CRM-системы для малого и среднего бизнеса
Сегодня никто не будет спорить с тем, что любому бизнесу необходимо грамотное управление. Существует много способов, направленных на повышение эффективности деятельности компаний. Например, управленческий консалтинг, оптимизация налогообложения, мероприятия по связям с общественностью.
Одним из инструментов, способных повысить эффективность бизнеса, являются специализированные CRM-технологии. Аббревиатура CRM (Customer Relationship Management) расшифровывается как "управление взаимоотношениями с клиентами".
Попытайтесь представить, сколько компаний в России способны тратить на CRM такие огромные суммы. Наверное, это такие структуры как "Газпром", "Лукойл" и представительства транснациональных корпораций? Но, в России подобные компании можно пересчитать по пальцам. Неужели на этом рынок CRM-систем заканчивается?!
Как бы парадоксально это не звучало, но реалии жизни таковы, что в России в этих целях используют все что угодно, но только не специализированные программы. По данным наших исследований, около 90% компаний при составлении отчетов используют Excel, более того, планирование работы с клиентами сотрудники 55% (!) компаний осуществляют вообще, не прибегая к помощи компьютера, - они просто делают записи в ежедневниках и блокнотах.
Как уже говорилось выше, только крупные компании могут себе позволить использовать дорогостоящие CRM-системы и содержать большой штат специалистов по их обслуживанию (клиент-менеджеры работают с CRM-cистемой, с аналитическим ПО работают маркетологи-аналитики и т.д.). В то время, как в небольших организациях чаще всего большую часть вышеназванных функций выполняет один человек. Поэтому таким структурам покупать несколько продуктов, а потом еще и заниматься их интеграцией - просто нецелесообразно! Исходя из этого, с уверенностью можно сказать, что продукт, в котором нуждается МСБ, должен сочетать в себе и аналитику, и CRM одновременно. Наша компания занимается маркетинговым консультированием и разработкой подобного программного обеспечения более трех лет. На основе имеющегося у нас опыта, мы можем попытаться классифицировать тех представителей МСБ, которые нуждаются в CRM-системах. Известно, что использование CRM приносит наибольшую выгоду на тесных конкурентных рынках, где приходится бороться буквально за каждого клиента. Именно на таких рыночных площадках планирование деятельности в соответствие с анализом клиентской базы, просто необходимо. Наиболее конкурентными сферами малого и среднего бизнеса на наш взгляд являются: Конкуренция у них очень жесткая, потому что им приходится бороться за место под солнцем не только с подобными себе структурами, но и с национальными брендами. Они распространяют свою продукцию через сети торговых точек и мелкооптовых баз. Количество покупателей-оптовиков сильно ограничено. И то, чьей продукции окажут предпочтение, часто зависит от личного отношения клиента к производителю. Поэтому необходимость CRM тут очевидна. С другой стороны, подобным структурам очень сложно даются любые решения, связанные с изменением ассортимента. (Если крупное предприятие для принятия такого решения может потратить несколько тысяч долларов на проведение маркетингового исследования и консультации экспертов, то малый бизнес часто полагается только на интуицию). В подобных ситуациях значительную помощь предпринимателю смогут оказать системы анализа. Круг проблем у них примерно тот же, что и у региональных производителей. Поэтому и потребности здесь схожи. Чтобы удержаться на плаву, им приходится поддерживать достаточно широкий ассортимент, причем разных производителей, отслеживать появление новых торговых марок, следить за рекламой, а также всегда держать в поле своего зрения всех своих клиентов. Это аудиторские и адвокатские конторы, ремонтные и монтажные службы, компании, специализирующиеся на компьютерной и оргтехнике, рекламные и туристические агентства. Именно подобные структуры активно развиваются в нашей стране в последние годы. (Только в нижегородском регионе подобных компаний более тысячи). И именно на этих рынках существует предельно жесткая конкуренция. Залогом успеха каждой такой компании является индивидуальный подход к каждому клиенту. ─ значит без CRM -систем им просто не обойтись. Однако, несмотря на кажущуюся очевидность потребностей в СRM, далеко не всегда руководство малого и среднего бизнеса признает необходимость использования данного типа программного обеспечения в бизнес-процессах. Проблема заключается в том, что потребитель просто испуган! Часто можно стать свидетелем следующей ситуации: маркетолог или коммерческий директор, прочитав обзоры и посмотрев на прайс-листы, с четырехзначными числами в долларах и попытавшись применить к своему бизнесу такие термины как "эластичность спроса", "SWOT-анализ", решает для себя, что "Это все для крупных организаций, а мы небольшие, пока не доросли". Конечно, сложные СRM-системы со специфической терминологией для МСБ не только не по карману, но и не по зубам. Не подойдут здесь также и сложные манипуляции с различными данными и информацией. В данном случае оптимальным вариантом будет возможность совместить все необходимые функции "в одном флаконе" - "аналитические CRM", и, при этом затратить минимальные средства на внедрение системы и обучение персонала. Например, соединить системы работы с клиентами и аналитический блок в одном комплексе (программа "Маркетинг Аналитик", разработчик "Курс"), либо даже в одном продукте ("Монитор", разработчик "Бизнес Навигатор"). Подобные системы помогают решить как раз те задачи, которые наиболее востребованы сегодня представителями МСБ. В набор функциональных возможностей аналитических CRM-систем входит:
- определение товарной ценовой политики - контроль эффективности работы с клиентами - выборов каналов передвижения товаров - оценка эффективности маркетинговых и управленческих мероприятий Самое главное, что системы, обладающие всеми этими свойствами и способные выполнять весь комплекс функций, уже существуют на российском рынке. Руководителям предприятий и организаций не стоит бояться подобных технологий! Напротив, им стоит обратить внимание на то, что уже сегодня предлагает рынок. Именно этот шаг позволит им выбрать наиболее оптимальную систему и значительно повысить эффективность своей деятельности! Автор: Михаил Кадыков, генеральный директор КГ "Бизнес Навигатор" Постоянная ссылка на статью:
|