имеет ли для него лично какое-то значение эта информация (да, сотрудники в качестве фокус-группы здесь явно не помогут). О чем говорит по мнению опрошенных картинка, используемая в рекламе? Имеет ли она какое-то значение для них, цепляет ли их, какие ассоциации и мысли вызывает? Тот же вопрос задайте относительно рекламного текста. Главное, чтобы ответы на все вопросы давались максимально развернутые – тогда полученный срез будет если и не полным, то максимально достоверным из возможных в условиях ограниченного времени. Ну и, конечно, не забудьте попросить описать, какой образ товаров вытекает из каждого вида рекламы? Что можно сказать о компании судя по макету? Соответствует ли созданный рекламный образ существующей репутации товара и фирмы, не вступает ли он с ней в конфликт? Ну и, конечно, главный вопрос: вызывает ли рассмотренная им реклама желание совершить покупку? И если нет, то в чем, по его мнению, причина? Вот, собственно, наверно, и все. Существуют, конечно, и другие методики. Однако мы с вами не транснациональная корпорация и находимся даже не в Москве, на кону стоят не миллионы долларов, а потому более сложные (а значит, и затратные) методики оценки эффективности рекламных образов нам пока ни к чему – в конце концов не стоит забывать о рациональности. Автор: Татьяна Никитина Постоянная ссылка на статью:
|