Каким быть Налоговому кодексу в 2004 году
Каким быть Налоговому кодексу в 2004 году(Комментарий к Федеральному закону от 07.07.03 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации») Ю. Михалычева, Изменений, которым подверглось налоговое законодательство в результате принятия в июле ряда федеральных законов, ждали давно: это и отмена налогового контроля за крупными расходами физических лиц, иувеличение имущественных вычетов по НДФЛ. Однако самые значительные и долгожданные нововведения в действующее налоговое законодательство внес Федеральный закон от 07.07.03 № 117-ФЗ (далее – Закон), который затронул почти все главы Налогового кодекса РФ. Закон вступает в силу с 1 января 2004 г. (ст. 10 Закона), поэтому у налогоплательщиков есть время на его изучение. Сразу обратим внимание на ряд технических поправок вЗаконе, которые вызваны отнюдь не техническими изменениями. Во-первых, в связи с окончанием срока, на который был введен налог с продаж, с 1 января 2004 г. из всех статей НКРФ исключены слова «налог с продаж». Во-вторых, соответствующие изъятия из соответствующих статей Налогового кодекса РФ были сделаны в связи сисключением из перечня подакцизных товаров такого их вида, как «подакцизное минеральное сырье» (п. 2 ст. 181 НК РФ). А теперь рассмотрим подробнее наиболее важные изменения в налоговом законодательстве. Налог на добавленную стоимостьНаконец-то произошло давно обещанное снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18% (п. 3 ст.164 НК РФ). При этом ставка налога в размере 10% по ряду товаров осталась прежней. Кроме того, редакции подвергся п. 4 ст. 158 НК РФ. Теперь согласно этому пункту при определении налоговой базы по каждому виду имущества при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса расчетная налоговая ставка составит не 16,67, а 15,25%. АкцизыС 1 января 2004 г. природный газ не признается подакцизным товаром (п. 2 ст. 181 НК РФ). В связи с этим признаны утратившими силу следующие положения главы 22 Налогового кодекса РФ: п. 2 ст. 181; подпункты 15 – 19 п. 1 и п. 2 ст. 182; подпункты 7 – 13 п. 1 ст. 183; ст. 188; пункты 1 и 3 ст. 195; п. 2 ст. 202; п. 1 ст.204; п. 2 ст. 206. Перечень остальных подакцизных товаров остался неизменным, но по ним изменились ставки налога. Новость не будет приятной: для плательщиков акцизов ставки увеличились в среднем на 8% (п. 1 ст.193 НК РФ). Кроме того, следует отметить, что Законом расширен перечень документов, которыми при экспорте можно подтверждать вывоз подакцизных товаров. Теперь таким подтверждением могут служить не только транспортные и товаросопроводительные документы, нотакже иные документы с отметками пограничных таможенных органов РФ (подп. 4 п. 7 ст. 198 НК РФ). Налог на прибыльНезначительные изменения затронули также и главу 25 НК РФ. Так, в перечень доходов, которые не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, включены доходы в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых имежотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в форме некоммерческих организаций (абз. 13 подп. 14 ст. 251 НК РФ). В связи с вступлением в силу с 1 января 2004г. Федерального закона от 07.07.03 № 126-ФЗ «О связи» п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен подп. 28. Согласно ему в доходы операторов универсального обслуживания не включаются суммы, полученные из резерва универсального обслуживания. Поясним, что в соответствии со ст. 57 Закона № 126-ФЗ куниверсальным услугам связи относятся услуги телефонной связи с использованием таксофонов, а также услуги попередаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием пунктов коллективного доступа. Оказывать такие услуги имеют право операторы универсального обслуживания, отбор которых будет осуществлен по результатам конкурса или в порядке назначения в каждом субъекте РФ (ст. 58 ФЗ № 126-ФЗ). В пользу налогоплательщиков разрешен вопрос о порядке начисления амортизации по объектам недвижимости, введенным в эксплуатацию до 31 января 1998 г. Согласно новой редакции п. 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.01 № 110-ФЗ требования п. 8 ст. 258 НК РФ об обязательной подаче документов на регистрацию к этим объектам не применяются. Поэтому и после 1 января 2004 г. амортизация, начисленная по таким объектам, будет учитываться для целей налогообложения независимо от факта подачи документов на регистрацию. С 1 января 2004 г. при сохранении общей ставки налога на прибыль в размере 24% изменится порядок распределения суммы налога по бюджетам:
Субъектам РФ предоставлено право снижать ставку налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, до 13%. Налог на добычу полезных ископаемых Как уже было отмечено выше, из перечня подакцизных товаров исключен природный газ, но одновременно повысились ставки налога на добычу углеводородного сырья. Так, в соответствии с абзацами 31 и 32 п. 2 ст. 342 НКРФ ставка налога на газовый конденсат при добыче их из всех видов месторождений углеводородного сырья теперь будет составлять 17,5%, а при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья – 107 руб. за 1000 кубических метров газа. Кроме того, до 31 декабря 2006 г. продлен порядок определения налоговой базы при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со ст. 339 НК РФ (ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации»). Напомним, что в первоначальной редакции такой порядок был установлен с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. Изменился и размер налоговой ставки при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений. С 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г. он будет составлять 347 руб. за одну тонну (сейчас – 340 руб.). Упрощенная система налогообложенияНаконец-то появилась определенность в вопросе о том, могут ли организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, но начинающие в период ее применения осуществлять вид деятельности, подпадающий под обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), продолжать применять одновременно и ЕНВД, и упрощенную систему налогообложения. С момента вступления в силу главы 26.2 Налогового кодекса РФ налоговые органы и большинство специалистов трактовали подп. 12 п. 2 ст. 346.12 НК РФ как абсолютный запрет на одновременное применение упрощенной системы налогообложения и ЕНВД по отдельным видам деятельности. Однако арбитражные суды такую точку зрения не разделили. Так, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.03 № А10-333/03-3-Ф02-1458/03-С3 было принято решение в пользу налогоплательщика. Суд постановил, что в Налоговом кодексе РФ нет запретов на применение двух специальных режимов одновременно. Теперь сомнений по данному вопросу больше не осталось. Во-первых, подп. 12 п. 2 ст. 346.12 НК РФ, которым ибыли установлены эти ограничения, вообще признан утратившим силу с 1 января 2004 г. Во-вторых, ст. 346.12 НК РФ дополнена пунктом 4, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств инематериальных активов, установленные главой 26.2 НКРФ, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (включая переведенные на ЕНВД). Единый налог на вмененный доходКак показала практика, определенные сложности возникли у переведенных на ЕНВД налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей. Из статьи 346.27 НК РФ следует, что под розничной торговлей подразумеваются торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет. Однако в настоящее время довольно распространенной среди покупателей стала практика расчета платежными картами. В связи с этим Ассоциация региональных банков России обращалась даже к председателю Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам с просьбой оказать содействие по внесению изменений в определение розничной торговли, данной в ст. 346.27 НК РФ. Законодатель, видимо, и сам понял допущенную им ошибку. В новой редакции ст. 346.27 НК РФ розничная торговля определена как торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закона корректирующий коэффициент базовой доходности К1, предусмотренный статьями 346.27 и 346.29 НК РФ, не будет применяться и в 2004 г. Региональные и местные налоги и сборыЗначительному реформированию подверглась также система региональных и местных налогов и сборов. В общей сложности отменено более 20 видов налогов и сборов. Перечислим их. Региональные налоги и сборы: 1. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц. 2. Налог с продаж. Местные налоги и сборы: 1. Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне. 2. Курортный сбор. 3. Сбор за право торговли. 4. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. 5. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. 6. Сбор с владельцев собак. 7. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. 8. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. 9. Сбор за выдачу ордера на квартиру. 10. Сбор за парковку автотранспорта. 11. Сбор за право использования местной символики. 12. Сбор за участие в бегах на ипподромах. 13. Сбор за выигрыш в бегах. 14. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе наипподроме. 15. Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. 16. Сбор за право проведения кино- и телесъемок. 17. Сбор за уборку территорий населенных пунктов. 18. Сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевыми или денежными выигрышами, карточных столов, рулетки и иных средств для игры). Земельный налогСтатьей 7 Закона установлено, что в 2004 г. будут применяться действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога с коэффициентом 1,1, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья. Бюджетное законодательствоИзменения коснулись также и бюджетного законодательства – редакции подверглась ст. 48 Бюджетного кодекса РФ. В связи с уменьшением налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ по причине отмены целого ряда налогов и сборов изменено распределение доходов от поступлений налога на прибыль, а также доходов от уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения и ЕНВД. Настоящая энциклопедия для бухгалтера! Обращайтесь по тел.(812) 740-78-96, portal@kodeks.ru Постоянная ссылка на статью:
|