Новички, впервые решившиеся прогуляться по просторам сетевой игры Second Life, обычно бывают очень удивлены. Разнообразие виртуальных сущностей игроков — аватаров — способно поставить неподготовленного визитера в тупик. Встретить загадочное существо с кошачьей головой — обычное дело. Аватары же с антропоморфной внешностью, хотя бы отдаленно напоминающие своих владельцев, — редкость. «Тем лучше! — решил аспирант факультета ВМК МГУ имени Ломоносова Максим Федюков. — Нужно восполнить этот пробел!» На дворе стоял 2007 год, популярность Second Life росла как на дрожжах, а все более или менее продвинутые компании считали чуть ли не обязательным открыть свое представительство в виртуальном мире.

Тренд был налицо, — вспоминает Максим. — Кроме того, речь шла о компьютерной графике, то есть как раз о той сфере, которой я много занимаюсь. Две недели я «копал», пытаясь выявить проблемы пользователей Second Life, связанные с персонификацией. Проблемы, которые можно было бы решить.

В результате всех этих изысканий родилась идея запуска сервиса Second You, адресованного тем, кто стремится и во «второй жизни» быть максимально похожим на себя самого. Пользователь отправляет свои цифровые фотографии, выполненные в нескольких ракурсах, а компьютерная программа создает на основе полученных изображений виртуальную копию игрока. В теории все было просто. Оставалось реализовать идею на практике.

Проект рисковал так и остаться на бумаге. Но повезло: МГУ вместе с корпорацией Intel как раз затеял проект innovationStudio: организаторы акции стремились привить «технарям» навыки предпринимательства. Записавшись в число участников, Максим познакомился с Александром Соболевым, своим будущим бизнес-партнером, а тогда студентом того же ВМК. Вскоре к команде примкнули другие студенты, в том числе и с экономического факультета.

— Когда мы подключились к инициативе innovationStudio, меня очень заинтересовала как раз финансовая сторона дела, — признается Александр Соболев. — На ВМК все мы занимались исследовательской деятельностью, но о бизнесе имели смутное представление.

Первый работающий прототип сервиса появился в феврале 2007-го. Тогда же ободренная первым успехом команда Second You решила участвовать в программе «Старт», запущенной под эгидой фонда Бортника. И снова удача! Выиграв конкурс, Максим и Александр получили финансовую поддержку.

За то, чтобы стать обладателем аватара, похожего как две капли воды на своего владельца, основатели стартапа просят около 150 долларов. И это совсем не дорого, уверены в Second You. Ведь у конкурентов (а как же без них!) та же работа стоит от 200 до 400 долларов, а в отдельных случаях цена может доходить до полутора тысяч. Главное теперь — научиться быстро выполнять заказы. «Мы стремимся к тому, чтобы дизайнер тратил на изготовление одного персонажа не более 15 минут, — говорит Александр Соболев. — Добившись этого, мы получим несомненное конкурентное преимущество».

Откуда берутся планы, связанные с подобной скорострельностью? Ключевое ноу-хау Second You — алгоритм, позволяющий автоматизировать процесс превращения фотографий в виртуальную модель. Вот только полностью доверяться созданным собственноручно программам разработчики пока не решаются. «Алгоритм может решить оптимизационную задачу и выдать результат, — поясняет Александр. — Но не факт, что он устроит заказчика. Иногда лучше нарочно подчеркнуть некоторые характерные черты лица. Тогда с точки зрения алгоритма сходство уменьшится, но с точки зрения живого человека — как раз существенно возрастет! Вот почему мы не можем отказаться от услуг дизайнера, который будет улучшать и «доводить» внешность персонажей».

Официальный запуск намечен на весну, но обкатка Second You уже состоялась. В конце прошлого года авторам разработки поступило предложение от организаторов Российского инновационного конвента создать аватара для… Дмитрия Медведева. По имеющимся данным, президент пока так и не видел своего виртуального двойника. Зато благодаря этой работе проект приобрел известность, а его авторы получили необходимую обратную связь от обитателей Second Life.

— Медведева делали долго, — признается Максим Федюков. — Геометрия получилась идеальной, а вот с костюмом и с текстурами пришлось повозиться. Ведь от нас хотят двух вещей: узнаваемости и красоты.

Несмотря на то что сегодня в Second Life зарегистрировано более 16 миллионов пользователей, создатели Second You намерены сосредоточиться на узком сегменте аудитории этой игры. А именно на тех, кто приходит во «Вторую жизнь» не ради забавы, а чтобы вести в виртуальном мире реальный бизнес.

Ставка на таких, вполне платежеспособных, пользователей вполне оправданна. Ведь многие брэнды уже не первый год поддерживают в Second Life свои представительства. А руководители некоторых компаний в стремлении минимизировать издержки даже проводят виртуальные совещания! И в таком случае сказочные персонажи, головоногие чудовища и прочие уродцы явно не годятся. Даже сидя за игрушечным столом переговоров, деловые люди предпочитают использовать внешность, максимально приближенную к реальной.

По прикидкам Максима и Александра, проект должен выйти на окупаемость уже к осени. «Конечно, существует некоторая вероятность, что он не «выстрелит», — признается Соболев. — Мы такую возможность имеем в виду. В конце концов, мы реалисты». Но другие участники проекта даже не хотят думать о том, что какая-то дурацкая мелочь испортит всю игру: все они решительно заявили «Бизнес-журналу», что продолжат движение по избранному пути даже в случае финансовой неудачи. На худой конец — отправятся поднимать новый стартап в смежной области. Тем же самым коллективом.

Если же все пойдет как задумывалось, Second You сможет развиваться на собственные средства, не привлекая дополнительных инвестиций. Что же до финансовой подпитки, которая может потребоваться молодой компании, то ее основатели стартапа надеются получить без особых хлопот. Ведь больших денег явно не потребуется. Куда сложнее обстоит дело с кадрами. «Наш главный актив — это люди, — поясняет Александр. — Если мы потеряем тех, кто занимается исследовательской деятельностью, мы потеряем все. Наш персонал — это студенты. Пока они работают на диплом, у них есть средства мотивации. Но как только они перестанут быть студентами, один из аспектов мотивации исчезнет. Значит, им надо будет платить адекватную зарплату или мотивировать процентами».

В ожидании, когда окупятся вложенные силы и деньги, основатели Second You вынуждены перебиваться кто как может. Максим Федюков пока живет на средства, поступающие от фонда Бортника. «Мне много не надо. Зато работа интересная», — отшучивается он. А вот Александр пытается зарабатывать на ниве стратегического консалтинга. Говорит, очень пригодились знания, полученные благодаря программе innovationStudio. Но если Second You заработает в полную силу, Соболев обещает посвятить проекту все свое время. К тому же оба соавтора ощущают ответственность за команду. Ведь, помимо них, в компании трудится еще семь человек. В отличие от аватаров, это живые люди, за которых молодые предприниматели несут ответственность.

 

Автор: Денис Волков "Бизнес-журнал"



Постоянная ссылка на статью: