Обзор писем Минфина по вопросам исчисления, удержания и уплаты НДФЛ
Изменение норм налогового законодательства вызывает у налогоплательщиков многочисленные вопросы. В представленном материале мы расскажем о том, какова позиция чиновников по наиболее часто возникающим вопросам, связанным с налогообложением доходов физических лиц. Командировочные расходы и НДФЛ В соответствии со ст. 168 ТК РФ работодатель при направлении своих работников в командировку как внутри страны, так и за ее пределы обязан возместить им расходы на проезд, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Вопрос: Организация при направлении своих работников в командировки как внутри страны, так и за ее пределы выплачивает им суточные в размерах, превышающих суммы, освобождаемые от обложения НДФЛ, – 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и 2 500 руб. за каждый день нахождения в загранкомандировке. Подлежат ли обложению НДФЛ суммы суточных, выплаченные сверх указанных размеров? Ответ на данный вопрос представлен в Письме Минфина РФ от 15.04.2009 № 03‑04‑06-01/97. Свои разъяснения чиновники начали с того, что привели норму п. 3 ст. 217 НК РФ, согласно которой не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов. Положениями указанной статьи предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2 500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке. Фактический размер суточных, выплачиваемых работнику при направлении его в служебную командировку, может превышать размеры суточных, освобождаемые от налогообложения на основании п. 3 ст. 217 НК РФ, и в соответствии со ст. 168 «Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой» ТК РФ определяться коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом объектом обложения НДФЛ являются суточные, выплаченные работнику сверх размеров, установленных п. 3 ст. 217 НК РФ. Вопрос: Датой окончания командировки работника согласно приказу о направлении в командировку является пятница. Работник по собственному желанию задержался в месте пребывания. В организации, куда он был направлен, установлена пятидневная рабочая неделя. К авансовому отчету работник приложил билет на обратную дорогу из места командирования, датированный вечером воскресенья. Отметка о дне выбытия в командировочном удостоверении не совпадает с датой, указанной в билете. Облагается ли стоимость билета НДФЛ? Минфин в Письме от 01.04.2009 № 03‑04‑06-01/74 дал следующие разъяснения. В абзаце 10 п. 3 ст. 217 НК РФ указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно. Днями начала и окончания командировки работника следует считать дни, обозначенные в приказе о направлении работника в командировку (с учетом времени нахождения в пути). При необходимости приказом руководителя организации командировка может быть продлена. Если работник возвращается из командировки позднее даты, указанной в приказе о командировании, используя выходные дни, оплата его проезда от места нахождения в эти дни до места работы, по нашему мнению, не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой. В этом случае имеет место получение предусмотренной ст. 41 НК РФ экономической выгоды работником в виде оплаты организацией проезда от места проведения отпуска или иного свободного от работы времени до места работы. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ оплата за налогоплательщика организациями товаров (работ, услуг) в его интересах относится к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме. Пунктом 1 ст. 211 НК РФ определено, что при получении налогоплательщиком доходов от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Таким образом, оплата организацией за сотрудника билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, является его доходом, полученным в натуральной форме. Стоимость указанного билета подлежит налогообложению в соответствии с положениями ст. 211 НК РФ. Налогообложение компенсационных выплат Вопрос: В связи с сокращением штата работники организации были предупреждены под роспись за три месяца до увольнения. По согласию сторон отдельные работники были уволены до истечения трехмесячного срока с выплатой выходного пособия и компенсации, исчисленных пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Подпадают ли данные выплаты под действие п. 3 ст. 217 НК РФ? В Письме Минфина РФ от 11.03.2009 № 03‑04‑06-01/54 чиновники ответили следующее. Главой 27 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора. В частности, в соответствии со ст. 178 ТК РФ в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата работников организации увольняемым работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Согласно ст. 180 ТК РФ об увольнении по вышеуказанным основаниям работник должен быть предупрежден не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения вышеназванного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. В данном случае выходное пособие и дополнительная компенсация, выплаченная работнику в размере среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ. Налогообложение выплат, произведенных организацией в пользу физического лица по решению суда Вопрос: Организация по решению суда выплатила физическому лицу задолженность по заработной плате, при этом не был удержан НДФЛ с суммы выплат. Каков порядок уплаты физическим лицом НДФЛ с полученных сумм задолженности по заработной плате в указанной ситуации? Возникает ли у физического лица обязанность по представлению в налоговые органы декларации по НДФЛ? В Письме Минфина РФ от 17.04.2009 № 03‑04‑05-01/225 чиновники отметили: если налоговый агент не имел возможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие доходы, при выплате которых не был удержан налог налоговыми агентами, в том числе с сумм задолженности по заработной плате, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, а согласно п. 3 данной статьи обязаны также представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Налоговая декларация представляется в этом случае не позднее В пункте 5 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый – не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй – не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты. При этом согласно п. 4 данной статьи общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Исходя из вышеизложенного в случае неполучения налогового уведомления налогоплательщик по завершении налогового периода самостоятельно исполняет налоговое обязательство по уплате суммы налога, исчисленной в налоговой декларации, в срок не позднее Вопрос: Банк на основании решения суда осуществляет выплаты по зарплате в сумме неверно рассчитанного районного коэффициента в пользу истцов‑работников. Также по решению суда данным физлицам возмещаются судебные расходы, такие как расходы на проведение экспертизы подлинности подписей, на оплату юридических услуг по составлению искового заявления, расходы на проезд из места проживания к месту судебного заседания. Облагаются ли указанные выплаты НДФЛ? Признается ли банк налоговым агентом и следует ли ему как налоговому агенту удержать НДФЛ при перечислении указанных сумм на личные счета истцов либо на депозитный счет службы судебных приставов или необходимо в полном объеме перечислить взысканные суммы и подать в налоговые органы сведения по форме 2‑НДФЛ? В Письме от 08.04.2009 № 03‑04‑06-01/85 мы видим такое разъяснение: учитывая положения ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент является частью оплаты труда сотрудников, которая подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Что касается обложения НДФЛ возмещенных организацией по решению суда судебных расходов работника, то необходимо учитывать следующее. Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 данного кодекса. В пункте 3 ст. 217 НК РФ представлен исчерпывающий перечень компенсационных выплат, установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц. Выплаты, производимые организацией в качестве возмещения понесенных физическим лицом судебных расходов, не включены в вышеуказанный перечень, и, следовательно, они подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в соответствующий бюджет. Учитывая изложенное, организация, производящая выплаты работникам в виде заработной платы и возмещающая их судебные расходы, признается налоговым агентом. В силу п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Особенностей выполнения налоговым агентом своих обязанностей при выплате налогоплательщику дохода по решению суда НК РФ не установлено. Должнику-организации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством предоставлено право на стадии рассмотрения гражданского дела о взыскании с организации-работодателя (ответчика) суммы доходов обратить внимание суда на необходимость определения задолженности, подлежащей взысканию, с учетом требований налогового законодательства РФ. При реализации ответчиком данного права судом в резолютивной части решения будет указана сумма дохода, подлежащая взысканию в пользу работника, и сумма, которую нужно удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему РФ. Однако если при вынесении решения суды не производят разделения сумм, причитающихся работнику и подлежащих удержанию с него, то организация – налоговый агент, по нашему мнению, не имеет возможности удержать у налогоплательщика НДФЛ. При этом налоговый агент обязан в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Вопрос: По решению суда в пользу физического лица с юридического лица взыскана денежная компенсация за нарушение авторских прав, а также сумма возмещения морального вреда. Облагаются ли данные компенсации НДФЛ? Минфин в Письме от 07.04.2009 № 03‑04‑05-01/172 высказал следующее мнение по данному вопросу. Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом в соответствии с положениями ст. 151 и 1101 ГК РФ обязанность возмещения морального вреда и его размер определяются судом. Таким образом, сумма денежных средств, выплачиваемая на основании судебного решения в возмещение морального вреда, причиненного организацией физическому лицу, является компенсационной выплатой, предусмотренной п. 3 ст. 217 НК РФ, и на этом основании не подлежит обложению НДФЛ. В силу ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Гражданским кодексом (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Компенсация за нарушение исключительного права на произведение не включена в перечень компенсационных выплат, освобожденных от обложения НДФЛ на основании норм п. 3 ст. 217 НК РФ, и, следовательно, она подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Доход в виде процентов по договору займа, предоставленного работником организации Вопрос: Организацией (заемщиком) заключен договор займа с физлицом (заимодавцем), по условиям которого заемщик ежеквартально начисляет проценты на остаток всех полученных от заимодавца денежных средств. При этом заемщик обязан не позднее 7 дней до начисления процентов уведомить заимодавца о предстоящем начислении процентов, а заимодавец в срок до окончания расчетного квартала вправе потребовать у заемщика либо выплаты начисленных процентов, либо причисления их к сумме займа. Если заимодавец в срок не предъявил требований о распоряжении процентами, заемщик причисляет их к сумме займа. В какой момент заемщик должен выполнить обязанности налогового агента по удержанию у заимодавца и перечислению в бюджет НДФЛ с суммы процентов, начисленных на остаток денежных средств и причисленных к основной сумме займа: в момент причисления процентов к основной сумме займа или впоследствии, в момент фактической выплаты (перечисления на расчетный счет)? Минфин в Письме от 03.03.2009 № 03‑04‑06-01/45 указал: пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ определено, что при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. Датами фактического получения доходов налогоплательщиком в рассматриваемом случае будут даты причисления процентов к сумме займа, полученного от заимодавца. Выплаты бывшим работникам организации Вопрос: Облагаются ли НДФЛ доходы неработающих пенсионеров – бывших работников железнодорожного транспорта, уволившихся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в виде сумм возмещения организацией стоимости проезда на железнодорожном транспорте? В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в его интересах услуги на безвозмездной основе относятся к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме. Таким образом, предоставление организацией бывшим работникам железнодорожного транспорта бесплатного проезда на железнодорожном транспорте является доходом, полученным указанными лицами в натуральной форме. Вместе с этим п. 28 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения доходов, не превышающих 4 000 руб. за налоговый период, в виде подарков, полученных от организаций, а также в виде материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту. Предоставление организацией бывшим работникам железнодорожного транспорта бесплатного проезда на железнодорожном транспорте может рассматриваться в качестве подарка или материальной помощи при условии соответствующего документального оформления оплаты стоимости проезда. Таким образом, доходы неработающих пенсионеров – бывших работников железнодорожного транспорта в виде сумм возмещения организацией стоимости проезда на железнодорожном транспорте освобождаются от налогообложения в пределах ограничения, установленного п. 28 ст. 217 НК РФ. Кроме того, в отношении указанного дохода могут быть предоставлены стандартные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 НК РФ, если они не были получены по иным доходам (Письмо Минфина РФ от 08.04.2009 № 03‑04‑06-01/84). Обложение НДФЛ призов и подарков В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло. В некоторых организациях в связи с профессиональными праздниками принято награждать некоторых работников орденами и медалями, не относящимися к государственным наградам. В связи с этим возникает вопрос: являются ли данные награды доходом работников, подлежащим обложению НДФЛ? Обратимся к Письму Минфина РФ от 13.03.2009 № 03‑04‑06-01/59: доход в виде негосударственных наград, полученных работниками от организации, является доходом в натуральной форме, подлежащим налогообложению в соответствии со ст. 211 НК РФ. Вместе с тем, по мнению чиновников финансового ведомства, подобные награды можно рассматривать в качестве подарка, полученного от организации. При этом следует иметь в виду, что для признания вручения орденов и медалей подарком необходимо оформление договора дарения в установленном порядке. В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы налогоплательщиков, не превышающие 4 000 руб. за налоговый период, в виде стоимости подарков, полученных от организаций. С учетом вышеизложенного доход, полученный работником организации в виде стоимости негосударственных наград, не подлежит обложению НДФЛ в сумме, не превышающей 4 000 руб. за налоговый период. Вопрос: В 2008 году физическое лицо стало победителем стимулирующей лотереи, проводимой организацией, и получило приз, стоимость которого составляет 11 070 руб. Облагается ли указанный выигрыш НДФЛ и в каком порядке? В Письме от 14.04.2009 № 03‑04‑05-01/181 финансисты указали: при получении физическим лицом от организации дохода в виде приза в стимулирующей лотерее стоимостью, превышающей 4000руб. и в части превышения подлежащей налогообложению налогом на доходы физических лиц, организация признается налоговым агентом и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 Кодекса. В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты должны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Если приз получен не в денежной форме, у организации отсутствует возможность удержать налог на доходы физических лиц. Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. В этом случае, учитывая положения пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ, физлицо должно самостоятельно осуществить исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с дохода в виде стоимости полученного приза, превышающей 4 000 руб., в порядке, предусмотренном данной статьей. Вопрос: Организация в рамках массовых мероприятий, связанных с праздниками, вручает физическим лицам призы и подарки стоимостью до 4 000 руб. В связи с массовостью мероприятий у организации нет возможности собрать данные о физлицах, получивших подарки, в целях представления в налоговые органы сведений об указанных доходах физлиц. Должна ли организация в этой ситуации исполнять обязанности налогового агента по НДФЛ? В Письме Минфина РФ от 06.04.2009 № 03‑04‑06-01/79 чиновники ведомства уточнили: при получении физическими лицами от организации дохода в виде подарка стоимостью, не превышающей 4 000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на нее не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления налога на доходы физических лиц. Соответственно, на такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 НК РФ, в частности по представлению в налоговые органы сведений об указанных доходах, полученных физическими лицами. Вопрос: Организация осуществляет распространение рекламно‑сувенирной продукции среди физических лиц, по результатам которого ответственным распространителем составляется отчет. В данном отчете указывается место и дата проведения мероприятия, в ходе которого распространялась рекламно‑сувенирная продукция, наименование, количество и стоимость этой продукции. При этом отсутствуют данные о физлицах – получателях такой продукции. Возникают ли у организации обязанности налогового агента по НДФЛ при распространении рекламно‑сувенирной продукции физлицам (в частности, обязанности по сбору и хранению данных о таких физлицах)? В Письме от 06.04.2009 № 03‑04‑06-01/81 финансисты напомнили, что согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Статьей 226 НК РФ установлены особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, в частности организациями. Пунктом 2 данной статьи определено, что ее положения не применяются в отношении доходов, указанных в ст. 228 НК РФ. В подпункте 7 п. 1 ст. 228 НК РФ[1] сказано, что самостоятельно исчислить НДФЛ, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет обязаны физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Исходя из вышеизложенного организация, от которой физическое лицо получает доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, является налоговым агентом в отношении таких доходов данного физического лица и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить налог на доходы физических лиц в бюджетную систему. Кроме того, согласно ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Минфином. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким образом, организация, от которой физическое лицо получает доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, являясь налоговым агентом, обязана вести учет таких доходов и представлять сведения о данных доходах в налоговые органы по месту учета. Налогообложение дохода в виде материальной выгоды Подпунктом 1 п. 2 ст. 212 НК РФ предусмотрено, что при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Вопрос: Организация в 2008 году предоставила работнику денежный заем со сроком погашения в 2010 году, проценты по которому начисляются ежемесячно, а их выплата планируется после погашения основной суммы займа в 2010 году. Возникает ли при этом у работника в 2008 и 2009 годах доход в виде материальной выгоды, полученный от экономии на процентах за пользование заемными средствами, при исчислении НДФЛ? В Письме от 21.04.2009 № 03‑04‑06-01/102 Минфин указал следующее. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам. В рассматриваемом случае организация в 2008 году предоставила работнику заем с условием погашения процентов в 2010 году. В этой ситуации доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами в 2008 и 2009 годах не возникает. Вопрос: Организация в 2007 году выдала работникам долгосрочные беспроцентные займы, срок погашения долга по которым наступает единовременно в 2011 году. Должна ли организация как налоговый агент исчислить материальную выгоду на момент погашения займа в 2011 году за все время пользования денежными средствами? Правомерно ли при выдаче долгосрочного беспроцентного займа исчисление и удержание организацией как налоговым агентом на основании заявления работника НДФЛ с материальной выгоды ежемесячно в течение всего срока использования займа физлицом с последующим пересчетом суммы материальной выгоды в связи с изменением ставки рефинансирования на дату возврата займа, поскольку сумма НДФЛ, исчисленная единовременно в 2011 году, будет значительно превышать совокупный годовой доход работника? Обратимся к разъяснениям чиновников финансового ведомства, представленным в Письме от 14.04.2009 № 03‑04‑06-01/89. В случае если организацией выдан беспроцентный заем, фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств. При получении налогоплательщиком от организации дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами организация признается налоговым агентом и должна исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 НК РФ. Согласно абз. 2 п. 4 данной статьи удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Таким образом, если организация помимо выдачи беспроцентного займа осуществляет выплату налогоплательщику каких‑либо доходов (например, заработной платы), то налог на доходы физических лиц с дохода в виде материальной выгоды должен удерживаться из таких выплат и за счет них с соблюдением установленного Налоговым кодексом ограничения. При этом удержание сумм налога из заработной платы работника до даты фактического получения дохода не допускается. В случае если сумма налога, подлежащего удержанию из доходов физического лица, превышает установленное НК РФ ограничение, применяются положения п. 5 ст. 226 НК РФ, в соответствии с которыми при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Вопрос: Каков порядок обложения НДФЛ доходов физического лица в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование беспроцентным займом, израсходованным на приобретение жилья? Согласно п. 1 ст. 212 НК РФ[2] из перечня доходов в виде материальной выгоды исключены доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. Таким образом, для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды имеет значение только то обстоятельство, что заем, при погашении которого определяется материальная выгода, был использован на строительство либо приобретение жилья, в отношении которого был предоставлен имущественный налоговый вычет. Тот факт, что имущественный налоговый вычет в сумме беспроцентного займа, израсходованного на приобретение жилья, уже полностью получен, не имеет значения для невключения дохода в виде материальной выгоды, возникающей при последующем погашении указанного займа, в доход, подлежащий налогообложению. С учетом изложенного указанная материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование займом, с 1 января 2008 года освобождается от налогообложения при условии представления налогоплательщиком подтверждения права на имущественный налоговый вычет (Письмо Минфина РФ от 15.04.2009 № 03‑04‑05-01/220). Удерживать или нет НДФЛ с доли в УК, перешедшей по наследству? Вопрос: Подлежит ли обложению НДФЛ доход физического лица – наследника, полученный в виде действительной стоимости доли наследодателя в уставном капитале организации? Является ли организация, выплачивающая указанный доход, налоговым агентом в данной ситуации и возникает ли у нее обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ? В Письме Минфина РФ от 15.04.2009 № 03‑04‑06-01/95 чиновники отметили, что в соответствии с п. 18 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов. Таким образом, доходы физического лица – наследника, полученные в виде действительной стоимости доли наследодателя в уставном капитале организации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, а организация, выплачивающая указанный доход, не является налоговым агентом, и обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога у нее в данном случае не возникает. Уплата НДФЛ в бюджет Вопрос: Имеет ли право организация при наличии задолженности по уплате НДФЛ в качестве налогового агента на предоставление отсрочки по перечислению данного налога в бюджет? В Письме от 23.03.2009 № 03‑02‑07/1-142 Минфин указал, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном гл. 9 НК РФ. В силу п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Предоставление налоговым агентам отсрочки или рассрочки по перечислению налогов в бюджетную систему РФ, в том числе НДФЛ, гл. 9 НК РФ не предусмотрено. Согласно п. 4 и 6 ст. 226 НК РФ налоговый агент обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате. Налоговый агент обязан перечислить сумму исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счета налогового агента в банке на счета налогоплательщиков либо по их поручению на счета третьих лиц в банке. [1] В редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224‑ФЗ. [2] В редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 216‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», вступила в силу с 01.01.2008. Автор: С. Нестеров, эксперт журнала «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение»/ . Журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение" Постоянная ссылка на статью:
|