Ижевский рынок высотных работ, выполняемых в технике промышленного альпинизма, не просчитан в точных объемах и перекошен в странном для капитализма отношении – высокий сезонный спрос на услуги монтажников-высотников растворяется в минимуме предложений от промальперов. По мнению самих представителей этой профессии, недостаток предложения в итоге привел к тому, что сократился и спрос.

Единственной сферой, в которой спрос на услуги промышленных альпинистов остается, под стать их профессии, стабильно высоким – это работы, связанные с монтажом средств наружной рекламы. Это касается, прежде всего, монтажа брандмаэуров – натяжных полотен на фасадах высотных зданий. Однако, как считает директор рекламного предприятия НРТ Валерий Пушин, даже обыкновенная плановая замена плаката на рекламном билборде требует от рабочего альпинистских навыков: «Придорожные рекламные конструкции имеют высоту шесть метров. И нет никакой разницы – падать человеку с шести метров или с шестидесяти, это одинаково опасно и трагично».

Не случайно, что среди персонала всех крупных рекламных агентств в Ижевске (их не менее пяти) есть штатные монтажники-высотники (их количество может быть от одного до нескольких десятков), которые в подавляющем преимуществе вышли из альпинистов, спелеологов и скалолазов, тренировавшихся на знаменитой ижевской башне у центрального универмага и параллельно лазили по горам. Поэтому нет ничего странного в том, что снаряжение для работы или активного досуга промышленные монтажники закупают в одном магазине с альпинистами.

При резком сезонном увеличении объемов работ рекламщикам не хватает свободных рук, и они с удовольствием прибегают к услугам наемников. Благо, что рекрутинг проводить очень просто. На рынке наемного высотного труда сегодня можно найти множество частных охотников подняться в воздух за деньги, но, по признанию специалистов рекламных агентств, они никогда не отдадут «варягу» выполнение серьезного заказа.

При этом надо учитывать, что серьезные заказчики для придания себе солидности вправе выбирать партнеров уже за пределами региона. Такой кадровый выбор не исключает нарочитое игнорирование местных предложений. Например, местные «стенолазы» говорят, что при строительстве нового ижевского бизнес-центра по улице 10 лет Октября облицовочные работы на высоте выполняет одна из московских фирм.

Сопутствующие рекламной деятельности работы по мытью окон и вывесок высотники от рекламы выполняют лишь при отдельном желании заказчика. Причем эти работы выполняются только на «своих» конструкциях и вывесках.

Как выяснилось, стоимость высотных работ по монтажу рекламных сооружений в Ижевске ничуть не ниже московских. Известно, например, что полотнище фирмы BMW площадью 2800 кв. м, развешенное в свое время в самом сердце первопрестольной на фасаде гостиницы «Москва» (снесена в 2004 году) в Охотном ряду, бригада из десяти промальперов «повесила» за $10 тыс. Сегодня в Ижевске брандмауэр таких размеров можно разместить у всех на виду примерно за те же деньги – 300-400 тыс. руб.

Впрочем, такие крупные заказы местным промышленным альпинистам перепадают не часто. Вообще же в назначении цены на монтажные работы нередко используется обыкновенный процентный подход – десять процентов от стоимости изготовления рекламной конструкции.

Вертикально ориентированная компания

Что касается работ, выполняемых высотными монтажниками для бизнеса, не связанного с рекламой, то на этом рынке в Ижевске пытаются зарабатывать сразу несколько предприятий. Это немного, тем более что в действительности профильным это занятие является буквально для единичных компаний.

Среди них компания «Вертикаль-строй», которая на этом рынке работает уже 5 лет. Как раз 30 ноября эта фирма отметила юбилей с того дня, когда «Вертикаль-строй» дебютировала в промальпе в качестве подрядчика, выполняющего высотные работы для рекламного агентства «Ремас-сити». По словам директора и основателя фирмы Андрея Поздеева, когда ему стало ясно, что монтаж рекламных конструкций трудоемок, а ощутимые затраты не покрываются доходами, то фирма отошла от рекламы и сосредоточилась на ремонтных работах и отделке фасадов высотных зданий. Правда, ряд рекламщиков по-прежнему иногда обращается в фирму с просьбой смонтировать их продукцию на самом видном месте.

Однако, по словам Андрея Поздеева, сегодня рекламные работы в обороте их фирмы уже не занимают большого объема, так же как и заказы от частных лиц: «Среди наших клиентов частные лица составляют мизерное количество. Основными заказчиками являются промышленные предприятия и муниципальные учреждения. Прежде чем приступить к работе, мы проводим экспертизу фасада и даем клиентам совет по выбору оптимального покрасочного материала».

Сочетание квалификации строителя-ремонтника и альпиниста позволяет промышленным «стенолазам» держать довольно высокие цены на свои услуги, которые, впрочем, вполне позволяют им конкурировать со специальными механизмами и приспособлениями, облегчающими доступ на вершины зданий.

«Нанимать подъемные механизмы, навешивать тяжелые люльки получается значительно дороже, - говорит Андрей Поздеев. - Час работы автогидроподъемника стоит 400 руб. Могу ошибаться, но за первую пятилетку работы наш заказчик всего однажды заказывал для нас вспомогательную технику. Мы предпочитаем рассчитывать исключительно на свои силы, да и для клиентов это обходится дешевле».

В то же время, как выясняется, промышленные альпинисты в таком небольшом городе, как Ижевск, часто страдают оттого, что качественно выполняют работы. После того как они покрасят стену, клиенту в течение нескольких лет не приходится думать о том, чтобы обновить ее. А поскольку по-настоящему крупных клиентов в этой сфере в нашем городе не так уж много, то время от времени промышленные альпинисты чувствуют падение объемов производства.

Андрей Поздеев: «Два года назад летом мы занимались покраской всех фасадов корпусов Ижевского радиозавода и мытьем окон. Площадь покрасочных работ превысила 16 тысяч квадратных метров, а окон мы помыли 4 тысячи квадратов. Кстати, интересно, что мыть окна куда проще зимой. В отсутствие пыли и дождя эту работу можно выполнить гораздо чище, чем в любое другое время года. На эти 16000 квадратных метров в 2004 году вышло гарантийного ремонта максимум 50 кв.м, что является хорошим показателем (т.е. 0,3% от общего объема). Соответственно заказчик выбрал «Вертикаль-строй» на 2004 год в качестве подрядчика на окраску дополнительных фасадов и ремонтных работ.

Тем не менее, если объем промальпийских работ нашей фирмы летом 2003 года составил около 3 миллионов рублей, то нынче мы и все наши коллеги отмечают снижение объемов покрасочных работ. В предыдущие несколько лет наши годовые показатели держались на уровне не менее 20 тысяч квадратных метров, а в этом году не наберется даже пяти тысяч квадратных метров.

Наверное, нам «аукается» наша же качественная работа. Ну что ж, такие издержки можно считать даже приятными».

Несмотря на то, что рынок промышленного альпинизма отличается сезонностью и страдает от периодических спадов, фирмы, работающие на нем уже значительное время, в целом от недостатка работы не страдают и считают, что конкуренции в этой сфере как таковой пока нет.

«Конкуренции я пока не ощущаю, - рассказывает Андрей Поздеев. - Вовсе не потому, что мы такие хорошие. Просто рынок промальпа в Ижевске еще не насыщен игроками, и работы хватает всем. Летняя лавина заказов заставляет нас зашиваться, но, даже несмотря на это, я придерживаюсь мнения ни в коем случае не расширять штат подразделения монтажников-высотников. Когда зимой наступает регулярный сезонный спад, прокормить легионеров становится сложно».

Высококвалифицированные высотники

Понятно, что специфика высотных работ состоит не только в том, чтобы монтажник умел залезать на большую высоту и не упал оттуда. Рекламщики и строители нуждаются в высококвалифицированных (в прямом смысле) высотниках, ведь зачастую производство предполагает, а стена располагает и требует соответствующей квалификации. На бойких высоких местах промальперы исправляют и подгоняют все несоответствия первоначального варианта. Поэтому сегодня никому (кроме себя) не нужен альпинист в чистом виде, способный залезть на стену и просто висеть там. Больших денег такое «восхождение» в фирму не принесет. Альпинисту необходима рабочая специальность хотя бы для того, чтобы правильно пробить перфоратором отверстие и вставить в него анкер.

Валерий Пушин: «Для внешнеторговой фирмы «Байкал» на инженерном корпусе Ижевского механического завода на высоте около полусотни метров мы монтировали рекламную конструкцию по всему периметру здания. Высота заглавной буквы в названии фирмы равнялась шести метрам. На монтаж этой конструкции мы затратили почти три месяца. Прямо на высоте при необходимости наши монтажники делали сварку, работали «болгаркой», проводили электрический кабель. Любопытно, что наши монтажники обижаются, когда мы берем «низкорослый» заказ: «Почему мы должны работать, стоя на полу. Мы же не строители, мы монтажники-высотники. Давайте поднимайте нас наверх!»

Занятно, что во взгляде на специализированную подоплеку в выполнении высотных работ наши источники заочно и резко разделились. Валерий Пушин полагает, что бывший маляр никогда не полезет на стену: «Лучше научить красить альпиниста, чем лазить штукатура-маляра».

У Андрея Поздеева совершенно противоположная точка зрения, которая опровергает устоявшееся в российском рекламном мире мнение: «С подобной постановкой вопроса я в корне не согласен. Проверено практикой. Обучить штукатура-маляра навыкам альпинизма гораздо проще, тем более что приходится не только красить, но и качественно выполнять ремонт до покраски. Если нет работы на высоте, рабочие занимаются отделкой помещений, и им нравится периодическая смена деятельности. В то же время знаю много физически крепких ребят, которые отлично лазят по отвесу, но не смогут смонтировать рекламный щит».

С господином Поздеевым сложно не согласиться, поскольку он сам в прошлом занимался горным туризмом и до сих пор продолжает восхождения (минувшим летом ему покорился Эльбрус).

Информация:

При строительстве первых небоскребов в Америке в роли дебютантов промышленного альпинизма чаще всего использовали индейцев. Белые люди предполагали, что у краснокожих вестибулярный аппарат работает намного лучше.
Первое упоминание о промышленном альпинизме на территории нашей страны относится к концу первой четверти прошлого века, когда в горных районах Советского Союза начали строить гидроэлектростанции. Альпинисты расчищали горные ущелья от камней и валунов, которые, падая, могли помешать стройкам первых пятилеток. Во время блокады Ленинграда альпинисты зачехлили все исторические памятники и высотные здания. Позже работы промальперов были засекречены, потому как в советских строительных нормах и правилах подобные высотные работы не значились, но острая необходимость заставляла директоров заводов идти на нарушение СНИПов.
За сверхсложные и особо опасные работы советский промальпер мог получать гонорар в размере до полутора тысяч рублей при средней ежемесячной зарплате в СССР от 110 до 140 рублей.
Официально в России специальности «промышленный альпинист» не существует. Штатных промальперов в нашей стране принято «обзывать» монтажниками, высотниками и даже разнорабочими.
Столичные промышленные альпинисты, кроме рекламной службы, несут «повинности» по герметизации швов панельных домов, моют окна, чистят крыши от снега и сосулек, красят трубы, занимаются монтажом кондиционеров, спутниковых антенн, ремонтируют балконы и даже кронируют деревья.
Ежемесячная зарплата ижевского промальпера составляет в среднем около 15 тыс. руб. При этом фирмы применяют как сдельную форму оплаты труда, так и окладно-премиальную. В Москве монтажники-высотники в среднем зарабатывают $30-50 в день. Срочная и ответственная работа повышает ставку промальпера до $300 за смену.
На столичном рынке промальпа работают около полусотни компаний, среднемесячный оборот которых простирается от $10 тыс. до $50 тыс. На пике спроса на услуги промышленных альпинистов в летние месяцы эти показатели могут возрастать почти в десять раз.
По прогнозам экспертов, годовой объем московского рынка промальпа в текущем году может составить около $200 млн.
Средняя цена за установку стандартного брандмауэра (150-200 кв. м) в Москве – от $5 до $10 за кв. м. Если размер полотнища превышает 500 кв. м, то расценки снижаются примерно в полтора раза. Стоимость установки крышной конструкции (с учетом сложности работы) обойдется заказчику от $5 тыс. до $50 тыс. За герметизацию швов столичные монтажники просят от $2 до $20 за один погонный метр. При мойке окон такса колеблется в пределах $2 за один кв. м.
Профессиональное альпинистское снаряжение (веревка, сидушка, карабины и др.) в Москве можно отыскать за $1000.
До недавнего времени рубиновые звезды на башнях Московского Кремля тоже чистили альпинисты.
Владимир Кабанов, президент финансового клуба газеты «Известия Удмуртской Республики»

Покрасив вышку, я буквально не мог уснуть

- Лет десять назад я работал в коммерческой фирме, директор которой бросил клич по поиску добровольцев на сложную работу – начальнику потребовалось покрасить осветительную вышку на промышленной базе. Потому как за эту работу директор положил повышенный гонорар, я вызвался покрасить вышку. Ее высота равнялась примерно тридцати метрам, при этом сама башня находилась в плачевном состоянии. Проржавела. Поначалу залезать на вышку было страшно. Я надел монтажный пояс, в руки взял кисть с ведром, пристегнулся карабинами к конструкциям вышки и полез красить ее серебряночкой. Наверху под ветром вышка ходила с большим люфтом. Знаю, что на пике Останкинской башни разнос составляет без малого два с половиной метра. По технологии я красил вышку дважды. Первым дело прогрунтовал, а потом повторил на чистовую. Мой бизнес удался. Работал я четыре дня и заработал сумму эквивалентную месячному доходу. После этого стал понимать чувства альпинистов. Высота и воздух тянут вверх. Покрасив вышку, я буквально не мог уснуть ни ночью, ни весь следующий рабочий день. Объяснил себе это тем, что, когда ты находишься в подвешенном состоянии между небом и землей, организм вырабатывает сгустки энергии. Она прет наружу – и человеку становится не до сна.

 

Автор: Александр Поскребышев



Постоянная ссылка на статью: