Эти подводные камни для женщин на работе впервые были обозначены в немецком профессиональном журнале «ManagerSeminare» за апрель 2004 г . с критической позиции по отношению к женщинам в профессиональной сфере. Профессор В. Линкер в мае на своем семинаре в Москве дал им новое понимание с точки зрения НЛП, данный обзор представлен с позиции автора, опираясь на особенности, различия мужской и женской психики.

О.П. Горбушина — психолог-эксперт

Делопроизводство и документооборот на предприятии № 9, 2004 г.

Особенности мужской и женской психологии в профессиональной деятельности

Строение женской психологии таково, что женщина больше зависит от похвалы и признания своих успехов, чем мужчина . Ей необходимо подтверждение, в том числе и словесное, собственных результатов, достоинств, правильности действий. В повседневной жизни, данная особенность выражается в том, что женщина ожидает подчеркивание своей внешней привлекательности и притягательности личностных качеств. В свою очередь, мужчины легко обходятся без того, чтобы систематически получать доказательства в правильности собственных действий или внешней привлекательности.

Мужчины легче расставляют приоритеты в собственной жизни, чем женщины, благодаря чему могут полностью сконцентрироваться на достижение поставленной цели. В жизни женщины могут существовать несколько приоритетных сфер, например, семья и карьера, творчество и воспитание детей. Каждая из этих сфер имеет важное значение для нее, поэтому женская психология устроена так, что ей под силу совмещать и реализовывать большее количество разнообразных целей и сфер деятельности.

Мужчины более устойчивы в эмоциональном плане, поэтому более легко реагируют на собственные ошибки на рабочем месте. Женщины же не только склонны соотносить профессиональные ошибки с личностными качествами, но и заниматься самокритикой, проецируя неудачи в одном аспекте на остальные сферы жизни.

Большинство мужчин более тщательно продумывают собственную линию поведения и более последовательно отстаивают свою позицию, в отличие от женщин. Женщины чаще ориентируются на предмет и меньше придают значение стратегии («с головой бросаются в проблему, до конца не оценивая все плюсы и минусы») . Возможно, это связано с большей эмоциональностью женщин * .

* Алан и Барбара Пиз «Язык взаимоотношений мужчины и женщины», Москва, «Эксмо», 2004 г .

Женщины больше нуждаются в равновесии и гармоничных отношениях с окружающими людьми, поэтому более склонны идти на компромиссы , чем мужчины. В конфликтных ситуациях женщины более заинтересованы в сохранении дружеских взаимоотношений и деловых связей, нежели в отстаивании собственной точки зрения. Как следствие — меньшая выносливость женщины в конфликтных ситуациях по сравнению с мужчиной.

В отличие от мужчин, женщины меньше гордятся своими заслугами на работе, даже явными . Может быть, это связано с тем, что, следуя за социально — культурными стереотипами общества, для женщин гораздо более важно быть удачливой в личной жизни и быть душой компании, чем показывать собственную успешность в бизнесе (особенно перед мужчиной). Конечно, данные приоритеты действуют в системе ценностей далеко не каждой женщины, но даже такие женщины могут завидовать счастливой обладательнице данных качеств, особенно если они отсутствуют у нее самой.

Женщины более склонны сотрудничать в команде, нежели придерживаться четкой иерархии в деловых отношениях . На фирмах не редки случаи, когда дружественные связи между женщинами определяют статусную позицию сотрудницы больше, чем ее реальная должность. Например, менее статусная по должности сотрудница может иметь большее влияние на фирме, чем менеджер, в следствии более доброжелательных отношений с начальницей.

Женщины не стремятся к явной власти, им больше импонирует роль «серого кардинала» . С одной стороны, это связано с полоролевыми отношениями, сложившимися в современном обществе, с другой стороны с тем, что прямая ответственность за последствия своих решений, как правило, тяготит большинство женщин.

Для женщины важны отношения с окружающими, они легче, по сравнению с мужчинами, завязывают новые контакты и связи . Но мужчины более четко ранжируют отношения, поэтому чаще выгадывают из них пользу для себя и для бизнеса. Женщины слишком мало используют контакты в личных целях, для них более интересен сам процесс общения, и возможность выговориться.

Недостаточная солидарность среди женщин . Это один из подводных камней для женщин на рабочем месте, в котором достаточно сложно обозначить явный позитивный момент. Но с точки зрения половых психологических различий полезно отыскать причины меньшей солидарности в женских группах, по сравнению с мужскими коллективами.

Факторы, влияющие на повышение конфликтности среди женщин:

- Возрастной и социальный статус (замужние, удовлетворенные своей жизнью женщины не склонны к излишней конфронтации с другими женщинами).

- Конкуренция из-за понравившегося мужчины, его расположения и знаков внимания.

- Если коллектив состоит только из одних женщин.

- Если количество мужчин в коллективе существенно меньше, чем женщин.

- Если женщина по статусу ниже, но более привлекательна, придирок со стороны более высокостатусной женщины практически не избежать, особенно, если у нее есть проблемы в отношениях с противоположным полом.

- Механизм тот же самый, что и в предыдущем случае, только камень преткновения: уровень образования.

Таким образом, получается, что основными подводными камнями для женщин на работе выступают именно особенности женской психологии. С другой стороны, именно они позволяют женщинам быть эффективными в разных сферах жизни, создавать и управлять гармоничными отношениями с окружающими, улавливать малейшие изменения окружающей обстановки и рыночной среды.

Основные, негативные последствия особенностей женской психологии на рабочем месте, связаны с излишней эмоциональностью, меньшей психологической устойчивостью и большей разбросанностью. Но существуют противоядия, способные сбалансировать те или иные особенности на благо профессиональной деятельности. И основное противоядие для женщины — это — точно знать чего хочу!

Способы преодоления подводных камней или по горной речке без приключений

Предлагаем вам алгоритм принятия решении :

1. Распознать и определить проблему/задачу.

Самое главное это понять чего же хочешь на самом деле, не лукавить с самой собой, оценить степень необходимости того, что кажется важным на данный момент. Если при размышлении над проблемой не возникает сомнений в необходимости разрешения данного вопроса и применением фактических действий в нужном направлении, тогда можно смело переходить в пункту два. Первый пункт изначально может показаться лишним, но далеко не все наши «хочу» стоят того, чтобы мы тратили на них время и силы. Часто бывают ситуации, когда на борьбу за реализацию того или иного желания внутренних ресурсов тратиться намного больше, чем удовольствие, которое мы получаем в итоге от реализации данного желания.

2. Разработать альтернативы решения.

Для разработки альтернативных решений рекомендуют использовать два способа: «каталоговый» и презентационный». «Презентационный» способ подразумевает под собой проработку решений и идей, которые у вас уже имеются в наличии, а «каталоговый» способ основан на поиске альтернатив, которые еще не знакомы через книги, интернет, журнальные статьи и другой информации без относительно мнения посторонних людей.

3. Оценить альтернативы решения.

Крайне важно не совмещать во времени осуществление второго и третьего пункта. На втором этапе процесс скорее творческий. На третьем — критический. Совместив эти две «процедуры», вы рискуете оставить за бортом неординарные и, на первый взгляд, абсурдные, неожиданные решения.

На третьем этапе рекомендуется оценивать альтернативы решения, учитывая две позиции: формальную сторону вопроса и эмоциональный аспект. Желательно сразу же оценивать ту или иную перспективу с трех позиций: привлекательности лично для себя, эмоций, которые испытываешь, при мыслях о претворении в жизнь данного варианта, и насколько мощны реально существующие ресурсы на данный момент, необходимые для достижения результата.

Существуют разнообразные техники оценки альтернатив решения (см. ниже), но чаще всего они отражают только логический аспект принятия решений, хотя эмоциональный компонент может превалировать, например, в женской психологии эмоциональный компонент часто играет доминирующую роль. Ниже мы продемонстрируем причины, благодаря которым будет легко понять, почему иногда наша вера бывает на столько сильна, что варианты, которые заведомо кажутся провальными, оказываются наиболее подходящими.

4. Принять решение.

После оценки всех альтернатив и возможных последствий, принимается окончательное решение. Главное, в процессе претворения решения в жизнь не сворачивать с выбранной дороги. В немецком профессиональном журнале «ManagerSeminare» за апрель 2004 г . изложена методика претворения решения компании в жизнь. На этапе оценки альтернатив и последствий принимаются любые мнения и идеи, но как только руководитель говорит, что решение принято, все начинают действовать в одном направлении, согласно принятому решению. Также начинает действовать принцип: кто не согласен с принятым решением — может уходить из компании.

5. Выполнить решение .

Можно расшифровать этот пункт словами В.Гюго: «Действие не всегда приносит счастье, но без действия счастья не бывает».

6. Оценить получаемые результаты.

Это означать дать себе ответы на вопросы: «Делаю ли я правильные вещи? И правильно ли я их делаю?» Шестой пункт — это основа для обучения и профессионального роста, потому что рефлексия собственных действий порождает внутренний потенциал в выбранном направлении. Анализ результатов собственных действий и их значимости приводит к возможности не повторять собственные ошибки в будущем.

Господин В.Линкер на своем семинаре в мае 2204 года в Москве, посвященном ведению деловых переговоров, относительно вопроса, почему даже используя подобные алгоритмы. не все решения претворяются в жизнь так, как бы хотелось, сказал: «Против глупости, предубеждений и недостаточного времени — Боги бессильны».

Благодаря чему достигаются поставленные цели?

Считается, что существует 5 основных мотивов, принятия решений:

1. Это хорошо выглядит.

2. Это приятно звучит.

3. Это вкусно.

4. Это приятно на ощупь.

5. Это приятно пахнет.

Все вопросы «Почему? Для чего?» — причины для мозга, то есть логические выкладки. Логические выводы могут играть решающую роль в принятии того или иного решения, но специалисты по достижению цели, считают, что легче всего, комфортнее и благополучнее реализуются те цели, которые гармонируют с внутренним мироощущением человека, то есть не только с его мыслями, но и эмоциями, ощущениями, чувствами. Такое распределение не случайно, потому что именно то, как мы чувствуем себя и какие эмоции мы испытываем, думая о своей цели, больше всего влияет на нашу способность к мобизизации, т.е. на благополучное достижение цели.

Существуют специальные техники управления событиями в своей жизни и формирования будущего, которые основаны на анализе собственных ощущений (в том числе и в теле), и представлении себя в состоянии конечного результата — достижения цели. *

* Данную тему автор статьи разрабатывал несколько лет. Помимо материалов тренинга «Исполнение собственного желания» Горбушиной О.П., данные вопросы в подобном ракурсе рассматриваются рядом отечественных и зарубежных психологов: С.Д. Дерябо «Управление событиями, формирование будущего», технология проектирования будущего; профессор В. Линкер «Психологические маркеры», Ч.К. Тойч «Второе рождение», А.Н. Задиракин «Система психологической реабилитации». В современной психологии также удачно применяется методика визуализации в достижении цели.

Упражнение на понимание достижимости цели *

Из группы выбираются два человека, которые становятся друг напротив друга на расстоянии 3 метров . Задание для первого участника: пройти на другую половину комнаты, минуя второго человека, который играет роль препятствия, и его задача — не пропустить первого человека на вторую половину комнаты. Для безопасности участников руки обоих находятся за спиной.

* Предложено немецким профессором В. Линкером на его семинаре в Москве в мае 2004 года.

Выполняя это упражнение, человек, цель которого попасть на другую половину комнаты, как правило, идет и смотрит на участника, играющего роль препятствия. Думает о том, как же ему преодолеть препятствие. Способы преодоления препятствия выбираются самые разнообразные: от заигрывания и улыбок, до прохождения напролом с суровым выражением лица. Так или иначе, в первом варианте упражнения, первый участник сосредотачивает свое внимание на преодоление препятствия.

Но вот участники возвращаются на свои места, ведущий отводит в сторону первого участника и ставит ему более конкретную задачу: «Найдите точку на стене во второй части комнаты, до которой хотите дойти, смотрите только на эту точку и идите вперед, полностью сконцентрируйтесь на этой точке и идите!»

Как правило во втором случае, человек, играющий препятствие, сам отходит в сторону, чувствуя целеустремленность первого участника. Таким образом, когда мы полностью концентрируемся на цели, а не на препятствии, последнее либо само уходит, либо его сопротивление значительно уменьшается.

Человек, который уделяет больше внимание препятствующим обстоятельствам (часто еще даже не возникшим в реальности, а только предполагаемым), сам себя загоняет в логическую ловушку и мешает реализации собственной цели. Поговорка «Куда мысль — туда и сила», обретает важное значение для человека, который действительно хочет добиваться поставленных им целей.

Техники оценки альтернатив решения путем логического анализа

«Мозговой штурм»

Эта техника обычно осуществляется при принятии группового решения или в группе единомышленников. Для ее проведения потребуется доска, маркеры или мел (в крайнем случае, можно использовать листы бумаги). Один человек из группы (если группа большая или очень творческая, то лучше на роль секретарей выбрать два человека) фиксирует на доске или бумаге все предложенные варианты. Ведущий задает один проблемный вопрос, и все участники на протяжении 15 минут высказывают свое мнение по данному вопросу. При этом самое главное, чтобы на данном этапе не одна идея не обсуждалась, не критиковалась и не оценивалась. Все идеи просто записываются. После того, как «мозговой штурм» окончен, переходят в обсуждению каждой идеи, при этом новые идеи выдвигать уже не предполагается.

«Ранжирование»

Эту технику легко использовать одному человеку. Берется столько листов бумаги, сколько альтернатив решения у вас есть. Вверху каждого листа пишется один вариант решения, затем каждый лист бумаги делится на две половинки. В правую часть заносят все возможные положительные последствия данного варианта, все плюсы и выгоды его реализации, а также все положительные эмоции, связанные с ним, здесь же фиксируют и возможную помощь со стороны. В левую часть листа заносят аналогичные данные, только со знаком минус. На этом этапе важно просто фиксировать всю имеющуюся информацию и эмоции, без оценки и критики.

В последующей обработке листков необходимо другим цветом выделять положения, относящиеся к эмоциональной стороне вопроса, и положения, отражающие результаты логических размышлений.

По опыту можем добавить, что варианты, в которых в левой части листа оказалось по большей части эмоциональные выводы, заведомо имеют более проигрышную позицию, чем варианты, в которых «минусы» связаны по большей части с логическими выводами. Особенно, данное правило хорошо работает у женщин, согласно особенностям строения их психики.

«Расстановка приоритетов»

Порой очень сложно удержаться от всевозможных «хочу». Вариантов бывает много, они могут быть как связаны между собой, так и не очень. Например, многие специалисты имеют несколько дополнительных образований и разносторонний опыт работы, поэтому могут искать себе работу в нескольких сферах деятельности. В таких случаях очень важно грамотно расставлять приоритеты. Опять же добавим, что такая ситуация наиболее актуальна для женщин, как носителей определенного психологического склада, отличного от мужского. Хотя и для представителей мужского пола встают вопросы расстановки приоритетов.

На листе бумаги напишите все имеющиеся у вас альтернативы и проранжируйте их с позиций:

- наибольшей привлекательности для вас,

- имеющихся у вас на данный момент возможностей,

- статустности для вашего окружения,

- реальности в настоящем,

- желательности для будущего.

Ранжируйте с помощью градации от 1 до 10. Где 10 — максимально выгодная позиция, а 1 — минимально приемлемый для вас вариант.

С психологической точки зрения, первые две позиции для ранжирования имеют значение для принятия данного решения и воплощения в жизнь. Все последующие позиции являются проверкой на истинность желания, то есть данные факторы не являются важными для вас, а лишь отражают ваше мнение на данный момент. Например, если определенная альтернатива, набирает наибольший балл по шкале статусности для окружения, то возникает сомнение о необходимости данной цели именно для вас.

Техники оценки альтернатив решения путем «эмоционально — чувственная рефлексия»

«Визуализация цели»

Принцип данной методики проще всего изложить на примере.

Ваша цель — приобрести автомобиль. Вы заранее выбираете марку, цвет и модель автомобиля. Знакомитесь с ценовой категорией выбранного авто. Подчеркиваем, что для реализации любой цели изначально необходимо точно знать, что именно хочешь, поэтому желательно сразу выбрать модель автомобиля конкретной марки, а не несколько вариантов, как принято обычно (от наиболее приемлемой в ценовой категории до действительно желаемой).

После того, как цель определена конкретно, необходимо сфотографировать или приобрести фотографию того автомобиля, который вы хотите. Важно учесть, чтобы автомобиль на фотографии полностью отражал ваше желание, то есть совпадали цвет автомобиля и даже время года в которое вы планируете его приобрести. Наилучшим вариантом подобной фотографии будет та, где вы будете находиться за рулем выбранного автомобиля.

После этого фотографию можно положить в кошелек, поставить в рамочку на рабочем столе или повесить на стену в спальне, главное, чтобы фотография как можно чаще попадалась вам на глаза.

«Психологические маркеры»

Психологические маркеры или, как их называют по другому, соматические маркеры базируются на бессознательном восприятии. Чтобы ими воспользоваться, нужно ответить для себя на следующие вопросы:

- Каким образом и в течении какого времени я могу понять, что я на правильном пути в достижении цели? Для этого можно написать цель, этапы достижения, а рядом с каждым этапом (а главное, напротив конечной цели) указать точное время исполнения желания.

- Увидеть себя в конечной цели, так,если бы она уже исполнилась и почувствовать все чувства и ощущения в теле, которые будут возникать — это и будут соматические маркеры. Будьте внимательны, если вы легко представляете конечную цель, но не видите там себя или видите вместо себя другого (других) человека, то это является прямой подсказкой к тому, что внутри вас еще не до конца сформировано представление о том, что данная цель вам доступна. Если, думая о своей цели вы не чувствуете воодушевления, может быть эта цель вам и не нужна вовсе. С другой стороны, цель может быть некорректно сформулирована, и в том виде, как вы ее произносите, она «не работает» на вас. Желательно, чтобы любая цель была сформулирована согласно принципам психолингвистического анализа. Есть вербальные формы произнесения цели, в которых заведомо заложен негативный оттенок, в таких случаях подсознательно человек сам может отодвигать реализацию некорректно сформулированной цели.

- Советы профессора В. Линкера:

1. Проверить себя, задавая вопросы: «А как я почувствую, что получила свою цель? Что я испытаю, когда цель будет достигнута?»

2. Чтобы конкретнее понять, насколько грамотно сформулирована цель, можно задать конкретные вопросы к каждому слову.

3. Перед каждым решением задавать вопрос: «Это чувство (соматический маркер) пришло или не пришло?»

4. Точно знать, как пахнет, выглядит, какова на слух, на вкус ваша цель.

5. Проверить целесообразность и экологичность цели. Для этого можно задать себе вопрос, возможно с помощью медитации: «Целесообразна ли моя цель?» И слушать свои соматические маркеры (ощущения в теле).

6. Найти слово, которое служит для вас определенным сигналом!

«Знаки вокруг меня»

Данная методика и проста, и сложна одновременно. Желая что-либо, человек часто не замечает реального окружения. Здесь важно руководствоваться принципами «всему свое время». Внутреннюю готовность к реализации цели проверить очень легко, ведь когда мы готовы, то подсознание нам помогает. Это проявляется в том, что все у нас получается гладко и быстро, ситуации складываются как бы сами собой в нашу сторону. Не стоит идти напролом, преодолевая массу препятствий, если вы чувствуете, что на данном временном отрезке достижение цели доставляет больше трудностей, чем удовольствия. Если все-таки вы поняли, что ситуация складывается по большей части не в вашу пользу или вам сложно заставить самого себя идти по намеченному пути, лучше всего в таких случаях сесть и разобраться с самим собой. Начать можно с того, что честно задать себе вопрос: «А почему я не хочу, чтобы эта цель была исполнена?»

Причины могут быть самые разнообразные. Начиная от того, что цель неправильно сформулирована или звучит так, как вашему подсознанию не подходит, заканчивая тем, что это просто не ваша личная цель, а навязанная стереотипами из вне.

* * *

Надеемся, что наши пояснения и рекомендации помогут вам осознать и, как следствие, избежать подводных камней на работе, связанных с особенностями женской психики, свойствами женского коллектива. А опубликованные методики позволят прочувствовать, точно сформулировать свои личные цели и, главное, достигнуть их.






Постоянная ссылка на статью: