Обзор рязанского рынка чая
Культура потребления чая насчитывает около 5 тысяч лет. По древней китайской легенде, в котел с кипящей водой одного охотника, остановившегося на привал, упали, сорванные ветром, несколько мелких глянцевых листочков с соседнего куста. Охотник, оценив ароматный напиток, принес в поселение листочки того самого растения. Так был открыт чайный куст.
Теперь чай является одним из самых популярных и любимых напитков во всем мире, а традиции чаепития развиты практически во всех странах мира. В августе 2006 года маркетинговым центром "Контакт" (г. Рязань) было проведено исследование потребительских предпочтений рязанцев на рынке чая. Сбор информации осуществлялся методом анкетирования по репрезентативной выборке. В опросе приняли участие 458 горожан в возрасте от 18 лет. Результаты проведенной работы свидетельствуют о том, что наибольшей популярностью у жителей Рязани пользуется черный чай – его выбирают 71% потребителей. Причем 60% из них отдают свои предпочтения исключительно черному чаю; 86% представителей этой группы – мужчины. Остальные респонденты не ограничиваются покупкой одного вида чая, поэтому суммарный показатель потребительских предпочтений в отношении видов чая превысил 100% (рис. 1).
Зеленый чай предпочитают 12% респондентов, преимущественно представительницы слабого пола. Такая специфика, судя по всему, связана с тем, что женщины больше заботятся о своем здоровье. На долю ароматизированных чаев в совокупности приходится 22% потребительских предпочтений: ароматизированный черный чай выбирают 14%, а ароматизированный зеленый – 8%. Наиболее популярными вкусами являются бергамот, лимон и жасмин, которые пользуются спросом у 29, 28 и 18% опрошенных соответственно. У 60% опрошенных предпочтения по видам чая не меняются в зависимости от времени года – черный традиционный чай согревает их в мороз и освежает в жару. У остальных же тенденция следующая: весной и летом предпочтительнее зеленый чай - как ароматизированный, так и традиционный, - травяные и цветочные чаи. Осенью и зимой наблюдается тенденция к переходу на черный традиционный и чай со вкусовыми добавками, за исключением 18% респондентов, которые не разделяют мнения большинства, отдавая предпочтение другим видам чая. Что касается предпочтений потребителей в отношении стран производства чая, то здесь первое место практически поделили Индия и Цейлон (Шри-Ланка), набравшие 42 и 41% голосов соответственно. Далее следует Китай – напиток из этой страны популярен у 13% Рязанцев. На долю Грузии, Великобритании и других государств в совокупности приходится 4%. Фасованный чай постоянно покупают 61% респондентов, 20% – пакетированный чай. Но рост продаж чая в пакетиках на рязанском рынке все же просматривается. Он обусловлен желанием потребителей сделать свою повседневную жизнь максимально удобной. Однако потребитель становится более осведомленным, требует более высокого качества и разнообразия вкусов. Существенным фактором в пользу фасованного чая является традиция заваривания этого напитка в специальном чайнике, в результате чего при соблюдении всех правил получается чай с насыщенным ароматом, соответствующим цветом настоя и с полезными веществами, которых в пакетированном чае меньше вследствие способа его получения. Любители чая в пакетиках отмечают, что покупают его в основном для быстрого заваривания в чашке и употребления на работе. Развесной чай пользуется небольшим спросом у рязанских потребителей – его приобретают всего 9% постоянных покупателей. Это является следствием, с одной стороны, стереотипа потребительского поведения большинства – приобретать чай в упаковке. С другой стороны – развесной чай реализуется далеко не во всех торговых точках города. Небольшой спрос можно объяснить еще и тем, что чай требует особых условий хранения – керамической или фарфоровой посуды, обособленного от других продуктов места, отсутствия света и влаги. Гранулированный чай покупают 10% опрошенных, причем покупка такого чая совершается довольно редко, а плиточный совсем не пользуется спросом, вследствие отсутствия его любителей, так как этот вид чая производится из сырья довольно низкого качества. Таким образом, можно сказать, что мы постепенно приближаемся к европейским стандартам потребления: на Западе наиболее популярным является пакетированный чай. В ходе разовой покупки 77% опрошенных в независимости от вида фасовки приобретают одну упаковку, 19% – две, 4% – три и более. Причем 55% респондентов ответили, что они предпочитают упаковки чая весом 100 граммов (рис. 2).
Частота совершения покупки чая во многом зависит от количества покупаемых упаковок и их объема. Так, 37% респондентов покупают чай 1 раз в 2 недели. Достаточно большое число потребителей – 32% – приобретают его 1 раз в месяц, 1 раз в неделю чай покупают 11,3%, и 12% опрошенных – реже 1 раза в месяц (рис. 3).
Абсолютное большинство рязанцев – 83% – постоянно покупают чай в картонной упаковке. Однако по мере роста платежеспособности населения и прихода на рынок новых брендов доля картонной упаковки сокращается. Об этом свидетельствует прирост по сравнению с результатами предыдущего исследования потребления чая в экономичном пластиковом пакете – на 10% и пакетированного – на 15%. Вследствие развития рынка подарочной продукции в общем объеме продаж растет доля чая в оригинальной сувенирной упаковке – деревянных ящичках, полотняных мешочках, керамической упаковке, пластиковых банках. Однако эта доля пока очень невелика. Благодаря активному развитию супермаркетов и магазинов самообслуживания в Рязани большая часть населения сменила привычные для покупок мелкооптовые и розничные рынки на крупные магазины с большим ассортиментом товаров и приемлемыми ценами. Дискаунтеры привлекательны низкими ценами на основные товары, пользующиеся массовым спросом, возможностью получить скидку на все товары, различными акциями, проводимыми в магазинах торговыми компаниями. Нет предпочтений по месту покупки чая у 15% опрошенных, 14% потребителей приобретают его на мелкооптовых и розничных рынках, а около 12% – в продовольственных магазинах. Критерии, влияющие на выбор чая при покупке, были оценены большинством респондентов следующим образом (рис. 4):
- сильно влияет – марка, качество чая, польза для здоровья; Мнение респондентов по поводу таких показателей, как "Страна-производитель" и "Новый вкус", разделились, но все же 26% отметили, что для них страна-производитель в той или иной степени влияет на выбор ими чая, а 29% – что новый вкус чая сможет их подтолкнуть купить его. Среди игроков рязанского рынка чая пятерку лидеров составляют два российских производителя – ООО "Орими Трэйд" (Санкт-Петербург) и ОАО "Компания "Май" (Москва), а также три международные компании: Ahmad Tea Ltd. (Великобритания), Unilever NV/Plc (Великобритания–Нидерланды) и Akbar Brothers Ltd. (Шри-Ланка). Следует отметить, что пятерка марок, лидирующих на рязанском рынке по знанию и потреблению, различается (табл. 1, 2) Так, наиболее известными являются бренды "Беседа" (ООО "Юнилевер СНГ", Москва), "Принцесса Нури" ("Орими Трэйд"), Lipton ("Юнилевер"), "Майский чай" ("Май") и Ahmad (Ahmad Tea). А между тем наиболее покупаемой является продукция следующих марок: Ahmad, Lipton, "Майский чай", Akbar (Akbar Brothers) и Greenfield ("Орими Трэйд"). Как правило, зарубежные поставщики работают в более дорогих сегментах, тогда как отечественные компании занимаются реализацией продукции более экономичных брендов. В то же время наиболее популярные марки – Ahmad, Lipton и "Майский чай" – позиционируются в среднем ценовом сегменте. Akbar также представляет свою продукцию в среднем сегменте, но выпускает и чай класса premium в подарочной жестяной банке. Таким образом, можно сделать вывод, что рязанцы при выборе чая ориентируются в основном на оптимальное соотношение цены и качества. В последние годы в Россию импортируется значительное количество чая, прежде всего китайского, относящегося к категории premium. Отмечается увеличение спроса на ранее неизвестные разновидности чая – матэ, ройбуш и другие. Продвижение такой продукции осуществляется в основном через интенсивно развивающиеся в последние годы сети различных чайных клубов или специализированных чайных магазинов. Дорогие элитные сорта чая привлекают все большее число потребителей с высокой покупательской способностью, в частности как элемент престижа и социальной принадлежности. В результате мониторинга городских торговых точек были определены средние цены на традиционный черный чай различных марок. Самым дорогим оказался чай Greenfield – его средняя розничная цена составила почти 360 рублей за килограмм продукции. На второй строчке – Lipton: килограмм такого чая в среднем стоит порядка 295 рублей. Примерно в одной ценовой категории – 280–285 рублей за килограмм – оказались чаи марок Dilmah, Akbar и Ahmad (табл. 3). Среди респондентов, участвовавших в опросе, 29% полностью удовлетворены продукцией предпочитаемых марок и по сравнению с предыдущим годом не изменили своим привычкам (рис. 5). В то же время 27% стали покупать чай более дорогих марок, чем год назад. Это связано как с улучшением материального положения, так и с большей осведомленностью и желанием покупать чай лучшего качества. Купить чай другой марки при отсутствии любимой в месте продажи могут 40% респондентов, а 33% ответили, что поменяют полюбившийся чай только на продукцию более высокого качества, причем цена для них не имеет никакого значения. Всего 14% опрошенных последуют советам знакомых, и только 12% привлечет более низкая цена. Итак, подводя итоги, следует отметить, что наибольшим спросом у жителей Рязани пользуется индийский или цейлонский черный чай в 100-граммовой картонной упаковке по цене от 25 до 29 рублей за пачку. Наиболее предпочтительным ценовым сегментом для вывода новой марки чая на рязанский рынок представляется средний сегмент, так как, несмотря на разнообразие представленных здесь брендов, все же нельзя говорить о полной удовлетворенности потребителей. Здесь отмечается нехватка продукции, соответствующей оптимальному соотношению цены и качества. Также следует отметить, что традиционная реклама практически не воздействует на покупателя при выборе той или иной марки чая. Поэтому производителям стоит уделить особое внимание таким способам продвижения товара, как промо-акции: проведению презентаций, дегустаций своей продукции. Постоянная ссылка на статью:
|