Каким будет транспортный налог в 2006 году?

Налоговый учёт для бухгалтера

Федеральным законом от 20.10.2005 № 131-ФЗ были внесены изменения в главу 28 НК РФ «Транспортный налог», вступающие в силу с 1 января 2006 года.

С 2006 года в новой редакции главы 28 НК РФ:

— устанавливаются отчетные периоды и авансовые платежи для налогоплательщиков — организаций;

— изменяется порядок утверждения форм налоговых деклараций и порядок их представления в налоговые органы;

— уточняются полномочия субъектов РФ в части установления правил исчисления транспортного налога.

Отчетные периоды и авансовые платежи

В настоящее время глава 28 НК РФ устанавливает для налогоплательщиков транспортного налога только налоговый период (календарный год, ст.360 НК РФ), но не определяет отчетные периоды. Тем не менее, Законами ряда субъектов РФ отчетные периоды по транспортному налогу установлены (несмотря на то, что НК РФ подобных полномочий субъектам РФ в явном виде не предоставляет).

С 2006 года ст.360 НК РФ будет действовать в новой редакции, в соответствии с которой отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

При этом законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды как для всех налогоплательщиков — организаций (п.3 ст.360 НК РФ), так и для отдельных категорий (п.6 ст.362 НК РФ).

Налогоплательщики — организации, будут исчислять суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п.2.1 ст.362 НК РФ), при этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам календарного года, будет определяться как разница между исчисленной за год суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (п.2 ст.362 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты авансовых платежей и доплаты за год будут определяться (как и в настоящее время) законами субъектов РФ, однако, срок доплаты за год для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее чем 1 февраля следующего года (п.1 ст.363, п.3 ст.363.1 НК РФ).

Следует отметить, что в отличие от ряда других налогов (налог на прибыль, единый социальный налог) авансовые платежи по транспортному налогу будут рассчитываться без нарастающего итога, а при определении суммы доплаты за год будут вычитаться все три авансовых платежа одновременно.

Для налогоплательщиков — физических лиц отчетные периоды не определяются (и субъектам РФ не предоставляется право устанавливать их самостоятельно). Срок уплаты налога физическими лицами устанавливается субъектами РФ без каких-либо ограничений.

Пример

Организация является зарегистрированным владельцем легкового автомобиля с мощностью двигателя (по данным технического паспорта) 180 лошадиных сил.

Законом субъекта РФ, на территории которого зарегистрирован автомобиль, для данной категории транспортных средств установлена ставка транспортного налога на 2006 год — 40 руб. на 1 л.с.

Рассчитаем авансовые платежи и сумму доплаты транспортного налога за 2006 год.

а) Автомобиль был зарегистрирован на организацию с начала и до конца 2006 года.

Авансовый платеж за I квартал 2006 г.: 180 л.с. х 40 руб. х 1/4 = 1800 руб.

Авансовый платеж за II квартал 2006 г.: 180 л.с. х 40 руб. х 1/4 = 1800 руб.

Авансовый платеж за III квартал 2006 г.: 180 л.с. х 40 руб. х 1/4 = 1800 руб.

(авансовые платежи уплачиваются по срокам, установленным законом субъекта РФ)

Доплата за 2006 г. = 180 л.с. х 40 руб. — 1800 руб. — 1800 руб. — 1800 руб. = 1800 руб.

(доплата производится по сроку, установленному субъектом РФ, но не ранее 1 февраля 2007 г.)

б) Предположим, что автомобиль был зарегистрирован на организацию в августе 2006 г.

В этом случае следует применить правило, изложенное в п.3 ст.362 НК РФ (по сути оно не изменяется, только обобщается на авансовые платежи).

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Поскольку месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц, получаем следующий расчет.

Авансовый платеж за I квартал 2006 г.: 0 руб.

Авансовый платеж за II квартал 2006 г.: 0 руб.

Авансовый платеж за III квартал 2006 г.: 180 л.с. х 40 руб. х 2/3 х 1/4 = 1200 руб.

(коэффициент 2/3 определяется как отношение количества месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию в 3 квартале /август и сентябрь/ к общему количеству месяцев в квартале)

Доплата за 2006 г. = 180 л.с. х 5/12 х 40 руб. — 1200 руб. = 1800 руб.

(коэффициент 5/12 определяется как отношение количества месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию в налоговом периоде (август — декабрь) к общему количеству месяцев в календарном году)

в) Предположим, что автомобиль был снят с регистрации в апреле 2006 г.

Авансовый платеж за I квартал 2006 г.: 180 л.с. х 40 руб. х 1/4 = 1800 руб.

Авансовый платеж за II квартал 2006 г.: 180 л.с. х 40 руб. х 1/3 х 1/4 = 600 руб.

(коэффициент 1/3 определяется как отношение количества месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию во II квартале (апрель) к общему количеству месяцев в квартале)

Авансовый платеж за III квартал 2006 г.: 0 руб.

Доплата за 2006 г. = 180 л.с. х 4/12 х 40 руб. — 1800 руб. — 600 руб. = 0 руб.

(коэффициент 4/12 определяется как отношение количества месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию в налоговом периоде (январь — апрель) к общему количеству месяцев в календарном году).

Расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация

Форма расчета по авансовым платежам, как и форма налоговой декларации по транспортному налогу, будет утверждаться Министерством финансов РФ (п.п. 1, 2 ст.363.1 НК РФ). По-видимому, это будут две различные формы (как по единому социальному налогу).

Следует отметить, что в настоящее время унифицированной формы декларации по транспортному налогу нет, и в каждом субъекте РФ применяется своя форма, разработанная региональными налоговыми органами.

Расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация будут представляться в налоговый орган только налогоплательщиками — организациями (как и в настоящее время).

Сроки для представления отчетности в налоговые органы определены в п.3 ст.363.1 НК РФ (субъектам РФ не дано право их изменять):

налоговые расчеты по авансовым платежам представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;

налоговые декларации представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следует отметить, что сроки уплаты авансовых платежей могут быть установлены законом субъекта РФ как раньше, так и позднее сроков представления налоговых расчетов, а срок для доплаты налога за год должен быть установлен не ранее, чем срок для представления налоговой декларации.

Налогоплательщики — физические лица (в т.ч. индивидуальные предприниматели), как и в настоящее время, будут уплачивать транспортный налог на основании налоговых уведомлений, вручаемых налогоплательщику в срок не позднее 1 июня года налогового периода, без представления отчетности в налоговый орган.

Введение налога в субъектах РФ

С 2006 года субъекты РФ в отношении транспортного налога будут иметь следующие полномочия (которые реализуются через законы субъектов РФ). Сразу следует отметить, что п.п. 1 — 3 полностью справедливы и в настоящее время, новшества связаны только с п.п. 4 и 5.

1. Устанавливать (или не устанавливать) транспортный налог на территории соответствующего субъекта РФ.

2. Устанавливать ставки транспортного налога (налоговые ставки, указанные в п.1 ст.361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз).

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

3. Устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

4. Устанавливать (или не устанавливать) отчетные периоды и авансовые платежи для налогоплательщиков-организаций.

При этом отчетные периоды можно установить единственным образом: I квартал, II квартал, III квартал.

Отчетные периоды могут быть не установлены как для всех организаций, так и для отдельных категорий.

Отчетные периоды для налогоплательщиков — физических лиц устанавливаться не могут.

5. Устанавливать сроки уплаты.

При этом для налогоплательщиков — организаций сроки уплаты авансовых платежей устанавливаются без ограничений, а срок для доплаты за год должен быть не ранее 1 февраля следующего года.

Для налогоплательщиков — физических лиц срок уплаты устанавливается без ограничений.

С 2006 года субъекты РФ не будут иметь следующих полномочий, которыми они обладают в настоящее время.

1. Устанавливать сроки для представления отчетности налогоплательщиками-организациями в налоговые органы (эти сроки зафиксированы в ст.363.1 НК РФ).

2. Устанавливать формы налоговой отчетности: расчет по авансовым платежам и налоговая декларация (это будет относится к компетенции Минфина РФ).

Д.А. Прокофьев,эксперт издательства «Деловой Петербург», консультант Северо-Западного Территориального Института Профессиональных Бухгалтеров, преподаватель Института экономики и права







Постоянная ссылка на статью: