С сетями и книжными магазинами сосуществуют лотки. По признанию управленцев цивилизованного ритейла, уличная торговля по-прежнему составляет им конкуренцию, прежде всего более доступными ценами. Корр. «К» встретился с владельцем небольшого книжного магазинчика, а в прошлом — торговцем-лоточником, который не захотел называть своего имени. Он рассказал, что угрожает уличной торговле книгами во Владивостоке и как ему удается конкурировать с крупной книжной розницей.

— Сколько лет вы работаете в книготорговле?

— Около 11. Раньше торговал с лотков, три года назад открыл первый магазин.

— Почему лоточный бизнес до сих пор востребован?

— Если не будет лотков, то многие вообще перестанут читать. Чем больше лотков, тем более весомая часть желающих сможет купить книгу. Ведь это не товар повседневного спроса, как, к примеру, колбаса или хлеб. Деньги на приобретение книги тратятся не в ущерб остальным покупкам, а, скорее, если остались средства после их совершения.

Лоточники не теряют покупателей прежде всего из-за цен. Магазинам приходится платить аренду, тратиться на программное обеспечение, если работаешь в формате супермаркета, платить персоналу... Все эти издержки включаются в стоимость книги, поэтому разница в цене аналогичной книги с лотка и в магазине может достигать 100 рублей. Во-вторых, лоточный бизнес в каком-то смысле — рынок второсортного товара. Ни один магазин не поставит на свою полку уже купленную, прочитанную и возвращенную книгу. На лотках, наоборот, книгу можно купить, прочитать и вновь вернуть на реализацию. Таким образом, ее по еще более сниженной цене смогут приобрести другие желающие.

— Лоточники тоже платят аренду?

— Естественно, нельзя ставить лоток там, где пожелаешь. Уличные торговцы так же платят за аренду места — сумма зависит от месторасположения лотка.

— Где закупается литература для лоточной торговли?

— Литература для продажи с лотков закупается через поставщиков у федеральных издательств.

— Почему вы решили открыть магазин?

— Был вынужден. Со стороны властей оказывается постоянное давление, я имею в виду не только книжников, но и всю лоточную торговлю во Владивостоке. Так или иначе, власти пытаются с ней бороться, обуславливая это тем, что рынки должны быть приведены в цивилизованный вид. Думаю, рано или поздно подобный вид бизнеса просто исчезнет.

— Во Владивостоке уже не первый год работает сеть книжных супермаркетов, есть и другие серьезные игроки. За счет чего выживает магазин с небольшими площадями?

— Не спорю, конкурировать очень сложно. Тем не менее мне удается развивать собственный бизнес. До недавнего момента у меня было три магазина. С одного места нас «культурно» попросили съехать. За счет чего конкурирую? Прежде всего ценами. Разница в цене книги в моих магазинах и в крупных супермаркетах может составлять от 50 до 500 рублей, в зависимости от издания. Не последнюю роль играют наработанная клиентская база и обслуживающий персонал.

— Площади у вас ограничены, велика ли необходимость в складских помещениях?

— У меня есть подрядчики, которые держат склады и временно предоставляют место для хранения товара.

— Делаете ставку на какие-то определенные виды литературы?

— Ни на чем конкретном свое внимание не акцентируем. Преимущественно продаем чтиво. 70% моего бизнеса составляет торговля с полок магазина, остальные 30% — книги под заказ. У меня, к сожалению, не так много площади, чтобы представить широкий ассортимент, но для этого есть сети книжных супермаркетов. Моя задача — отобрать наиболее читаемое.

Евгения СТУКОВА

Источник: Конкурент

Специфика книжного бизнеса Не товар первой необходимости

Представители интеллектуального ритейла в Приморье отмечают снижение темпов развития рынка книготорговли. За минувший год новых серьезных игроков в сегменте книжной розницы не появилось: местным бизнесменам этот бизнес кажется практически нерентабельным, федеральные сети, похоже, в ближайшей перспективе здесь не появятся. На фоне отсутствия роста спроса, книготорговля ищет новые способы повышения эффективности работы и увеличения прибыли.

Светлана Овчинникова, директор филиала ООО «Топ-книга» во Владивостоке : «Сравнивая ситуацию на книжном рынке на данный момент и год назад, не могу отметить особых изменений. Интерес покупателей тот же, утверждать, что читать стали больше, нельзя».

Елена Юдакова, директор сети магазинов «Книжный червь»: «Ситуация на книжном рынке Приморского края, как и в целом в России, сейчас достаточно сложная. С одной стороны, говорят о падении интереса к чтению. Более того, о кризисе чтения. С другой — в издательской сфере отчетливо обозначился кризис перепроизводства. Он связан как с внешними факторами, так и с политикой издательств. Несколько последних лет издательства четко ориентировались на несколько брэндовых писательских имен и на определенные жанры, наиболее востребованные покупателями. Это была конъюнктурная литература. А сейчас растет потребность в новых именах, идеях, темах. В 2007 году издательства перестали обвинять во всех невзгодах плохо торгующих розничных продавцов и стали думать о своей издательской политике. Рост продаж в книжном бизнесе фактически отсутствует и обеспечен только общим ростом цен. Поддерживать интерес к чтению у жителей некогда самой читающей страны книготорговцы и издатели не в состоянии».

Книжный бизнес: Сложный бизнес

Развитие книжной торговли во многом зависит от востребованности продукта как такового. Однако книготорговцы утверждают: чтобы можно было говорить о каком-то прорыве в привычке приморцев читать, нужна массовая пропаганда чтения не только как полезного, но и модного явления. «К сожалению, такую пропаганду каждый ритейлер организует сейчас самостоятельно по мере сил и возможностей», — говорит Юдакова.

Помимо стагнации спроса существуют другие причины недостаточной развитости книготорговли в крае. Основная — особенности этого бизнеса. Светлана Овчинникова : «Невооруженным глазом видно, что местный бизнес не спешит вкладываться в книготорговлю в связи со специфичностью бизнеса. Продуктовая розница развивается, доля же покупателей книжных магазинов от общего числа населения Владивостока пока составляет около 5 %».

«Книги отличаются не тем, что это сложный товар, а тем, что это не товар первой необходимости. Книга не включена даже в пресловутую «среднюю потребительскую корзину», — подтверждает Юдакова. — Развитие рынка сейчас тормозится в первую очередь экономическими факторами: низкой оборачиваемостью, высокими арендными ставками, необходимостью получать товар по предоплате без права возврата. Например, если одна книга продается в течение трех месяцев после поступления в продажу, это считается хорошей оборачиваемостью. Сейчас в книготорговлю вливаются только энтузиасты, заработавшие деньги в других видах бизнеса».

Книжный бизнес: Главное, чтобы покупали. Не так важно, у кого

О стагнации рынка говорят и отсутствие новых игроков на рынке Приморья, и остановка количественного роста существующих сетей. Светлана Овчинникова : «Расстановка сил на рынке та же: новых серьезных участников не прибавилось, кроме того, вся цивилизованная розница продолжает бороться за покупателя с лоточниками и книжными «развалами». Хотя по своим наблюдениям могу заметить: лоточная торговля во Владивостоке постепенно сходит на нет. С уверенностью в 90% могу сказать, что количественного расширения сети в этом году мы не планируем. Думаю, и прихода федеральных сетей на рынок в этом году ожидать не стоит, пока они дошли только до Урала, но в перспективе появление книжных сетей здесь вполне вероятно».

Елена Юдакова : «Книготорговля, как никакой другой розничный бизнес, зависит от выбора покупателем «своего» магазина. Для всего книжного бизнеса полезно, если кто-то покупает книги у «своего лоточника», кто-то — в большом сетевом книжном маркете, а кто-то — вообще на стойке в продуктовом магазине. Сейчас ситуация с чтением такова, что не важно, где человек приобрел книгу. Главное, что он выбрал ее, а не фильм, газету или журнал».

Столичные ритейлеры утверждают, что по уровню средней стоимости книги Россия догнала США и активно движется к ценам Европы. По словам Овчинниковой, рост цен на книги в ушедшем году укладывался в рамки инфляции: резких скачков не происходило. «Радует, что покупатель во Владивостоке осознал, что книга — не дешевый товар, как это считалось в советское время, — рассказывает она. — Особенно показательным в этом плане был декабрь прошлого года: очень много раскупалось дорогих книг — от тысячи до пяти рублей за экземпляр, причем покупали не по одной, многие приобретали по несколько для подарков. Так что людей уже не удивляет, что хорошая книга может стоить и 10 тысяч рублей».

Книжный бизнес: Продавать развлекая

Читательские предпочтения, по словам книготорговцев, сегодня смещаются от низкопробного чтива к более интеллектуальной литературе. «В области отечественной и зарубежной прозы все больший интерес проявляется к литературе нежанровой, «нон-фикшн». Именно в этом сегменте и в литературе для бизнеса, на мой взгляд, кроются возможности для роста интереса к чтению и увеличения прибыльности книжного бизнеса», — рассуждает Юдакова.

Люди идут в книжный, когда их базовые потребности уже удовлетворены. Сегодня книжный бизнес — часть рынка развлечений, и комфорт в этом сегменте — одна из ключевых составляющих. Именно от него зависит успешность торговой точки. Светлана Овчинникова : «Сейчас необходимо делать упор на качество обслуживания, и это моя первоочередная задача в ближайшей перспективе. Так как книга — продукт интеллектуальный, предназначенный для приятного времяпрепровождения, необходимо, чтобы покупатель в магазине чувствовал особую атмосферу, ему должно нравиться там находиться. Еще одним конкурентным преимуществом, конечно, является ассортимент».

«Мы применяем в своей деятельности общие приемы маркетинга, мерчендайзинга, используем опыт розничной торговли в целом. Помимо этого приходится придумывать и специфические выкладки товара, организовывать вечерние чтения для детей, приглашать на встречи авторов книг», — соглашается Юдакова.

Осваивает местная книжная розница и новые форматы торговли. Так, год назад «Топ-книга» открыла первый в Приморье книжный cash&carry. Светлана Овчинникова: «Наша «Литера» уже приобрела свою аудиторию, но о результатах ее работы говорить пока рано, все-таки проект еще на стадии становления. Во Владивостоке магазинов в таком формате больше открывать не планирую, для города этого достаточно. В плане количественного расширения нас сегодня больше интересует край».

Концепцию «продавать развлекая» в той или иной степени пытаются внедрить несколько российских ритейлеров. В Приморье «Книжный червь» опробовал подобный подход: при одном из магазинов работает кофейня «Капуцин». Елена Юдакова : «Кофейня на Гоголя — это не наш бизнес. Это сотрудничество, симбиоз двух предприятий, взаимно заинтересованных в использовании маркетинговых преимуществ партнера. Причем посетителям мысль о раздельности предприятий и в голову прийти не может: кафе, расположенное у самого входа (рядом с зоной продвижения) и рассчитанное на 30 посадочных мест, максимально интегрировано в магазин — нет даже четкой границы с торговым залом. Нет никаких ограничений и на доступ к книгам: до закрытия магазина их можно свободно брать в кафе из торгового зала. Маловероятный ущерб, который посетители могут нанести книгам, совершенно не соизмерим с благоприятным воздействием на восприятие посетителей магазина в целом».

 




Постоянная ссылка на статью: