Малый торговый бизнес принесут в жертву сетям

Количество киосков и ларьков на улицах Москвы неуклонно сокращается. Однако, по мнению столичных властей, этот процесс идет слишком медленно. Мэр Москвы Юрий Лужков оценил работу по ликвидации палаточной торговли как неудовлетворительную и поручил подчиненным увеличить темпы «очищения» столицы. Дмитрий Алексеев

Зачистки не будет

1 октября на стол московского градоначальника должен лечь новый, уточненный, план-график сокращения численности нестационарных объектов мелкой розницы. Он станет для чиновников руководством к действию на оставшиеся месяцы текущего года, а также на весь следующий год. Обосновывая сокращение мелкой уличной торговли, власти ссылаются на мнение простых горожан. После анализа именно их жалоб представители московского правительства пришли к выводу, что подавляющее большинство ларьков и киосков размещены с нарушением санитарных норм и правил, мешают пешеходам, затрудняют движение автомобилистов.

За разъяснениями, как подобные действия соотносятся с периодически произносимыми заявлениями городских властей о всемерном благоприятствовании малому бизнесу, мы обратились в Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы. Как оказалось, в этой организации действия столичных чиновников в целом одобряют. Ответившая на звонок представительница совета отказалась назвать свое имя, зато с большой определенностью изложила позицию экспертов и общества по ряду проблемных во-

просов. Она отмела предположение о том, что столичные власти затеяли тотальную зачистку городских улиц от расположившихся на них ларьков и киосков. По ее словам, никаких чрезвычайных мер по отношению к палаточникам не предпринимается:

— Документа, который инициировал бы подобную акцию, в глаза никто не видел. А значит, и говорить по существу тут не о чем. В Москве, как и в любом другом городе, идет обычная деловая жизнь, в процессе которой одни предприниматели освобождают торговые площади, а другие занимают их место.

С тем, что мелкая розница должна иметь

определенную нишу в торговом секторе мегаполиса, работница совета совершенно не спорила. Однако основная задача, которую обязаны решить все бизнесмены (в том числе и владельцы небольших торговых предприятий), проста и понятна — это обеспечение гарантии

качества и безопасности для здоровья граждан реализуемых ими товаров, заметила представительница Общественно-экспертного совета:

— Мы должны обслуживаться в цивилизованных торговых заведениях, а не в зачумленных, плохо приспособленных с санитарной точки зрения местах. Созданием именно таких, оборудованных рабочих мест, которые предприниматель может арендовать в растущих, как грибы после дождя, крытых торговых центрах, активно занимаются в настоящее время городские чиновники.

Жалобы и сетевики

Очень часто в бедах малого бизнеса повинны отнюдь не чиновники, а сами предприниматели, заявила анонимная сотрудница Общественно-экспертного совета. Показательными она сочла случаи с оформлением разного рода разрешительной документации на право ведения торговли. За многими необходимыми по закону бумагами бизнесмены просто не идут, поскольку предпочитают решать свои проблемы не вполне законным путем, «договариваясь полюбовно» с чиновниками на уровне префектур и округов. Впоследствии изгнанные наконец с незаконно занимаемых площадей торговцы начинают жаловаться на то, как с ними несправедливо поступили, утверждает представитель совета:

— Мы готовы помочь и советом и действием, когда тебя, образно говоря, положили лицом на асфальт и силой заставили съехать. Но совсем другое дело, если к бизнесмену предъявляются вполне обоснованные претензии.

По словам собеседницы корреспондента «Московского бухгалтера», предприниматели, чье имущество пострадало во время хозяйственных споров либо просто согнанные с места противозаконно, как ни странно, крайне неохотно обращаются в суд, чтобы отстоять свои законные права. Этой инертности в Общественно-экспертном совете при мэре и правительстве явно не понимают и не одобряют.

Зато эксперт Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Владлен Максимов охотно рассказал о том, почему столичный малый бизнес не горит особым желанием добиваться справедливости в спорах с местными властями в местных же судах. Опираясь на свой значительный деловой опыт, предприниматель пояснил, что московские служители Фемиды крайне редко принимают сторону бизнеса в подобных тяжбах.

Довольно очевидна, по мнению Владлена Максимова, и причина, по которой столичные чиновники столь рьяно взялись очищать город от ларьков и киосков. Ключевую роль здесь сыграли вовсе не обращения граждан, а прямое лоббирование своих интересов крупными сетевыми компаниями, продолжил эксперт «ОПОРЫ России»:

— Для них очень важно сократить количество составляющих им конкуренцию торговых объектов. Ведь сетевики открывают не только супер- и гипермаркеты, но и небольшие магазины так называемой шаговой доступности.

Владлен Максимов предположил один из вариантов действий, по которому префекты и руководители управ избавляются от «мешающих нормальной жизни граждан» торговых заведений. По его словам, в каждой управе ежегодно составляется так называемая дис-локация, в которой указано, какой торговый объект какое место в районе должен занимать. Предприниматель, получивший заветный кусочек московской земли под свой ларек, на самом деле находится в совершенно бесправном положении, подчеркивает эксперт. На следующий год его могут элементарно не включить в пресловутую дислокацию. В таком случае ждать объяснения причин произошедшего проблематично.

Дорогая моя аренда

Не столь радужным, как сотруднице Общественно-экспертного совета, видится Максимову и положение с новыми рабочими местами для фактически выдавленных с улиц предпринимателей. Во-первых, в Москве арендовать землю под торговое заведение бизнесмен может только у города. Во-вторых, за эти самые территории и помещения сейчас идет ожесточенная борьба. И большая часть таких площадей поделена между представителями отнюдь не малого бизнеса. И в-третьих, цена арендуемых площадей в предложенных вниманию бизнесменов торговых центрах принципиально иная, чем стоимость установки ларька или палатки, говорит представитель «ОПОРЫ России»:

Аренда 1 кв. метра на первом этаже приличного торгового центра обойдется приблизительно в 200 долларов в месяц. К тому же арендатор обязан внести депозит, составляющий несколько тысяч долларов (конкретная сумма зависит от снимаемой площади).

Отметим, что специальной протекционистской программы, которая помогла бы бизнесменам с наименьшими потерями найти свое место на новых для них территориях, пока не предусмотрено. Следовательно, рассчитывать на особые сантименты не приходится. Более того, во властных коридорах все чаще звучат предложения отказаться от установления льготных арендных ставок для малых фирм.

Просто бизнес

Согласно официальной статистике, сегодня в столице действуют 114 рынков различной специализации. Сокращение их числа по сравнению с прошлогодними показателями вроде бы не очень-то и заметно — годом ранее их было 119. Уменьшение произошло главным образом за счет универсальных рынков — за 12 месяцев их количество снизилось с 51 до 46. Еще совсем недавно предприниматели, чей бизнес убирали с облюбованных мест, могли спокойно переезжать на открытые рынки: их в столице до недавних времен было достаточно. Однако с принятием Закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках» этот переезд стал для большинства предпринимателей проблематичным. Причина — в сокращении числа открытых торговых площадок, а стало быть, и в возросшей конкуренции за размещенные на них прилавки.

Вряд ли следует ожидать, что положение в ближайшее время изменится к лучшему. Ведь действуя вполне в рамках закона, городские власти «интересуются» не только универсальными, но и сельскохозяйственными рыночными территориями. Так, по заявлению руководителя комплекса имущественно-земельных отношений г. Москвы Владимира Силкина, разработанный в недрах имущественного ведомства проект приватизации на 2008–2010 годы предусматривает выкуп 7 рынков, среди

которых Лефортовский, Даниловский, Кунцевский и другие. В течение ближайших 2 лет они обретут общую крышу — на их месте построят торговые центры под общим руководством единой управляющей компании. Цель таких преобразований, по словам чиновника, благая — более эффективное использование имущества данных организаций и в итоге пополнение городского бюджета. Жаль только, что интересы тщательно опекаемого на словах малого бизнеса задвигаются при этом даже не на второй, а на десятый-двадцатый план.







Постоянная ссылка на статью: