Небольшие компании получают деньги и стремительно развиваются.

 

Два года назад тридцатипятилетний российский предприниматель Андрей Сахаров мог получить ссуду в банке на срок больший, чем шесть месяцев. В январе его пекарне и кафе, где работает 200 человек, в окрестностях Москвы удалось получить ссуду в 128000 долларов от расположенного неподалеку Пробизнесбанка. Сейчас Сахаров практически готов запустить новые производственные линии для 65 разновидностей пирожков и булочек. "Мы никогда не получали таких долгосрочных ссуд", - говорит он.

 

Разбитая банковская система выказывает первые признаки выздоровления, - пишет журнал. - Полтора года назад в результате поразившего страну финансового кризиса, банки начали делать то, чего до этого никто из них не делал - предоставлять долгосрочные ссуды мелким и средним предприятиям, производителям продуктов питания, столовой посуды и автомобилей, турагентствам и многим другим. Эти ссуды способствовали оздоровлению российской экономики. В 1998 году спад ВВП в России составил 4%. (В целом с декабря 1991 года, когда распался Советский Союз, объем ВВП снизился на 37%.) В 1999 ВВП в России вырос на 3.2%. Прогноз роста на текущий год - 1.5%.

 

Падение инфляции.

 

Большую часть девяностых годов российские предприятия страдали из-за нехватки средств. У банков было недостаточно стимулов предоставлять рискованные ссуды, они легко могли зарабатывать на обмене валюты и высокодоходных государственных бумагах. Высокая инфляция была еще одной причиной, почему банки стояли в стороне от долгосрочных ссуд. Сейчас инфляция снизилась до 25% процентов в год. Правительство надеется закончить этот год на уровне 18%. Ссуды стали более доходнее инвестиций в государственные бумаги. Средняя годовая доходность трехмесячных государственных облигаций, выпущенных в феврале этого года, впервые после дефолта, объявленного в августе 1998 года, равна 20%. Банки же говорят, что они дают рублевые ссуды на три месяца с годовой доходностью в 30 и 40%.

 

Многие банки соблазнились этими доходами и начали давать ссуды. Сбербанк сообщает, что его кредитный портфель в прошлом году увеличился в два раза, составив на 1 января 2000 года 5.8 миллиардов долларов. Сбербанк является самым крупным российским кредитором, который и раньше работал с государственными организациями органами и крупнейшими сырьевыми компаниями. Сейчас кредитование среднего бизнеса стало одним из главных направлений его деятельности. Альфабанк, который после кризиса стал одним из крупнейших частных банков. Его кредитный портфель увеличился с 250 миллионов долларов в начале 1999 до 400 миллионов долларов в этом году. "Выдача ссуд частным компаниям - один из самых быстрых способов заработать деньги", - говорит Александр Сильвестров, глава кредитного отдела Альфа-банка.

 

Но не только российские банки смогли заметить эти новые большие возможности. Некоторые иностранные банки, не будучи в силах равнодушно смотреть на 147-миллионное население страны, тоже начали зондировать ситуацию. В Москве открылись филиалы двух австрийских банков, Bank Austria и Raiffeisenbank. ING Barings и южно-африканский Standard Bank London Ltd. договорились с сибирской компанией "Норильский Никель" и производителем стали "Северсталью" о выдаче синдицированного кредита.

 

Деньги в чулках.

 

Но, несмотря на многочисленные положительные признаки, состояние российской банковской системы остается тяжелым. Суммарные активы удвоились со времен августовского кризиса, но их количество все равно мизерно, по сравнению с активами США. Мало кто из российских граждан доверяет банкам настолько, чтобы хранить в них свои сбережения. Люди боятся финансовых крахов. По оценкам экспертов, в чулках у российских граждан находится от 30 до 40 миллиардов долларов. Центральный банк не способен навести порядок в этой сфере бизнеса, у банков не хватает опыта кредитного анализа.

 

Но тем не менее Россия медленно возвращается на международные рынки. В этом году или в начале следующего года Альфа банк собирается занимать деньги за рубежом, что станет первым случаем подключения российского банка к зарубежным финансовым рынкам после кризиса. Кроме того, в следующем году, впервые с 1998 года, правительство планирует выпустить евробонды. Реструктуризация огромного внутреннего долга и подъем производства дают российским банкам и производителям надежду на скорое выздоровление. Расширяя свою московскую пекарню, Андрей Сахаров в нем не сомневается.






Постоянная ссылка на статью: