А как у них, за бугром?

Одним из способов реализации кондитерских изделий напрямую потребителю является продажа их через торговые автоматы. Популярнейшим продуктом наряду с кофе является все многообразие снэков – закусок. К снэкам относятся совершенно разнообразные продукты: сэндвичи, печенье, попкорн, сырные шарики, хлопья, сушеные рыбки, чипсы, орешки, шоколадные батончики, пончики, сухарики, сухофрукты, семечки и мн.др. Традиционно к снэкам относится и все многообразие кондитерских изделий.

Привычка покупки снэков через торговые автоматы развивается по всему миру, однако наиболее она выражена в Соединенных Штатах, где насчитывается около 1 млн. 300 тысяч автоматов торгующих снэками.

Будет ли востребован снэковый вендинг в стране или нет – зависит от национальной культуры приема пищи. Своим рацио каждый взрослый человек понимает, что кушать быстро, на ходу, не следя за пищеварением и чистотой рук – неправильно, однако внутренний голос часто заглушается яркостью ассортимента товаров, расположенных за стеклом автомата, и импульсивность уступает место разуму. Поэтому, чтобы хоть как-то обезопасить население от вредной привычки питаться на ходу, правительство многих стран настаивает на предложении в автоматах более здоровой пищи – т.е. с большим содержанием клетчатки и витаминов и меньшим количеством жира. Тенденция здорового питания охватила весь цивилизованный мир, и вендинг-операторы уже успешно занимают в этой «гонке за стройностью и здоровьем» свою нишу, предлагая населению здоровые продукты: низкокалорийное печенье, рисовые пончики, овощи, хлебцы из злаков, соленые крендельки.

Предлагаем Вашему вниманию небольшой обзор продажи снэков в США – одной из стран являющихся флагманом продаж через торговые автоматы. Снэковый вендинг здесь стабильно составляет до 20% всех продаж через торговые автоматы, что в денежном выражении составляет около 4 млрд. долларов в год.

За 2005 год автоматные продажи кондитерских изделий и снэков в США составили 4,16 млрд. долларов. Среди них: 

 

Зафиксированный доход

Процент продаж от общего числа в категории candy/snack/confectionary

Показатель изменений по сравнению с предыдущим 2004 годом

СЛАДОСТИ

$1,483млрд.

35,6%

-0,49%

Шоколадные конфеты

1,042

25,0

0,59

Жвачка

0,088

2,1

-4,97

Мятные, твердые ролы

0.041

0.9

-4.96

Не-шоколадные конфеты, ириски, карамель

0,311

7,48

-2,06

СНЭКИ

$2,675млрд

64,33%

0,48%

Питательные снэки

0,103

2,47

2,71

Батончики для завтрака (из злаков, хлопьев, покрытые шоколадом, карамелью)

0,0073

0,017

-8,85

Злаки, хлопья

Незначительный

-

-48,77

Фруктовые снэки

0,043

1,0

11,37

Батончики со специальными полезными добавками

Незначительный

-

-39,53

Гранулированные батончики

0,0137

0,03

16,64

Орехово-фруктовое ассорти (смесь)

0,0385

0,09

-6,55

ПЕЧЕНОСТИ

0,806

19,38

3,53

Торты/шоколадные слойки

0,0216

0,05

43,17

Снэки из злаков

0,0459

1,1

24,63

Пирожные с кремовым наполнителем

0,0715

1,7

-7,34

Датские рулеты

0,019

0,04

-6,05

Пончики

0,044

1,0

9,57

Медовые пышки, крендельки

0,059

1,4

0,36

Хлебцы, сухое печенье

0,101

2,4

20,33

Кексы

Незначительный

-

-13,08

Пироги

0,013

0,03

10,38

Обычное печенье

0,277

6,65

-0,66

Слоеное печенье

0,1089

2,59

3,83

Сладкие роллы (рулеты)

0,025

0,06

-10,12

Пирожные без начинки

0,013

0,03

-13,53

КРЕКЕРЫ

0,24

5,78

3,17

Обычные крекеры

0,139

3,36

6,5

Слоеные крекеры

0,100

2,42

-1,1

В 2005 году продажи кондитерских изделий и снэков увеличились на 2,8% - после заметного регресса, наблюдавшегося в 2003 году, тем самым почти вышли на общеиндустриальный показатель. Однако большинство вендинг-операторов констатирует повышение цен у поставщиков: некоторые поставщики повышали цены в 2005 году аж дважды. Больше всего это коснулось конфет – самого крупного сегмента в снэковой отрасли. Многим операторам даже пришлось сменить поставщиков и некоторые наименования наполнителя. Однако операторы тоже имели шанс повысить цены на продаваемую продукцию для конечного покупателя, когда заменяли размер стандартного шоколадного батончика на батончик большего размера.

Здоровое питание требовало введения новых продуктов. По наблюдениям операторов, национальная гонка за стройной фигурой и соответствующим весом не сильно отразилась на потребляемом наполнителе: junk food наполнитель шел также, как всегда, а вводимый новый, «здоровый» наполнитель потреблялся так, как и ожидалось – не много и не мало.

В 2006 году производители предоставили операторам 206 наименований новой снэковой продукции для продажи через автоматы.

Интересно заметить, несмотря на то, что каждый год появляется масса новой продукции, несмотря на то, что СМИ ведут пропаганду о вреде закусок – самым популярным снэком среди американцев уже тринадцать лет подряд остается «сникерс».

Среди новых продуктов. Мясосодержащие снэки уже третий год подряд увеличивают процент продаж. Орехи и семечки, напротив, пользуются все меньшей популярностью у покупателей.

При всем вышесказанном следует помнить, что годовые изменения, происходящие относительно роста или спада продаж какого либо конкретного продукта совсем не обязательно означают изменения в поведении покупателей. Подъем или спад одного продукта часто зависит от рекламных мощностей, направленный на данный конкретный продукт.

Объем продаж печеностей – печенья, пончиков, круассанов, медовых шариков и пирогов – вырос. Пончики с кремом, сладкие рулеты, пирожные и пирожки с начинкой – упали в продаже.

Фруктовые снэки, гранулированные батончики ожидаемо значительно увеличили число продаж – здоровый наполнитель.

Как со снэковым вендингом в России?

В России пока продажи снэков через торговые автоматы не так популярны среди бизнесменов, как, например, кофе, поскольку оборудование окупается дольше. Между тем специалисты сходятся во мнении, что в ближайшие годы данный рынок переживет пик своего развития. Что же касается потребителей, - те из них кто оценили удобство покупки через автоматы на рабочем месте или «по пути» - многие стали постоянным покупателями.

Продукция российских компаний через торговые автоматы: реальность или фантазия?

Чем более масштабным становиться в нашей стране рынок сбыта через торговые автоматы – тем более желанным он будет становиться для отечественного производителя. А задуматься стоит уже сейчас, пока рынок только формируется: готова ли Ваша продукция для реализации через торговые автоматы?..

Отечественный производитель всегда может успешно конкурировать с иностранным наполнителем. Во-первых, благодаря тому факту, что он сам по себе является отечественным, при этом, конечно, не стоит забывать про отечественные брэнды. Во-вторых, производители могут привлечь вендинг-операторов недорогой продукцией, реализация которой позволит получать максимальную прибыль.

Предлагая свои продукты к продаже через торговые автоматы, производитель может ставить различные задачи: расширение рынка сбыта; продвижение новых продуктов, повышение узнаваемости марки.

Если компания-производитель планирует успешно продавать свои товары через торговые автоматы, то, прежде всего, она должна ответить на вопрос: Добавляет ли мой продукт удобства, легкости и комфорта тому, кто в пути (на ходу) и у кого мало времени? Иными словами – делает ли мой продукт жизнь делового, вечно спешащего человека проще? Если компания отвечает «да» - тогда стоит задуматься об упаковке товара.

1) Если компания планирует реализовывать через автоматы свою продукцию, то стоит подумать о соответствующей упаковке – т.е. подогнать упаковку под те стандарты, которые используются в большинстве торговых автоматов.

2) Определитесь с формой и назначением. Снэки, как правило, через автоматы продаются в тех же упаковках, что и на витрине обычного магазина. Возможно стоит разработать специальную привлекательную упаковку, чтобы товар не только хорошо лежал в автомате, но и не позволял наполнителю сломаться / испортиться.

Более глубокая адаптация упаковки товара для продажи через торговый автомат бывает нужна если компания желает реализовывать свой продукт через какие-то конкретные модели торгового оборудования. Компании-гиганты могут пойти и на такое решение как разработку и заказ специальных торговых автоматов под собственную продукцию, а затем либо реализацию автоматов (бесплатную установку) – формирование готового рынка сбыта продукции.

3) При покупке товара в магазине покупатель берет его с полки, вертит в руках, изучает, ощупывает. В торговом автомате доступ к товару возможен только после его оплаты, поэтому в интересах производителя разместить на упаковке всю необходимую информацию с одной стороны – с той, которая будет лицом к покупателю за фронтальным стеклом автомата. Внешний вид упаковки (по которой покупатель часто судит о качестве товара, в нее упакованного) должен быть безупречным.

 


Автор: Vending



Постоянная ссылка на статью: