Добрый день! Меня зовут Идейный Вдохновитель, и я возглавляю мозговой штурм. Сегодня мы будем думать… нестандартно.
Наша миссия проста. К концу дня мы придумаем революционно новую  гайку, которой наша замечательная корпорация будет гордиться всю оставшуюся жизнь.
Придумать эту инновацию предстоит вам, 23-м ее менеджерам. Я знаю, вас терзают сомнения. Однако доверьтесь мне.
Для начала разобьем лед недоверия. Я хотел бы, чтобы каждый из вас по очереди рассказал мне о самом стеснительном моменте, какой только случался с ним в раздевалке. Затем нас ждут медитация, левитация и  концентрация на вопросе: «Если бы я был гайкой, в каком месте автомобиля субкомпактного класса я мог бы находиться?».
Добро пожаловать в худший кошмар менеджера среднего звена - на «Выездной семинар по генерированию идей».
С. РИВКИН


На одни только тренинги американские компании тратят 15 миллиардов долларов в год. И эти суммы с каждым годом увеличиваются. Проведенный Bain & Company опрос показал: 77 % из 4000 опрошенных руководителей признают, что приобретенные ими «на стороне» управленческие системы и процедуры обещали больше, чем могли на самом деле.


Что же заставляет сотни опытных руководителей компаний пачками записывать своих менеджеров на курсы креативной медитации или лететь на Гавайи, где за большие деньги вас символически зароют в землю, отчего у вас должно тут же открыться второе зрение?


В нашу «эпоху информации» решающую роль в вопросе выживания компании играет способность этой компании генерировать новые идеи и находить нестандартные решения быстрее конкурентов. За этими самыми идеями и летят вереницы управленцев на пляжи Таити или в леса Сибири, где путем «полного погружения» они надеются прийти к озарению, которое позволит вывести компанию в лидеры рынка на 20 лет вперед.


Мы не ставим цели раскритиковать набирающие в нашей стране популярность тренинги и семинары, среди которых действительно встречаются очень полезные. Наша задача - донести до вас основную идею: для того чтобы генерировать новые идеи, нет нужды лететь за тридевять земель и обращаться к сторонним консультантам - достаточно внимательно оглядеться по сторонам, прислушаться к подчиненным, мотивировать менеджеров искать неординарные решения и воспользоваться классическими алгоритмами поиска нестандартных решений.


Интересный пример мотивирования сотрудников генерировать новые идеи приводит Игорь Манн. Организация, в которой он работал, намерилась выпускать журнал, но вот с названием вышла заминка. Отдел маркетинга не смог придумать ничего стоящего, тогда обратились ко всем сотрудникам с призывом дать имя корпоративному изданию. Приз - спортивный велосипед - поставили на проходной, чтобы ежедневно напоминать о задании. За неделю, в течение которой проходил конкурс, сотрудники придумали более тридцати вариантов, один из которых и был утвержден. Довольный сотрудник получил приз, а компания - название журнала. Может, и в вашей компании стоит время от времени проводить подобные конкурсы на поиск идеи?


Итак, допустим: сотрудники у вас достаточно мотивируются, креативность поощряется, а новых идей по-прежнему недостаточно.


Хорошая новость: 90 % решений, которые вы ищите, уже существуют! Кто-то до вас их наверняка уже искал, а значит, вы можете или пройти весь путь к поиску решения самостоятельно, или заняться поиском информации о существующем решении. Копируйте чужие идеи, пользуйтесь ими, применяйте их! Все, что может принести пользу вашему бизнесу, достойно применения. Как сказал Томас Эдисон: «Если хотите придумать отличные идеи, знайте: лучшие из них вы можете позаимствовать». Бесценным источником информации в этом случае выступает Интернет.


Допустим, ваша проблема не имеет известного вам решения. Необходимо найти новый подход, посмотреть на ситуацию с неожиданного ракурса. Как этого добиться? Существует ряд методов поиска нестандартного решения. Одним из них является «метод провокаций».


Суть метода заключается в том, чтобы рассмотреть ситуацию в «нормальном режиме», а потом пойти в обратном или противоположном направлении. Пример: в ресторане платят за еду - в ресторане не платят за еду (противоположность) - в ресторане платят за время пребывания (новая идея). Задача - найти идеи, которых у вас не было, а не подтвердить существующие.
Другим способом в рамках метода провокаций является сознательное преувеличение того или иного признака. Примером может служить полукилограммовый гамбургер в закусочных Fuddrucker,s в США.


Разновидностью метода провокаций является искажение как путь замены логичной последовательности действий. Преступники платят за содержание милиции - как вам такая идея?


Крайним случаем метода провокаций являются мечтания - генерация идей, которых заведомо невозможно достичь в современных условиях. Хорошо бы, чтобы себестоимость самолета была близка к стоимости КАМАЗа, - можете вы помечтать. А можете и наметить конкретные пути снижения себестоимости, если вы авиаконструктор.

 

Автор: Татьяна Никитина



Постоянная ссылка на статью: