Сотовая связь как корпоративные кнут и пряник
Сотовая связь как корпоративные кнут и пряникКорпоративную мобильную связь ключевые сотрудники компаний уже давно рассматривают как часть соцпакета. Просто потому, что большинство работодателей не устанавливают никаких специальных условий ее использования. И напрасно, отмечают эксперты. За такую непредусмотрительность некоторые уже поплатились. Мировой судья судебного участка № 359 Басманного района удовлетворил требования Натальи К., бывшего заместителя генерального директора по финансам и экономике ООО “Северо-Западная нефтяная группа — Менеджмент”, обжаловавшей удержания из заработной платы стоимости переговоров по корпоративному мобильному телефону. История забавная и поучительная одновременно: Наталья К. решила уволиться по собственному желанию, но руководство не могло смириться с мыслью, что теряет ценного сотрудника, и отказало ей в выплате заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск. Аргумент, который при этом был представлен, оспорить в суде оказалось несложно: данные суммы были удержаны якобы для погашения задолженности за переговоры по корпоративному мобильному телефону. Однако работников никто заранее не предупреждал об ограничениях, служебная sim-карта была выдана без оговорок. Расценив это как доброту работодателя, люди пользовались мобильным телефоном без ограничений. Спохватилось руководство, когда обнаружило, что в августе прошлого года связью особенно злоупотребили водители компании. Но, даже установив с 1 сентября 2006 г. лимит на служебные разговоры в размере 1000 руб., работодатель допустил ошибку, ознакомив сотрудников с распоряжением только в конце сентября. Соответственно, новые правила могли применяться к Наталье тоже только с конца сентября. “Ко всему прочему денежные средства были удержаны работодателем самовольно, тогда как Трудовой кодекс предусматривает, что такие суммы могут быть взысканы только в судебном порядке”, — говорит юрист Центра социально-трудовых прав Юлия Шерашова, представлявшая участницу вышеописанных событий в суде. В пресс-службе компании ситуацию прокомментировали коротко: звонки бывшей сотрудницы “превысили норму”. На уточняющие вопросы отвечать не стали — попросту бросали трубку. По закону Специалисты напоминают: если компания заключает договор с оператором сотовой связи, т. е. выступает стороной в договоре, она же и оплачивает все услуги. “В свою очередь, внутри компании устанавливаются правила пользования корпоративной сотовой связью, с которыми сотрудников в обязательном порядке знакомят под роспись, — они могут быть отражены как в специальном документе, так и в правилах внутреннего трудового распорядка”, — говорит Наталья Петрыкина, главный специалист юридического отдела ФГУП “Информзащита”. Только наличие подписи сотрудника позволяет распространить на него связанные с оплатой звонков обязательства — в противном случае всю ответственность несет работодатель, напоминает Петрыкина. В правилах пользования сотовой связью компания обычно прописывает, какие звонки оплачивает она, а какие работник и в каком порядке это происходит: периодичность, форма оплаты, на основании каких документов, поясняет юрист. Поневоле Статья 72 Трудового кодекса запрещает в одностороннем порядке изменять условия трудового договора. А значит, без соглашения сотрудника работодатель не может ничего вычитать из его зарплаты, замечает Петрыкина. “Сотрудник должен написать заявление с просьбой удерживать из его заработной платы сумму перерасхода лимита, возможен также вариант заключения дополнительного соглашения к трудовому договору”, — говорит руководитель направления кадрового аутсорсинга компании Energy Consulting Вера Царева. Работодатели обычно стараются следовать духу и букве закона. В консалтинговой компании “Аксион БКГ”, по словам ее генерального директора Дмитрия Шоцкого, использование корпоративной сотовой связи регулируется “Положением о порядке возмещения расходов и компенсациях за мобильную связь”, которое содержится в “Корпоративных правилах” компании. В конце каждого месяца, поясняет Шоцкий, работнику приходит счет, в котором указана сумма превышения лимита, и он самостоятельно оплачивает его в офисе мобильного оператора. В “Абсолют Банке” с сотрудником заключают соглашение, по которому стоимость звонков, превысивших установленный лимит, автоматически вычитается из зарплаты, говорит директор по персоналу Юлия Сушкова. “Лучше всего, когда работодатели, выдавая служебные sim-карты, составляют акт и знакомят с ним сотрудников под роспись”, — комментирует Шерашова. В компании “Ак Барс Финанс”, по словам ее IT-директора Андрея Петрова, именно так и поступают. По доброй воле Но некоторые работодатели предпочитают не мелочиться и телефонные переговоры подчиненных, будь то личные или служебные, оплачивают в полном объеме. Например, в компании “Евросеть” такие правила установлены в отношении топ-менеджмента и ключевых сотрудников. “Сотовая связь считается в компании инструментом работы, необходимости в соглашениях мы не видим”, — заявил Александр Сивогривов, вице-президент по организационному развитию. Аналогичным образом заботятся о работниках в ГМК “Норильский никель”, где, по словам начальника пресс-службы Игоря Петрова, топ-менеджеры и ряд сотрудников специализированных подразделений также пользуются безлимитной корпоративной мобильной связью. “Сегодня корпоративная сотовая связь довольно часто входит в стандартный соцпакет и отдельно на собеседовании не оговаривается, — рассуждает Екатерина Дайнеко, руководитель направления "Коммерческие банки" хедхантинговой компании Cornerstone. — Для кандидатов на топовые позиции нелимитированная мобильная связь в компании давно стала обыденным явлением, на котором даже не заостряют внимания”. В то же время, предупреждает она, в описании вакансии размер оплаты иногда конкретизируется и после приема на работу может выясниться, что свободно пользоваться мобильной связью сотрудник может до какого-то предела — как правило, это требование не превышать суммы в $300-500. По рукам Далеко не во всех компаниях сотрудники знакомятся с установленными правилами под роспись. Например, в компании “Вымпелком”, по словам менеджера по связям с общественностью Елены Прохоровой, “Положение о служебной сотовой связи” находится в открытом доступе в Интернете. Что не налагает на работников никаких обязательств по ознакомлению с документом. Шерашова из Центра социально-трудовых прав обращает внимание еще на один момент: если распечатка переговоров от оператора связи показывает, что работник превысил лимит, разговаривая исключительно по служебным нуждам, то ни о каком вычете из заработной платы стоимости этих переговоров речи быть не может. “Материальная ответственность участника трудового договора наступает за ущерб, причиненный другому участнику этого договора в результате его виновного противоправного поведения. Но телефонные переговоры работника, связанные с исполнением трудовых обязанностей, отнести к противоправным действиям никак нельзя”, — поясняет она. Чтобы избежать разногласий, работник может попросить работодателя включить в правила пользования мобильной связью пункт об оплате им всех служебных звонков, добавляет Шерашова. “Что касается разделения звонков на личные и деловые, редкие компании заставляют сотрудников прописывать и высчитывать все по минутам”, — делится опытом Дайнеко из Cornerstone. Работодатели, по ее словам, обычно обращают внимание лишь на то, превысил ли сотрудник лимит, и, если нет, содержание звонков остается его личным делом. Постоянная ссылка на статью:
|