Митчелл Бейкер подняла восстание против монополизма в интернете
Каким интернет-браузером вы пользуетесь? Скорее всего, Internet Explorer. Ведь именно он является неотъемлемой частью Windows и установлен на большей части компьютеров во всем мире. Между тем уже более 60 млн человек выходят во Всемирную сеть исключительно с помощью Firefox — небольшого, но яркого браузера компании Mozilla, открытого для изменений и абсолютно бесплатного. Бесплатного для всех, кроме его создателей. Помогая распространять и улучшать браузер и другие продукты Mozilla, коммерческое подразделение компании — Mozilla Corporation — зарабатывает десятки миллионов долларов в год при штате всего в 150 человек. Как такое возможно? Во многом успех компании определила личность ее лидера — Митчелл Бейкер, которую в Mozilla называют не иначе как Chief Lizard Wrangler, что на русский можно очень осторожно перевести как «самый главный спорщик». История Mozilla началась в далеком по компьютерным меркам 1998 году, когда браузер Navigator компании Netscape Communications начал стремительно уступать рынок бойкому новичку — привычному ныне Internet Explorer от Microsoft. Попытка Netscape объединить браузер и еще несколько интернет-программ в пакет под названием Communicator ни к чему не привела, и в 1999 году компания предприняла перевод «Навигатора» в режим открытой разработки (так называемый open-source). Так появился проект Mozilla. Митчелл Бейкер, работавшая тогда юристом Netscape, занялась подготовкой лицензии, позволявшей принимать участие в разработке дополнений и изменений для браузера. Выстраивание отношений между огромным сообществом пользователей и корпорацией прошло на ура, а Бейкер было предложено возглавить проект. Митчелл решила построить новое подразделение на необычных принципах: сотрудники в большинстве своем должны были набираться из волонтеров, которым важнее получить удовольствие от результатов своего труда, чем увесистую пачку долларов. Удалось и это. На заре интернет-бума таких программистов нашлось с избытком. Вскоре после того, как Бейкер возглавила Mozilla, Netscape была продана интернет-гиганту AOL за огромные по тем временам 4,2 млрд долларов. Работа над Mozilla продолжалась, но новое руководство сначала принялось сокращать издержки и неприбыльные проекты, а в 2001 году отстранило Бейкер от руководства проектом. Митчелл, заслужившая к тому времени солидную репутацию в сообществе разработчиков, все-таки осталась в Mozilla. Но — лишь в качестве волонтера. Едва ли не год она работала на проект абсолютно бесплатно, пока некоммерческий фонд Open Source Applications Foundation не восстановил часть ее зарплаты. В 2002 году наконец-то вышел первый продукт — Mozilla 1.0. Это был пакет программ, включавший в себя браузер, почтовый клиент, чат и средства для разработки сайтов. Но рынок отреагировал вяло: Internet Explorer прочно обосновался на компьютерах пользователей, а с новыми программами никому разбираться не хотелось. История вполне могла закончиться на этой печальной ноте. Но оказалось, что два молодых программиста компании — Блейк Росс и Дэвид Хайатт — втайне от всех продолжали улучшать и оптимизировать браузер, входящий в пакет Mozilla! Так появился Phoenix, первый потенциальный «убийца Internet Explorer». К 2002 году Митчелл Бейкер уже точно знала: бить Microsoft нужно по самому уязвимому месту — безопасности. «Дыры» в продукте гиганта к тому моменту исчислялись десятками, а ядро Phoenix было максимально защищено. Кроме того, Mozilla разрешила сторонним разработчикам создавать дополнительные расширения для браузера. Так появилась опция, за которую нынешние пользователи Firefox столь ценят продукт Mozilla. Впрочем, на боссов AOL успехи программистов не произвели никакого впечатления, и компания заключила семилетнее соглашение с Microsoft об использовании Internet Explorer в качестве основного браузера. Бейкер начала бомбардировать знакомых менеджеров и программистов электронными письмами с просьбой о помощи и предложением создать реальную альтернативу гегемонии Microsoft в области интернет-браузинга. Откликнулись многие. Основатель Lotus Митч Капор предложил 300 тысяч долларов инвестиций; IBM, Sun и Red Hat готовы были оказать помощь в программировании. Так появился Mozilla Foundation, независимый некоммерческий фонд, занимающийся поддержкой и разработкой альтернативного безопасного веб-браузера. Старт оказался сумасшедшим. Миллионную отметку Firefox преодолел за четыре дня, а к концу первого месяца браузер скачали уже 30 миллионов раз. Через пару месяцев к кампании по продвижению подключилось более 30 тысяч волонтеров. Один из них выдвинул очередную безумную идею. Почему бы всем участникам не скинуться по 30 долларов и не заказать рекламу в New York Times с указанием тех, кто принимал участие в создании и раскрутке браузера? Что же, через десять дней Mozilla разместила в газете победоносное двухполосное сообщение! В течение следующего года число волонтеров увеличилось до 100 тысяч человек. К этому времени ежедневно 250 тысяч человек скачивали бесплатный браузер на свои компьютеры. В августе 2005 года Mozilla Foundation трансформировался: была основана Mozilla Corporation, занимающаяся коммерческим продвижением продуктов компании. Уже в 2006 году удалось заработать более 66 млн долларов. Около 85% от этой суммы принесла уникальная сделка с Google: эта поисковая система была принята в качестве базовой для Firefox. Скорее, впрочем, в качестве рекомендованной. Ведь менять поисковый сервис пользователю никто не запрещает! В конце 2008 года компания обнародовала отчетность за 2007 год: выручка выросла еще на 12% и достигла 75 млн долларов. При этом волонтеры продолжали помогать: размещали баннеры на своих сайтах, носили футболки с логотипом Firefox, улучшали программный код, постоянно искали возможные прорехи в системе безопасности. В итоге число добровольных промоутеров и помощников перевалило за 200 тысяч. Появление на рынке разработанного в недрах Google собственного браузера стало большой неожиданностью. Но в Mozilla не унывают. «Мы потратили массу времени, убеждая Google, что не станем их придатком, — говорит Митчелл Бейкер. — Успеха нам позволили добиться два обстоятельства: наш продукт и комьюнити, которому он небезразличен». Автор: Антон Ковалевский "Бизнес-журнал" Постоянная ссылка на статью:
|