Исчисление и уплата налога на доходы по операциям с ценными бумагами
Исчисление и уплата налога на доходы по операциям с ценными бумагами Л. СОМОВ, Доход от реализации ценных бумагВ соответствии с абзацем 1 п. 3 ст. 214.1 НК РФ доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков. В абзаце 2 п. 3 ст. 214.1 НК РФ указано, что доход по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком. К таким расходам относятся, в частности:
Если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, согласно которому налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета в сумме, полученной от реализации ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не более 125 000 руб. При продаже ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже этих ценных бумаг. Таким образом, ст. 214.1 НК РФ предусматривает возможность применения одного из двух вариантов уменьшения налогооблагаемых доходов налогоплательщика от реализации ценных бумаг: а) на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением, хранением и реализацией ценных бумаг; б) на сумму имущественного налогового вычета, предусмотренного абзацем 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ. Доход по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, либо имущественными вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделки купли-продажи. При этом неясно, что следует понимать под «суммами доходов» - суммы доходов от реализации ценных бумаг, полученных в рамках одной сделки, или суммы доходов от реализации ценных бумаг, полученных от совокупности сделок по продаже ценных бумаг одной категории. Однако в абзаце 2 п. 3 ст. 214.1 уточняется, что имущественные вычеты (а следовательно, и документально подтвержденные расходы) принимаются в уменьшение доходов от сделки купли-продажи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что доход от каждой сделки по продаже ценных бумаг уменьшается на сумму документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию и хранение этих ценных бумаг, а в случае невозможности документального подтверждения расходов - на сумму налогового вычета, предусмотренного абзацем 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, т.е. допустима ситуация, при которой в рамках одного налогового периода по одной сделке по реализации ценных бумаг может быть применен вычет в суммах документально подтвержденных расходов, а по другой сделке по реализации ценных бумаг той же категории, если отсутствуют документально подтвержденные расходы, может быть применен вычет, предусмотренный абзацем 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ. Не представляется возможным также четко определить, является ли сумма 125 000 руб. предельной величиной налогового вычета в рамках одного налогового периода в отношении имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, или же налоговый вычет не может превышать 125 000 руб. по каждой конкретной сделке по реализации такого имущества. Следует обратить внимание на то, что норма абзаца 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при ее буквальном прочтении позволяет налогоплательщику получить налоговый вычет в суммах, полученных от реализации имущества, но не превышающих 125 000 руб., т.е. здесь используется множественное число при определении количества сумм, в размере которых можно применить налоговый вычет. В том же абзаце указано, что налоговый вычет применяется при реализации налогоплательщиком недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет. В соответствии с этим налоговый вычет определяется как суммы, полученные от реализации указанного имущества, но не превышающие 1 000 000 руб. в целом. Правила определения размера налогового вычета при реализации иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, такого ограничения не содержат. Следовательно, допустимо такое толкование анализируемых норм, при котором налоговый вычет в размере, не превышающем 125 000 руб., может быть применен в течение одного налогового периода в отношении каждой сделки по реализации имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, в том числе и при реализации ценных бумаг. Однако этот вывод, как уже отмечалось, прямо не следует из норм НК РФ и может быть оспорен налоговыми органами. Тем более, что представители налоговых органов считают, что налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется не отдельно по каждой конкретной сделке, а исходя из общей суммы доходов по совокупности сделок за налоговый период по каждой категории ценных бумаг (письмо МНС России от 22.06.04 г. № 04-2-07/302 «Об уплате налога на доходы физических лиц»). Налоговые органы указывают на то, что, поскольку НК РФ не предусматривает возможности одновременного применения двух видов налоговых вычетов, в отношении совокупности сделок по реализации ценных бумаг одной категории может быть применен только один из видов вычетов. Более того, налоговые органы отмечают, что в том случае, если налогоплательщик при реализации ценных бумаг эмитента, расходы на приобретение которых отсутствуют, воспользуется фиксированным имущественным налоговым вычетом, то при совершении последующих операций по реализации ценных бумаг в течение одного налогового периода налоговая база в целях исчисления налога на доходы физических лиц будет определяться без учета документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, так как одновременное предоставление двух вычетов НК РФ не предусмотрено (письма Управления МНС России по г. Москве от 27.06.03 г. № 27-08а/34426 и от 27.05.03 г. № 27-08н/28321). На основании этого можно сделать и другой вывод: если при реализации ценных бумаг в течение одного налогового периода применялся налоговый вычет в суммах документально подтвержденных расходов, а затем была реализована ценная бумага той же категории, в отношении которой отсутствует информация о документально подтвержденных расходах на ее приобретение, то при реализации этой ценной бумаги не может быть применен ни тот, ни другой вычет. В случае применения налогового вычета к каждой отдельной сделке по продаже ценных бумаг, что, на наш взгляд, является правомерным, присутствуют существенные риски, связанные с предъявлением претензий со стороны налоговых органов, которые считают, что такой порядок применения налогового вычета не допустим. В отношении реализации ценных бумаг, которые относятся к разным категориям в соответствии с п. 1 ст. 214.1 НК РФ, налоговая база определяется отдельно. Таким образом, мы считаем, что в отношении каждой конкретной категории ценных бумаг может применяться любой из предусмотренных ст. 214.1 НК РФ видов вычетов независимо от того, какой вид налогового вычета применяется в отношении другой категории ценных бумаг в том же налоговом периоде, и это не приведет к налоговым рискам.
Налоговый вычет по доходам от реализации ценных бумагТеперь ответим на вопрос о том, может ли налоговый агент в течение одного налогового периода предоставлять налогоплательщику одновременно: имущественный налоговый вычет в размере 125 000 руб., предусмотренный абзацем 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, по операциям с ценными бумагами, находившимися в собственности налогоплательщика менее трех лет; имущественный налоговый вычет в сумме, полученной от продажи ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет, также предусмотренный указанным абзацем. Вправе ли налоговый агент раздельно определять налоговую базу по операциям с ценными бумагами, находившимися в собственности налогоплательщика менее трех лет, и по операциям с ценными бумагами, находившимися в собственности налогоплательщика более трех лет, с предоставлением соответствующих налоговых вычетов, размер которых зависит от сроков нахождения ценных бумаг в собственности налогоплательщика? В соответствии с абзацем 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при реализации имущества (в том числе и ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, последний имеет право на применение налогового вычета в суммах, полученных от реализации указанного имущества, но не превышающих 125 000 руб. При реализации имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества. Приведенные нормы не содержат запрета на одновременное применение вычета в рамках одного периода в отношении ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, в сумме, не превышающей 125 000 руб., и налогового вычета в отношении ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, в сумме, полученной при реализации этих ценных бумаг. Аналогичной позиции придерживаются и финансовые органы. Так, в письме Минфина России от 25.08.04 г. № 03-05-01-05/18 указано, что имущественный налоговый вычет определяется отдельно по сделкам с ценными бумагами, находившимися в собственности налогоплательщика разные периоды времени, и налогоплательщик имеет право воспользоваться имущественным налоговым вычетом при продаже ценных бумаг, находящихся в его собственности менее трех лет, а также три года и более, одновременно, применяя различный порядок определения размера вычета. Возникает еще один вопрос: может ли налоговый агент в течение одного налогового периода при продаже ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет, предоставить налогоплательщику имущественный налоговый вычет в сумме, полученной от продажи ценных бумаг, при условии, что расходы налогоплательщика на приобретение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально, однако имеются документально подтвержденные расходы на реализацию данных ценных бумаг, в частности комиссия брокера, осуществившего их реализацию. Согласно п. 3 ст. 214.1 НК РФ в том случае, если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ. Следует обратить внимание и на то, что уменьшение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при реализации ценных бумаг на сумму документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг является правилом исчисления налоговой базы, в то время как применение налогового вычета при реализации ценных бумаг сформулировано в п. 3 ст. 214.1 НК РФ и в абзаце 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ как право налогоплательщика. Из этого следует, что налоговая база по налогу на доходы физических лиц при реализации ценных бумаг может быть уменьшена на сумму налогового вычета, предусмотренного абзацем 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, только в том случае, если информация о расходах, связанных с приобретением, реализацией и хранением ценных бумаг, не может быть документально подтверждена. Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы. Однако, на наш взгляд, они трактуют положения п. 3 ст. 214.1 НК РФ, необоснованно ограничивая возможность применения имущественного налогового вычета в том случае, если расходы на приобретение ценных бумаг не могут быть подтверждены, но могут быть подтверждены иные расходы, связанные с хранением и реализацией ценных бумаг. Так, в письме МНС России от 22.06.04 г. № 04-2-07/302 указывается, что если клиент - физическое лицо по договору, заключенному с брокером на совершение операций купли-продажи ценных бумаг, продает в течение одного налогового периода ценные бумаги и при этом расходы по приобретению ценных бумаг налогоплательщик документально не подтверждает, то из полученного дохода исключаются только фактически произведенные налогоплательщиком расходы, связанные с реализацией таких ценных бумаг, а именно биржевой сбор; комиссионные отчисления, связанные с продажей ценных бумаг. В том же письме отмечается, что в случае отсутствия у брокера информации о расходах на приобретение ценных бумаг налогоплательщик обязан предъявить брокеру документы, подтверждающие расходы по их приобретению (см. также письмо Управления МНС России по г. Москве от 17.02.04 г. № 11-11н/09715). Другими словами, налоговые органы считают, что в том случае, если брокер располагает информацией хотя бы об одном виде расходов, например связанном с реализацией ценных бумаг, налоговый вычет, предусмотренный абзацем 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, не может быть применен, так как в этом случае доход от реализации акций будет уменьшен только на суммы документально подтвержденных расходов, о которых известно брокеру. Если учесть, что при реализации ценных бумаг через профессионального участника рынка ценных бумаг (брокера) всегда будут присутствовать расходы, связанные с реализацией ценных бумаг (вознаграждение брокера), то такая позиция вообще исключает возможность применения налогового вычета, предусмотренного абзацем 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, что фактически лишает смысла большинство положений п. 3 ст. 214.1 НК РФ. По нашему мнению, приведенная позиция налоговых органов не основана на нормах права и при необходимости может быть оспорена в судебных инстанциях. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 20.04.04 г. № А66-8847-03 не принял довод налогового органа о том, что брокер не предоставил доказательств наличия объективных причин, по которым налогоплательщик не смог представить документальные доказательства понесенных им расходов по операциям с ценными бумагами, поскольку нормы главы 23 НК РФ не возлагают на налогового агента такой обязанности. Кроме того, следует учитывать, что, предоставляя возможность налогоплательщику уменьшить налогооблагаемый доход от реализации ценных бумаг на сумму подтвержденных расходов на приобретение, хранение и реализацию этих ценных бумаг, законодатель фактически определяет порядок формирования налоговой базы, который позволял бы с максимальной точностью определить реальный доход налогоплательщика от реализации ценных бумаг. Условие о том, что налогоплательщик вправе применить имущественный налоговый вычет в том случае, если указанные расходы не могут быть подтверждены, принято, по нашему мнению, для того, чтобы при отсутствии достоверной информации о расходах налогоплательщик все-таки имел возможность уменьшить доход от реализации ценных бумаг, пусть даже в пределах фиксированной суммы. Мы считаем, что доход от реализации ценных бумаг может быть уменьшен на сумму имущественного налогового вычета и в ситуации, при которой отсутствуют документально подтвержденные расходы на приобретение ценных бумаг, хотя могут быть подтверждены иные расходы, связанные с хранением и реализацией ценных бумаг.
Срок владения налогоплательщиком ценными бумагами. Конвертация ценных бумаг и право на вычетВ целях предоставления имущественного налогового вычета, предусмотренного абзацем 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, с какого момента следует отсчитывать срок владения акциями, полученными налогоплательщиком в результате конвертации, - с момента приобретения акций, которые в последующем были конвертированы, либо с даты конвертации? Вправе ли налоговый агент при определении налоговой базы по операциям с акциями, полученными в результате конвертации, уменьшить сумму доходов от их реализации на сумму расходов на приобретение акций, которые были конвертированы в реализованные акции? В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» конвертация является одним из способов размещения акций и иных эмиссионных ценных бумаг. Согласно п. 1 ст. 27 этого Закона приобретенными акционерами акциями называются размещенные акции, что позволяет отождествлять понятия «приобретение акций» и «размещение акций». Как установлено в п. 7.2.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.03 г. № 03-30/пс, конвертируемые ценные бумаги одновременно с конвертацией аннулируются. Таким образом, в результате конвертации появляется новая ценная бумага, т.е. новый объект гражданских прав. В абзаце 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ речь идет о сроке, в течение которого имущество (ценная бумага) находилось в собственности налогоплательщика. Право собственности на имущество не могло возникнуть раньше, чем возник сам объект права - ценная бумага. Таким образом, в рассматриваемой ситуации право собственности на ценную бумагу, которая образовалась в результате конвертации, появляется у физического лица с момента возникновения этой ценной бумаги, т.е. с момента конвертации. По нашему мнению, в целях абзаца 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ срок владения акциями, которые были конвертируемы, следует исчислять с момента конвертации акций. Как уже отмечалось, в соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ доход (убыток) по совокупности сделок определяется как разница между суммами, полученными от реализации ценных бумаг, и расходами на их приобретение, реализацию и хранение, которые налогоплательщиком фактически произведены и документально подтверждены. В результате конвертации физическое лицо становится собственником новых ценных бумаг, при этом возникновение права собственности на эти ценные бумаги не связано с их куплей-продажей. В то же время нельзя утверждать, что физическое лицо получает такие акции на безвозмездной основе в результате дарения. Исходя из содержания конвертации как гражданско-правовой сделки возникновение права собственности на новую ценную бумагу связано именно с тем, что до конвертации физическое лицо являлось собственником иных ценных бумаг, которые в результате конвертации были аннулированы. В результате конвертации фактически происходит замена аннулированных ценных бумаг на новые ценные бумаги. Таким образом, расходом, связанным с приобретением ценных бумаг в результате конвертации, следует считать стоимость тех ценных бумаг, которые были аннулированы. Мы считаем, что при реализации ценных бумаг, приобретенных в результате конвертации, налогооблагаемый доход от реализации этих ценных бумаг в соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ уменьшается, в том числе и на расходы, связанные с их приобретением, т.е. на стоимость ценных бумаг, взамен которых были получены реализуемые ценные бумаги.
Объединение дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг и определение срока владения ценными бумагамиВ случае объединения дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг в соответствии с постановлением ФКЦБ России от 1.04.03 г. № 03-18/пс государственный регистрационный номер, присвоенный дополнительному выпуску ценных бумаг, аннулируется, и ему присваивается государственный регистрационный номер эмиссионных ценных бумаг, по отношению к которому указанный выпуск является дополнительным. Возникает вопрос: в целях предоставления имущественного налогового вычета, предусмотренного абзацем 1 п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, с какого момента следует отсчитывать срок владения эмиссионными ценными бумагами, прошедшими процедуру объединения дополнительных выпусков, - с момента приобретения эмиссионных ценных бумаг, которые впоследствии прошли процедуру объединения дополнительных выпусков эмиссионных бумаг, либо с момента соответствующего объединения дополнительных выпусков эмиссионных бумаг (изменения государственного регистрационного номера дополнительного выпуска). Согласно ст. 29 Федерального закона от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу. Постановление ФКЦБ России от 1.04.03 г. № 03-18/пс не содержит норм, определяющих момент возникновения прав на эмиссионные ценные бумаги как на объекты гражданских прав. Объединение дополнительных выпусков ценных бумаг, произведенное в соответствии с указанным постановлением, не приводит к возникновению или переходу права собственности на ценные бумаги. Следовательно, при объединении ряда выпусков ценных бумаг прежний срок владения ценной бумагой сохраняется, и при реализации таких акций физическое лицо имеет право на получение имущественного налогового вычета при соблюдении всех прочих условий, установленных НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами - налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Если иностранное лицо будет находиться на территории Российской Федерации более 183 дней в календарном году, в целях налогообложения оно будет признано резидентом. В ст. 207 НК РФ установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются в том числе физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Доходы, полученные от реализации на территории Российской Федерации ценных бумаг, на основании п.п. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ признаются доходами, полученными от источников в Российской Федерации. В рассматриваемой ситуации физическое лицо - нерезидент получает доход от источника в Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 209 доход, полученный налогоплательщиком, не являющимся резидентом Российской Федерации, от источника в Российской Федерации, является объектом обложения налогом на доходы физических лиц. При этом источником дохода в Российской Федерации в отношении указанных лиц будет являться именно общество. Таким образом, в рассматриваемой ситуации общество должно удержать, исчислить и уплатить этот налог в бюджет. Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ в отношении доходов, в том числе и от реализации ценных бумаг, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 30%. В то же время, если общество выплатит доход от реализации ценных бумаг иностранному лицу, находившемуся на территории Российской Федерации более 183 дней в календарном году, ставка налога на доходы физических лиц будет составлять 13%.
Обязанности налогового агента при выплате процентов по облигациям и погашении облигацийОбязано ли общество как налоговый агент исчислять, удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц с доходов своего клиента, полученных в результате выплаты процентов по облигациям и погашения указанных облигаций? На основании п.п. 25 ст. 217 НК РФ суммы процентов по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления, не облагаются налогом на доходы физических лиц. Согласно п.п. 32 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению и суммы, получаемые в погашение облигаций государственных займов Российской Федерации. В отношении указанных сумм общество не будет являться налоговым агентом, поскольку эти суммы не подлежат обложению данным налогом. В ст. 816 ГК РФ определено, что облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение зафиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. В соответствии с п. 8 ст. 214.1 НК РФ налоговый агент - профессиональный участник рынка ценных бумаг рассчитывает и уплачивает налог только в отношении доходов, полученных от сделок купли-продажи ценных бумаг. Погашение облигации фактически является возвратом ее номинальной стоимости (или иного имущественного эквивалента), что и характеризует ее как долговую ценную бумагу. Погашение облигации - реализация права, которое она удостоверяет, тогда как реализация облигации - переход права собственности на облигацию как на объект имущества. Доход в виде процента, получаемого держателем облигации, также не связан с ее продажей. Таким образом, доходы налогоплательщика в связи с погашением облигации или получением процентов по ней не связаны с ее продажей, и, следовательно, налоговый агент, указанный в ст. 214.1 НК РФ, не должен рассчитывать и уплачивать налог на доходы физических лиц в отношении таких доходов. Кроме того, согласно ст. 226 НК РФ налоговыми агентами являются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доход. Доход, получаемый в результате погашения облигаций или в виде процентов по облигациям, выплачивается эмитентом облигаций. Следовательно, в отношении доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по облигациям или в результате погашения облигаций, налог исчисляется и уплачивается эмитентом, который в этом случае и будет являться налоговым агентом. Постоянная ссылка на статью:
|