Как важно знать, куда ударить
Как важно знать, куда ударитьЕлена Кувшинникова На учебных семинарах, посвященных проблемам финансового анализа, некоторые слушатели с гордостью заявляют, что они ежемесячно рассчитывают около 200 финансовых показателей! К сожалению, такого рода заблуждение встречается довольно часто: многие полагают, что чем больше финансовых параметров рассчитывается, тем лучше в компании поставлено финансовое управление и контроль. На самом деле не так важно "количество" рассчитываемых параметров, как их правильный выбор и понимание взаимосвязей. Ситуация 1. Финансовый директор компании пытается привлечь банковский кредит под 15% годовых. Как скажется решение о привлечении заемного финансирования на рентабельности акционерного капитала? Будут ли довольны владельцы компании? Воспользуемся следующими показателями:
Несложные расчеты: Если рентабельность вложенного капитала - 12% , процентная ставка по кредитам - 15% , финансовый рычаг (после привлечения дополнительного кредита) составит 1,2, то рентабельность акционерного капитала упадет на (12 - 15% ) х 1,2 = 3,6 процентных пункта. На заметку: если рентабельность вложенного капитала ниже банковских процентных ставок, то чем больше заемных источников привлекает компания, тем ниже падает рентабельность вложений акционеров. Резюме: работа финансового директора может быть признана неудовлетворительной. Ситуация 2. Отдел продаж настоял на внедрении новой стратегии распространения продукции, что привело к росту доходов на 10%. Объем операционной прибыли компании также увеличился. Ряду ключевых клиентов был предоставлен коммерческий кредит, что привело к росту дебиторской задолженности и снижению рентабельности вложенного капитала. Начальник отдела продаж настаивает на премировании сотрудников, утверждая, что его отдел отвечает за рост доходов и операционной прибыли. Соответствует ли новая стратегия продаж интересам компании? Следует ли премировать отдел продаж? Кто виноват в снижении рентабельности капитала? Воспользуемся следующими показателями:
Несложные расчеты: Рассчитать три финансовых показателя за предыдущий и текущий период деятельности. Сравнить динамику изменения показателей: произошло ли одновременное падение рентабельности продаж и оборачиваемости, или только один из них привел к падению рентабельности капитала. Определить, работу какого из подразделений компании следует считать неудовлетворительной. На заметку:
Понимание сути финансового анализа и правильный подбор параметров позволит финансовым аналитикам и экономистам компании не только констатировать наличие неблагоприятных тенденций в развитии компании, но и выявлять их причины. В ряде случаев можно повысить качество принимаемых финансовых решений, не прибегая к сложному математическому аппарату. Помните старый анекдот? Сломался двигатель. Водитель машины долго подкручивает и подвинчивает детали, нажимает на разные рычажки - ничего не помогает. Подходит к нему мастер, бьет молотком по капоту, двигатель работает. Он просит водителя заплатить ему 100 руб. "За что? " - спрашивает водитель. "Один рубль - за то, что ударил молотком, а 99 руб. - за то, что знал, куда ударить", - отвечает мастер. Автор - ведущий преподаватель-консультант Центра профессионального обучения компании Ernst & Young. Постоянная ссылка на статью:
|