Существует миф, что в жилищно-комунальной сфере все обваливается и все нищие. Есть предприятия, опыт которых показывает, что в сфере ЖКХ можно неплохо заработать и продемонстрировать отличный результат успешного ведения бизнеса.

В Петербурге действует около 20 управляющих компаний, занимающихся коммунальным обслуживанием домов, в частности «СТАКС», АНО МСР, ОРГТЕХРЕМСТРОЙ (дочернее предприятие ЛенспецСМУ), ПРОКСИ и др.

Сейчас возможный простор для деятельности - это 2 тысячи домов ТСЖ и ЖСК, то есть 14% от общего числа жилых домов в Петербурге.

«Сейчас конкурировать на этом рынке очень сложно. Так, если государственные предприятия, которые финансируются за счет средств бюджета, получают 5 руб 90 коп с 1 м2 обслуживаемой площади, то частные только 1 руб 87 коп, - говорит генеральный директор управляющей компании «СТАКС» Евгений Пургин. - Однако, с передачей домов от обслуживание госпредприятиями в частные руки, которая намечается на начало 2005 года, количество компаний должно возрасти. По оценкам специалистов, для Петербурга необходимо как минимум 200 управляющих компаний».

Шаг 1. Регистрация

Компания, занимающаяся коммунальным обслуживанием, может регистрироваться как ООО, ЗАО. В этом виде бизнеса придется получать много лицензий. Это дело хлопотное и долго. На оформление лицензий уходит около полугода. Одна из наиболее сложных для получения – лицензия на вывоз мусора. Компании говорят, что только на переоформление лицензии уходит больше года.

«Мы занимаемся комплексным коммунальным обслуживанием с 1997 года, - говорит генеральный директор управляющей компании «Стакс» Евгений Пургин. – Сейчас мы обслуживаем 100 жилых домов. Это 1/20 рынка. Помимо жилых домов обслуживаем объекты РУВД, универсамы, магазины, рестораны и др».

Шаг 2. Помещение

Для организации диспетчерской и помещения для персонала необходимо найти помещение. На первых порах подойдет помещение площадью около 40 м2. Это может быть колясочная в домах или другое подобное помещение. Можно ориентироваться на плату $5 в месяц за 1 м2. Бухгалтер может работать дома. Потом, когда фирма расширится и возьмет на обслуживание дома в различных районах, придется организовать участки поближе к обслуживающим объектам.

«Мы начали работать с 4 домов и довольно быстро набрали достаточное количество клиентов, - говорит Евгений Пургин. - Сейчас у нас организованы участки в Красногвардейском, Фрунзенском, Кировском районах. Центральная диспетчерская служба базируется на Васильевском острове. Для обслуживания разрозненных объектов в разных концах города также созданы мобильные группы».

Шаг 3. Затраты

Для организации бизнеса необходимо от $70-200 тысяч, которые придется вложить в течение 6 месяцев-1 года. Основные затраты – это зарплата, закупка инвентаря и оргтехники, аренда помещения.

Инвентарь для дворников – тряпки, метла, косилки, лопаты. Для сантехники – ключи, электроинструмент. На инвентарь нужно от $2 тысяч. На первое время можно найти работников со своим инвентарем.

«Если вложили $70 тыс., взяли на обслуживание порядка 10 домов, то вложения окупятся примерно через 1 год. Прибыль составит примерно 5% от выручки. Если вы обслуживаете 100 тыс. м2, то после выплаты налогов и др., останется 10-15 тыс. рублей. Таким образом, чтобы увеличить прибыль, нужно набрать больше клиентов», - считает Евгений Пургин.

Евгений Пургин говорит, что рентабельно обслуживать жилищный фонд площадью не менее 200 тыс. м2. или примерно 40 стоквартирных домов.

Шаг 4. Персонал

Главное в этом виде бизнеса – это кадры. На зарплату персонала нужно от $4 тыс в месяц. «Обязательно нужен хороший инженер, лучше всего специалист из жилищной системы. Потому что специфика разная у жилых домов и производственных предприятий, - говорит Евгений Пургин. – Нередко сам собственник имеет в этой сфере солидный опыт и сам работает в качестве директора и инженера».

Если фирма будет заниматься только техобслуживанием, то нужны сантехники, электрики, плотники и др. В Петербурге отмечается дефицит квалифицированных кадров в этой сфере.

Для организации круглосуточной диспетчерской службы нужно 4 диспетчера. Но можно пойти иным путем и не создавать аварийную службу. В этом случае клиенты заключают договор с какой-либо другой аварийной службой. «Но, как правило, такое сочетание, когда одна организация обеспечивает аварийные работы, а другая техническое обслуживание действует не очень хорошо. Периодически возникают споры – аварийщики приезжают, им не открыть дверь, они ее взламывают и т.д. Это сложно. Лучше, чтобы все это делала одна организация», - рассказывает Евгений Пургин.

Шаг 5. Клиенты

Для увеличения масштабов фирмы необходимо организовать службу, которая будет заниматься поисками клиентов.

«Нужно уметь договариваться с председателями ЖСК и ТСЖ. Работа с такими клиентами имеет свою специфику, считает Евгений Пургин. - Нередко в качестве председателей выступают не специалисты в жилищной сфере. Как правило, председатели - это пенсионеры, люди старшего возраста. Перегоревшая лампочка для них иногда важнее, чем вышедшая из строя проводка, от которой может возникнуть пожар во всем доме. Они боятся за свое место и не хотят вникать в проблемы. Но если они объявят своим жильцам, что нужно собрать деньги на замену проводки или какие-то другие работы, то их потеснят с места. Это сложность нашего рынка».

Расходы на создание управляющей компании по обслуживанию жилых домов

Регистрация, получение лицензий и др. – от $2 тысяч.

Зарплата – около $50 тыс.

Инвентарь – от $2 тысяч.

Аренда помещения - $200 в месяц.

Источник: Газета "Деловой Петербург"

 




Постоянная ссылка на статью: