Обзор рынка тары и упаковки
Обзор рынка тары и упаковкиСтатья подготовлена специалистами компании PRADO Marketing. Основными источниками информации послужили собственные исследования компании, а также сведения, полученные от экспертов рынка упаковки. Российский рынок тары и упаковки является одним из наиболее динамично развивающихся. Его динамика напрямую связана с ситуацией в потребляющих отраслях - прежде всего, в пищевой промышленности, на долю которой приходится около 50% рынка упаковки в целом и 70% рынка потребительской упаковки. Стабильный рост российской экономики способствовал тому, что примерно с 2000 года рынок тары и упаковки начал интенсивно развиваться, при этом наблюдался процесс импортозамещения, который продолжается и сейчас. В настоящее время спрос на рынке как производственной, так и потребительской упаковки, по мнению экспертов, полностью удовлетворяется за счет пропорционального роста объема внутреннего производства. При этом существует широкое предложение основных видов упаковки. По оценкам экспертов, ежегодный рост потребления производственной тары и упаковки предприятиями РФ составляет 10-12% в натуральном выражении. Объем потребления на конец 2005 года составил 52,5 млн тонн, или 23,5 млрд долларов. В данном случае не учитывается упаковка, поступающая из-за рубежа с импортными товарами, так как она не оказывает влияния на рассматриваемый рынок. Большинство аналитиков склоняются к тому, что в 2005-2009 годах российский рынок упаковки будет расти в стоимостном выражении, и возможные незначительные колебания макроэкономической ситуации в России не остановят данный процесс. В настоящее время темпы роста этого рынка в стоимостном выражении составляют 10-12% в год. Прогнозируемая емкость российского рынка тары и упаковки по итогам 2006 года составит 57,7 млн тонн или 25,3 млрд долларов, а к 2008 году эти цифры увеличатся соответственно до 70 млн тонн и 30 млрд долларов (рис. 1, 2).
Интересно рассмотреть соотношение между потребительской и промышленной тарой/упаковкой. В последние годы это соотношение менялось: так, доля потребительской упаковки, которая продается вместе с товаром непосредственно конечному потребителю, еще 10 лет назад составляла всего лишь около 10% от общего объема рынка. Потребление упаковки производственными предприятиями было несоизмеримо более высоким. Тем не менее, к 2005 году ситуация изменилась, и доля потребительской упаковки достигла уже 20-22%. Это объясняется ростом внимания поставщиков различной продукции к товару в индивидуальной упаковке. Такой упаковки становится все больше, так как она является одним из факторов, повышающих конкурентоспособность продукции. Так, например, еще несколько лет назад хлеб в основном продавался без упаковки, а сейчас он реализуется преимущественно в полиэтилене. Рынок потребительской упаковки имеет более высокие темпы роста, чем рынок упаковки в целом. Если, по оценкам экспертов, наиболее вероятные ежегодные темпы роста для рынка упаковки в целом составляют 10-12% в стоимостном выражении, то для рынка потребительской упаковки этот показатель составляет уже около 15-16%. В 2008 году прогнозируемая емкость рынка потребительской тары и упаковки превысит показатели 2003 года более, чем в 2 раза (рис. 3). В структуре рынка потребительской упаковки в натуральном выражении наибольшую долю среди упаковочных материалов занимает стекло - на его долю приходится 72% общего объема потребительской упаковки. Это обусловлено прежде всего тем, что стекло тяжелее других упаковочных материалов. Рассматривая объем импорта тары/упаковки в натуральном и стоимостном выражении, можно отметить, что в настоящее время спрос почти полностью удовлетворяется за счет внутреннего производства. На долю импорта приходится всего лишь 3,2 и 1,1% всей представленной на российском рынке тары и упаковки в стоимостном и натуральном выражении соответственно. Эти доли, вряд ли, увеличатся в ближайшие годы. В то же время, как показывает анализ данных Государственного таможенного комитета (ГТК), российский импорт упаковочных материалов пока существенно превышает экспорт. Отечественные производители уже практически полностью обеспечивают отечественный рынок, но они еще не очень широко представлены на рынках соседних государств. Основные поставки осуществляются в Казахстан и на Украину - соответственно на сумму в 30-40 и 20-25 млн долларов в год. Также российская упаковка поставляется в Азербайджан, Узбекистан и Германию - ежегодно 3-5 млн долларов в каждую из этих стран. В 2003 году произошел значительный рост объема экспорта российских упаковочных материалов в натуральном выражении (рис. 4). Это было связано с опережающими темпами развития отрасли в России, по сравнению со странами-импортерами. Затем, в 2004 году, экспорт немного снизился, а в 2005-м снова оказался на уровне 2003 года. Что касается объема экспорта в стоимостном выражении, то он увеличивался вплоть до 2004 года, а в 2004-2005 годах стабилизировался (рис. 5). Некоторое снижение объема экспорта в 2004 году объясняется ростом цен на упаковку. Однако в 2005 году стоимость поставляемой продукции была уже ниже, с чем и связано восстановление объема поставок.
В 2003 и 2005 годах объемы импорта тары/упаковки в натуральном выражении также были схожи. По сравнению с 2004 годом, в 2005-м объем импорта в натуральном выражении снизился. В течение всего рассматриваемого периода - с 2002-го по 2005 год - наблюдается неуклонный рост импорта тары/упаковки в стоимостном выражении, что объясняется смещением структуры импорта в сторону поставок более дорогостоящей продукции. В настоящее время в основном импортируется упаковка, которую по технологическим или экономическим причинам сложно изготовить на территории России, причем, такая упаковка, как правило, стоит дороже Очевидно, что за счет импорта удовлетворяется спрос на наиболее дорогие виды упаковки. Пока отечественные производители не вытеснили иностранных именно из этого "элитного" сегмента рынка, но со временем ситуация может измениться. До 2004 года лидером среди основных стран - поставщиков упаковочной продукции в РФ являлась Польша. Объем поставок из этой страны стабильно увеличивался, и на конец 2004 года он составил 102,23 млн долларов. Также значительные объемы поставок тары и упаковки в 2004 году осуществляли Германия и Украина - соответственно 99,07 и 77,15 млн долларов. Однако высокий уровень импорта с Украины был и остается обусловленным прежде всего тем, что данная страна является коридором, через который поставляется продукция из стран Европы. В первом полугодии 2005 года ситуация несколько изменилась: в стоимостном выражении объем немецкого импорта превысил польский, однако в натуральном выражении он пока еще остался на более низком уровне (рис. 6). По-прежнему сильные позиции сохранила Украина. Кроме указанных стран, в первом полугодии 2005 года в десятку лидеров по объему поставок вошли КНР, Австрия, Франция, Великобритания, Италия, Финляндия и Чехия. На рисунке 7 представлена динамика поставок тары/упаковки из стран, входящих в десятку наиболее крупных импортеров за период с 2002-го по первое полугодие 2005 года. Как показывают данные государственного научно-исследовательского вычислительного центра ГТК, в 2003 году КНР по объемам поставок вытеснила Финляндию и Австрию и, обеспечивая 8% от общего объема поставок в стоимостном выражении, заняла четвертое место. В первом полугодии 2005 года Китай сохранил четвертое место, а его доля выросла до 9%. Также видно, что доля Польши за рассматриваемый период немного уменьшилась, а доля Украины - увеличилась. Подводя итоги можно отметить, что в среднесрочной перспективе - до 2008 года - будет наблюдаться стабильный рост емкости российского рынка тары и упаковки как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Рост будет практически линейным, без резких скачков. Все существенные изменения на рынке, при отсутствии серьезных угроз для общей экономической ситуации в России, произойдут уже за пределами среднесрочного прогнозного периода, т.е. после 2008 года. Также можно ожидать дальнейшего снижения относительной доли импорта при росте российского производства. Потребители все чаще выбирают отечественных производителей: при равном качестве импортной и российской упаковки цена на импорт выше за счет таможенных пошлин и транспортных расходов. Кроме того, играет свою роль и временной фактор - российские производители быстрее поставляют заказанную упаковку. Российские производители тары и упаковки - в том числе иностранные компании, действующие на территории страны, - по-прежнему будут работать на обеспечение потребностей внутреннего рынка. В настоящее время объем экспорта российской тары и упаковки ничтожен по сравнению с объемом внутреннего потребления. Германия, Польша, Украина и Китай являются и в ближайшие годы останутся крупнейшими поставщиками тары и упаковки на российский рынок. В перспективе - до 2008 года - можно ожидать, что импортироваться будет все более дорогая тара и упаковка. В дальнейшем не исключено, что и иностранные поставщики дорогостоящей продукции будут вытеснены производителями, действующими на территории России. Постоянная ссылка на статью:
|