Пока публика боязливо судачит о мексиканском гриппе, всемирную сеть накрывает эпидемия микроблогов — интернет-дневников, в которых каждое сообщение ограничено 140 символами.

Впрочем, с источником «заразы» тут все намного проще. Новую моду задал американский сервис Twitter, в 2006 году основанный Бизом Стоуном (на фото он слева) и Эваном Уильямсом. С тех пор проект стал невероятно популярен. В марте сотрудники Nielsen NetView посчитали, что Twitter стал самой быстрорастущей социальной сетью в мире: плюс 1 382% только за последний год! Да и на лентах информационных агентств этот ресурс — постоянный персонаж.

То американский астронавт Майк Массимино оставляет в Twitter весточку с орбиты, то пронесется слух о том, что Apple собирается купить пока что не приносящий дохода сервис за баснословные 700 миллионов долларов, то передовой ирландский кардинал Шон Брэди вдруг призовет католиков обмениваться молитвами через микроблоги. Жизнь кипит!

Конкуренты тоже не отстают. Тем более что уже к 2007 году в мире насчитывалось более сотни платформ для ведения микроблогов, да и «большие» сети вроде Facebook, MySpace и LinkedIn давно уже предлагают аналогичные функции. Впрочем, Twitter остается абсолютным лидером, чему немало способствует и внимание со стороны знаменитостей. Скажем, сеть активно использовалась Бараком Обамой для агитации во время предвыборной гонки, а в первой тройке популярных пользователей значатся британский комик Стивен Фрай, американский актер Эштон Катчер и поп-звезда Бритни Спирс. Микроблог каждого из них насчитывает более 500 тысяч читателей — «последователей» в терминологии Twitter.

На подготовку стремительного старта ушел, разумеется, не один день и даже не год. Основатели «Твиттера» далеко не новички ни в интернет-бизнесе, ни в сегменте блогов. Еще в 1999 году Уильямс и Стоун запустили Blogger — один из первых веб-сервисов, предназначенных для массовой публикации записок и дневников. По слухам, именно Уильямс изобрел термин «блогер» и был одним из наиболее заметных популяризаторов блог-культуры. А затем компанию Pyra Labs, придумавшую Blogger, купил веб-гигант Google (сумма сделки не раскрыта до сих пор).

Долго не раздумывая, ушедший на вольные хлеба Уильямс запустил новый проект — Odeo.com. К блогам он не имел отношения, зато технология снова была передовой. С помощью Odeo можно было каталогизировать и искать так называемые подкасты — пользовательские аудиозаписи.

А в 2006 году один из членов команды, Джек Дорси (ныне председатель совета директоров Twitter), предложил очередную идею: почему бы не «прикрутить» функцию, которая при помощи SMS«показывала» бы друзьям и знакомым пользователя, чем тот сейчас занимается? Проект получил название twttr: «короткие» номера в США являются пятизначными, так что разработчикам хотелось сохранить аналогию. Компания зарегистрировала и номер 10958, который позже был заменен на более удобный 40404.

Весной 2006 года к «Твиттеру» была допущена публика, но Odeo, переименованная в Obvious Corp., переживала к тому времени не лучшие времена. Вскоре команда самостоятельно выкупила домен Twitter.com — так появился отдельный брэнд. Поначалу никаких ограничений на размер сообщения не было вовсе. Если послание превышало стандартные для SMS 160 символов, система просто разбивала текст на несколько записей.

В результате, увы, возникало множество ошибок. В конечном итоге было решено остановиться на 140 знаках (20 оставили на имя пользователя). В феврале 2007 года Джек Дорси сделал в своем блоге сакраментальную и в чем-то историческую запись: «Любой может изменить мир, имея в запасе 140 символов».

Мир изменился в апреле 2007 года, когда проект получил награду радио SXSW в номинации «Лучший блог». Паблисити начало нарастать как снежный ком. Сначала Twitter заметили на MTV. Затем — на конференции Apple WWDC 2007 года. Следом же сюжеты на ТВ и в печатной прессе посыпались один за другим. К марту 2008 года сервис насчитывал уже почти 500 тысяч пользователей (рост составил более 900%!), а ежедневный объем 140-символьных сообщений превысил три миллиона.

К этому моменту Джек Дорси перестал справляться с обязанностями СЕО, в результате чего пост перехватил более опытный Эван Уильямс. Под его чутким руководством Twitter продолжает расти стремительными темпами. Сейчас на сайте зарегистрировано более 7 млн человек, непрерывное «щебетание» которых (символ сети — небольшая птичка) становится то объектом для насмешек, то самым оперативным СМИ на планете. Так, во время недавней трагедии со стрельбой в Бомбее очевидцы событий генерировали до 80 сообщений каждые пять секунд.

Теперь главная задача менеджмента «Твиттера» — монетизация всех уникальных преимуществ микроблогинга и огромной аудитории. На этапе финансирования основатели сайта получили внушительные суммы от венчурных капиталистов. На первом и втором этапах несколько фондов во главе с Bezos Expeditions (принадлежит основателю Amazon Джеффу Безосу) выделили в общей сложности более 55 млн долларов на поддержку проекта.

А недавно о 35-миллионной поддержке объявили фонды Benchmark и IVP. Вот только Эван Уильямс признается, что не знает, как компания потратит эти деньги: «У нас на счетах еще остались средства от первых инвесторов. Но все равно есть ощущение, что мы только начинаем, что наш рост просто феноменален, и наши издержки еще возрастут многократно.

Конечно, нам придется вложиться в расширение команды». Добавим — особенно на маркетинговом поле. Ведь пока что основатели Twitter показали себя исключительно удачливыми программистами. Похоже, самое время превратиться в успешных бизнесменов.

1 

 

Автор: Антон Ковалевский
"Бизнес-журнал"



Постоянная ссылка на статью: