|
«Тор» – это отечественный зенитно-ракетный комплекс. Поражая средства воздушных атак противника на малой дальности, он стоит на страже значимых объектов военного и административного характера, сопровождает войска на марше, на позициях или в местах постоянной дислокации. Находясь на боевом посту с 1980-х годов, «небесный защитник» эффективно зарекомендовал себя и породил целую плеяду модернизированных потомков. Один из самых современных среди них – «Тор-М2». Рождение зенитно-ракетного комплекса «Тор»Развитие боевой техники не стоит на месте. И на создание новых средств нападения конструкторы дают еще более мощный ответ по разработке средств защиты. Так, в 1970-х появилась необходимость создать универсальное средство ПВО. Оно должно прикрывать значимые военные, административные, производственные объекты и сухопутные подразделения первого эшелона (артиллерийские, мотострелковые, танковые и пр.) от появившихся к этому времени новых угроз.В их числе – крылатые и противорадиолокационные ракеты, управляемые авиабомбы, беспилотные летательные аппараты, самолеты и вертолеты, включая малозаметные. Для уничтожения данных целей зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) должен иметь высокую скорость реагирования, автоматизированные боевые процессы, мощный радиолокатор, скоростную зенитную управляемую ракету (ЗУР), широкую зону поражения. Производство такой системы являлось непростой задачей.4 февраля 1975 года вышло постановление Совета министров СССР и Центрального комитета Коммунистической партии о разработке самоходного автономного ЗРК «Тор». Комплекс носит имя бога грома и молний из германо-скандинавской мифологии, защищающего людей и богов от чудовищ и великанов. Разработка была поручена сотрудникам московского Научно-исследовательского электромеханического института под руководством главного конструктора Вениамина Ефремова и ответственного исполнителя Иосифа Дризе.Боевая машина была построена на Ижевском электромеханическом заводе. Также в создании комплекса участвовали предприятия Москвы и Подмосковья, Свердловска и Йошкар-Олы, Коврова (Владимирская область), Новосибирска и Минска. Ученым понадобилось 11 лет, чтобы создать революционный комплекс, ставший первой в мире системой ближнего боя с вертикальным пуском, как у дальнобойной зенитно-ракетной системы С-300 «Фаворит». В марте 1986 года одноканальным «Тором» начали вооружать войска.ЗРК автономен. Он размещен на гусеничном шасси, унифицированном с ракетным комплексом «Тунгуска». Машина оснащена собственной РЛС обнаружения целей с системой «свой – чужой»; средствами сопровождения целей; РЛС наведения, ЭВМ, пусковой установкой, системами топопривязки и навигации и пр. В боезапасе – восемь ЗУР 9М330. Трансформация из походного состояния в режим боеготовности – не более трех минут, а на стоянке система реагирует уже через 5–10 секунд.Одноступенчатая ЗУР сконструирована по схеме «утка». Она оснащена осколочно-фугасным боевым блоком, активным радиовзрывателем, радиоблоком, автопилотом, системами электропитания, газодинамических рулей и пр. На старте масса ракеты составляет 165 кг (вес боеголовки – 15 кг). Длина боеприпаса – около 3 м, диаметр корпуса – до 23–25 см, размах складного крыла – 65 см.Единая антенно-пусковая конструкция вращается вокруг вертикальной оси. Еще до момента пуска данные о цели закладываются в автопилот боеприпаса со станции наведения. При выстреле катапультное устройство выбрасывает ЗУР. Она вертикально взлетает со скоростью 25 м/с. В этот момент у ракеты разворачиваются крылья, которые были сложены при транспортировке. С помощью газогенератора и аэродинамических рулей она разворачивается на заданный курс.Когда ракета взлетает на высоту 16–21 м (или отклоняется от вертикали на 50 градусов), у нее включается твердотопливный двигатель. На дальности 250 м запускается режим командной работы. Через 1,5 км она уже мчится со скоростью 700–800 м/с. ЗУР готова сбить вражеский воздушный объект, несущийся со скоростью до 700 м/с на расстоянии 1,5–12 км и высоте от 10 м до 6 км.Зенитный ракетный комплекс автоматически контролирует заданное воздушное пространство и захватывает воздушные цели. Также может работать в ручном режиме. В экипаже базовой версии – четыре человека. Система «Тор» действует в составе батареи, что является ее основным режимом работы, а также может выполнять задачи под централизованным управлением более высокого уровня.Потомки защитника небесОдновременно со вступлением в боевой строй первого из рода «Торов» стартовали работы по созданию его собрата «Тор-М1». Он поступил в войска в 1991 году. В результате усовершенствования у боевой машины была существенно доработана аппаратура. В частности, машина одновременно могла уничтожать уже две цели или «работать» по одной цели двумя ракетами. Увеличилась зона поражения низколетящих целей, стала более эффективной боеголовка, улучшились характеристики вычислительной системы.Станция обнаружения получила большую защиту от ложных целей и помех, стала более чувствительной (распознает единовременно до 48 целей). Повышена точность сопровождения целей. Численность боевого расчета сократилась до трех бойцов (командир, оператор и механик-водитель). Боеприпасы находятся по четыре единицы в транспортно-пусковых контейнерах, которые возможно соединять в пакеты и перевозить на транспортно-загрузочном автомобиле.«Тор» многократно усовершенствовался, в результате чего появилось много других модификаций. В частности, в 1989 году на вооружение встал всепогодный ЗРК морского базирования «Кинжал». Другая версия – «Тор-М1Т» – может быть трех видов: стационарной, прицепной и колесной. У варианта «Тор-М1Б» оборудование монтируется на колесных полуприцепах. «Тор-М1ТС» имеет стационарное базирование, а «Тор-М2ДТ» предназначен для работы в Арктике.Существует модульный вариант «Тор-М2КМ» – универсальное средство ПВО, которое устанавливается на любое шасси подходящей грузоподъемности, полуприцепы и прицепы, железнодорожные платформы, военные и гражданские корабли и на крыши зданий. Это далеко не полный список представителей семейства «Торов». Подробнее мы рассмотрим модификацию ЗРК «Тор-М2», впервые появившуюся в войсках в 2016 году.«Тор-М2»:небесная броняПо боевым возможностям всепогодный «Тор-М2» в несколько раз превосходит своих предшественников. Так, если у «Тор-М1» боекомплект составлял восемь ракет, то боезапас его потомка увеличен вдвое – до 16 ЗУР. Если родоначальник «Торов» мог единовременно уничтожать одну цель, «Тор-М1» работал уже по двум целям одновременно, то четырехканальный «Тор-М2» способен одномоментно поражать четыре цели. Интервал пуска ракет – 3,5 секунды.Современный усовершенствованный комплекс успешно обнаруживает и уничтожает летательные аппараты противника: самолеты, вертолеты, управляемые ракеты, планирующие и управляемые авиабомбы, БПЛА. «Тор-М2» – могучий враг любых высокоскоростных, низколетящих, малозаметных, малоразмерных, агрессивно маневрирующих целей, которые он поражает даже при интенсивном огневом противодействии, в условиях помех, днем и ночью при любой погоде.Одно из основных отличий «Тора-М2» от его «предков» – возможность производить пуск ракет при движении боевого комплекса на скорости до 40 км/ч. Данная задача ставилась перед специалистами еще в 1960-х годах при работе над ЗРК «Оса», но в течение полувека ученые не могли это воплотить в жизнь. Стрельба велась только при короткой остановке машины. Однако для конструктора Иосифа Дризе было делом чести выполнить техническое задание, поставленное еще при советской власти. Под его руководством «Тор-М2» стал первым в мире ЗРК, стреляющим на ходу.Конечно, при движении в развернутом боевом положении детали конструкции подвергаются дополнительной нагрузке. Но тряска при езде по бездорожью не влияет на точность наведения ракет. И даже если антенна пострадает, зенитно-ракетная система может принимать целеуказания с другого комплекса, находящегося на расстоянии до пяти километров. Это обеспечивается за счет их совместной работы в составе единого звена.В дивизионный комплекс входят три батареи, то есть в общей сложности 12 боевых машин 9А331М2. Каждая мобильная система имеет длину 8,9 м, ширину – 3,5 м, высоту – 5,3 м. Вместе с боекомплектом масса машины составляет 37 тонн. Гусеничные шасси стали более мобильными и защищенными, повысилась их проходимость. По шоссе «Тор-М2» двигается со скоростью до 65 км/ч. Пересеченную местность он преодолевает на скорости до 15 км/ч. На перевод орудия из походного положения в боевое затрачивается три минуты.Машина, оснащенная современной аппаратурой, сама обнаруживает цели, определяет их госпринадлежность, а также может обмениваться данными с другими системами ПВО, передавать целеуказания зенитчикам-стрелкам переносных ЗРК. Антенна на башне вращается со скоростью один оборот в секунду, обзор местности в секторе занимает три секунды (три оборота). Собственная станция обнаружения целей (СОЦ) единовременно обрабатывает до 48 целей на расстоянии до 32 км по азимуту 360 градусов.Среди установленных объектов она выделяет 10 самых опасных и определяет их координаты, скорость, направление движения, траекторию и прочие данные. Станция наведения обрабатывает единовременно до четырех целей. По ним запускаются усовершенствованные сверхзвуковые ракеты 9М338К, развивающие скорость до 1000 м/с (3600 км/ч) и способные поразить вражеские летательные объекты на дистанции 1–12 км и на высотах до 10 км. При «работе» по неманевренным целям дальность ракет возрастает до 15–20 км.Снижена масса ракеты: убраны большие несущие плоскости (ребра, крылья и пр.). ЗУР стала более «стройной» и маневренной (выходит на большие углы атаки, чем ее предшественницы). Вес ЗРК уменьшили за счет отказа от катапультного старта в пользу облегченных газогенераторов, которые выталкивают боеприпас из пусковой установки и направляют его к цели. Все это позволило увеличить боекомплект до 16 ЗУР без утяжеления заряженной боевой машины. Таким образом, там, где раньше требовалось поставить на боевое дежурство два самоходных комплекса, теперь справится один.Небесный страж на постуПредставители грозного рода «Торов» защищают не только небо родного Отечества. Разные модификации также были экспортированы в Белоруссию, Армению, Казахстан, Китай, Грецию, Иран, Египет, на Кипр и в другие государства. Неоднократно «Торы» участвовали в боевых действиях. Так, их использовали армянские силы в период конфликта в Нагорном Карабахе. В Сирии они защищали авиабазу Хмеймим, находящуюся под контролем России. Также их активно применяют российские военнослужащие в ходе спецоперации на Украине.Одним из вызовов современности является стремительное развитие беспилотных летательных аппаратов. Несмотря на небольшие размеры, они часто несут боезаряды, способные причинить существенный урон дорогостоящей военной технике.Безусловно, «Торы» демонстрируют высокую эффективность в борьбе с этими малогабаритными и малозаметными целями. Однако одна ракета «небесного защитника» стоит несоизмеримо дороже дешевого дрона.Например, в Сирии средства противовоздушной обороны часто борются с массовыми налетами кустарных беспилотников, собранных из подручных материалов в гараже, но несущих не меньшую опасность, чем пилотируемая профессиональная техника. Поэтому сегодня перед российскими разработчиками стоит задача создать новый вид ракеты, которая будет меньше по размерам, массе, дешевле по себестоимости, но более эффективна против массовых налетов дронов.Специалисты работают и над усовершенствованием ЗРК в целом. Ученые ставят задачу создать более автоматизированную и роботизированную систему с большей зоной поражения, увеличенными боекомплектом и канальностью, повышенной чувствительностью при обнаружении малозаметных и малоразмерных целей. Без сомнений, у «Тора» впереди большое будущее. Впрочем, и на сегодняшний день, по утверждению главного конструктора МКБ «Вымпел» Виктора Елецкого, среди средств ПВО малой дальности он не имеет себе равных во всем мире.Теги:
армия и вооружение |
|
В ходе атаки израильских ВВС на южный пригород Дамаска погиб советник Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС), сообщил иранский канал Student News Network (SNN). Известно, что помимо советника, погибли два бойца вооруженного шиитского формирования, передает ТАСС.Ранее Минобороны Сирии сообщилоо нанесении израильскими ВС ударов по ряду объектов к югу от сирийской столицы Дамаска.До этого израильские военные нанесли авиаудары по военной инфраструктуре Сирии в районе Дераа в ответ на обстрел Голанских высот. |
|
Он стал самым красивым детищем холодной войны. С эстетической точки зрения межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 – просто невероятен. Самолет притягивал взгляды посетителей в десятках авиасалонов. Но вместе с тем Ту-160 является носителем грозного оружия, которое он способен доставить в любую точку мира. Разработанный в 1970–1980-х годах «Белый лебедь», как прозвали его летчики, и по сей день несет боевое дежурство. Под крылом «Туполева»Ту-160 родился как ответ на создание в США бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer. Работы над отечественным стратегическим бомбардировщиком, уникальным по своим летным характеристикам, изначально должны были вести не «туполевцы». Задание от ВВС передали конструкторским бюро Сухого и Мясищева. Требования были жесткие: самолет должен подниматься до высоты 18 км, лететь со скоростью 2200–2500 км/ч на дальность 11–13 тыс. км; при этом на крейсерской дозвуковой скорости преодолевать такое же расстояние у земли, а на высоте – 16–18 тыс. км.Поставили и другие рамки технического задания. В целом была задача обойти американские аналоги. Уже в начале 1970-х проекты были представлены. Оба КБ предложили четырехдвигательные стратегические бомбардировщики с крылом изменяемой стреловидности. Руководству ВВС показали четыре проекта, которые, однако, имели принципиальное различие. Не удовлетворившись ни одним, заказчик решил проводить конкурс.В качестве наблюдателей было решено привлечь специалистов КБ Туполева. Почему проект не передали им сразу, хотя именно они имели огромный опыт по созданию сверхзвуковых самолетов? Ответ простой. «Туполевцы» были перегружены работой. Только-только они выпустили знаменитый Ту-144, а также бомбардировщик Ту-22М. Но вместе с тем был явный интерес к разработкам Мясищева и Сухого.И в 1972 году ОКБ Туполева забирает проект себе. Опорными были разработки М-18 ОКБ Мясищева. Именно эту модель формально считали победителем конкурса. Но взяв за базу наработки коллег, «туполевцы» решили привнести собственное видение самолета. Главным конструктором назначили Валентина Близнюка, который уже работал над Ту-144 и Ту-95. Кроме того, в кооперации над проектом трудились свыше 800 предприятий!Сложностей прибавляло то, что сверхзвуковой самолет должен был стать многорежимным. Что это значит: он должен был развивать крейсерскую скорость (скорость максимальной дальности с наименьшим расходом топлива на километр пути) не только у земли, но и на максимальной высоте, а также преодолевать средства ПВО противника практически у земли на крейсерской скорости, а на высоте – на сверхзвуковой.И если с выбором аэродинамической схемы вопросов не возникло (уже были наработки по Ту-244), то решение об изменяемой геометрии крыла приняли не сразу. Дело в том, что преимущества изменяемой стреловидности крыла, позволявшие проходить эшелоны ПВО в любом режиме, компенсировались сложной конструкцией и явным утяжелением самолета. Но было еще одно требование – взлет с коротких взлетно-посадочных полос. И единственным выходом оставалось делать крыло с изменяемой геометрией.Рекорд за рекордомРабота шла как в КБ Туполева, так и в других научно-исследовательских институтах и организациях. Необходимо было решить множество задач, каждую из которых можно назвать ключевой. К примеру, вопрос о размещении двигателей. Четыре силовые установки (новые НК-32, разработанные в КБ Кузнецова) решили разместить попарно под каждым крылом. А планер сделали по так называемой интегральной схеме, где передняя часть крыла и фюзеляж объединены в один агрегат.Необходимо было воплотить множество новшеств, конструкторских идей и задумок. В 1977-м был утвержден эскизный проект, готов полноразмерный макет. И в том же году началось строительство первого экземпляра. В этом были задействованы предприятия со всей страны. Формально изготавливали самолет в Москве, но фюзеляж делали в Казани, опоры шасси – в Горьком, крыло – в Новосибирске и т. д. 18 декабря 1981 года Ту-160 впервые поднялся в небо. Любопытно, что США сделали снимок нового самолета еще в ноябре. А снял его пассажир одного из рейсов, который садился на аэродроме Быково.Самолет назвали «Белым лебедем» неслучайно. Стратегический бомбардировщик имеет размах крыла от 35,6 до 55,7 м (не забываем, что крыло имеет изменяемую стреловидность – от 20 до 65 градусов). Длинная вытянутая «шея» – узнаваемый элемент Ту-160. Машина могла нести до 45 т боевой нагрузки, в 13 топливных баков заливали 171 000 л топлива. Ракетоносец получился больше и мощнее своего западного конкурента. Широко применили в Ту-160 алюминий, титан и их сплавы. По использованию именно титана самолет до сих пор остается рекордсменом.«Белый лебедь» – самый габаритный, самый тяжелый, самый быстрый и мощнейший сверхзвуковой бомбардировщик в мире. Его длина – 54,1 м, а высота – 13,1 м. Вес пустого самолета составляет 110 т, а максимальная взлетная масса достигает 275 т. На высоте он мчится со скоростью до 2200 км/ч, а у земли – 1030 км/ч (крейсерская скорость составляет 850 км/ч). Для разбега ему требуется взлетная полоса протяженностью 900 м. Он набирает высоту со скоростью 4400 м/мин и поднимается в воздух до рабочего потолка 16 000 м.Впечатляет и вооружение. Ту-160 может нести до 12 крылатых ракет. В частности, применяются Х-15, до того – Х-45 и Х-55.«Белый лебедь» был и остается важнейшим звеном ядерного щита СССР и России. Сейчас его оснащают и ракетами Х-101. В ядерном исполнении ее индекс Х-102. Она способна поражать цели на дальности до 5500 км. Кроме того, в составе вооружения могут быть авиабомбы и мины. В 2023 году Ту-160 стали вооружать ракетами Х-БД, способными уничтожать цели на дальности свыше 6 500 км.Управляет самолетом Ту-160 экипаж из четырех человек. Для них на борту есть кухня, место для отдыха, туалет. Ведь на боевом дежурстве бомбардировщик может находиться больше суток. Так, например, было в 2010 году, когда ракетоносец пролетел 18 000 км за 24 часа 24 минуты, установив мировой рекорд. Через 10 лет на этой же машине рекорд был побит – экипаж преодолел более 20 000 км, потратив на перелет свыше 25 часов. В общей сложности на Ту-160 установили более 40 мировых рекордов как по длительности, так и по скорости полета.«Белый лебедь» Ту-160 вновь встает в строй!В 1984 году Ту-160 был запущен в «серию», а в 1987-м начал поступать в войска. Предполагалось, что в Советском Союзе построят 100 единиц. В итоге было произведено только 35 самолетов. Причем несколько из них после распада СССР остались на Украине. Их судьба оказалась незавидной: 11 «Белых лебедей» решили утилизировать по совместной программе с США. Один бомбардировщик, с налетом всего в 430 часов, отдали в музей в Полтаве. А еще восемь машин Россия успела вернуть вместе с вооружением взамен на «прощение» части долга за газ.Формально в России новые Ту-160 перестали выпускать в 1992 году. Но заложенные прежде машины все же достроили и поставили на вооружение. И поступали они в войска вплоть до 2000 года. По данным на 2001 год, в боевом строю находилось 15 «Белых лебедей». А официально на вооружение Ту-160 в современной России был принят только в 2005 году! Но в нашей стране решили возобновить производство Ту-160 – потенциал для модернизации у него до сих пор огромный! В мае 2015 года президент Владимир Путин поручил выпустить не менее 50 Ту-160, но уже с приставкой М (модернизированный).И так получилось, что свое боевое крещение самолет получил также в 2015 году. Стратегический бомбардировщик был задействован во время военной операции в Сирии. 17 ноября экипажи Ту-160 нанесли массированные удары по позициям боевиков. Как сообщало Министерство обороны, применялись ракеты типа Х-101. Позже «Белые лебеди» многократно применялись в борьбе с террористами Исламского государства.В специальной военной операции на Украине Ту-160 также принимал и принимает участие. С его бортов осуществляют пуски различных крылатых ракет из воздушного пространства России. По данным на 2022 год, на боевом посту находится 17 единиц Ту-160. Но уже проходят летные испытания новые машины. Зимой 2022 года в воздух поднялся Ту-160М, собранный на Казанском авиационном заводе. Полет проходил всего 34 минуты, штатно.Эти самолеты унаследовали внешний вид своих предшественников, но собираются на принципиально новой элементной базе. Модернизировано 80% оборудования, установлены новейшие электронные системы, современные узлы связи и навигации. Конструкторы разрабатывают новую крылатую машину с взглядом в будущее: самолет рассчитан на перспективное вооружение, которое сегодня еще только находится в разработке. Но и это еще не все.Готовится к вступлению в строй Ту-160М2 – абсолютно новый продукт отечественного оборонного комплекса. Внешне различий с предшественником мало – даже не все эксперты найдут их. Но во внутреннем оснащении здесь кардинальные перемены. Во-первых, самолет получит более экономичные двигатели НК-32-02, позволяющие выполнять полет на 1000 км дальше. Во-вторых, будут установлены новейшие комплексы РЭБ, системы навигации и связи. В-третьих, машину оснастят высокоточным вооружением (неядерным), которое рассчитано на применение в локальных конфликтах.Как сообщали различные источники, в июле 2023 года первый из самолетов Ту-160М2 отправился на летные испытания.Точно известно, что испытания проходит и Ту-160М, на котором установлена новая радиолокационная система «Новелла». По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, для строительства новых машин пришлось восстановить весь цикл производства. Построили даже целый цех вакуумной сварки титана с уникальным оборудованием.Но это того стоит! По утверждению министра обороны Сергея Шойгу, в сверхзвуковом классе еще никто не создал лучшего самолета, чем Ту-160. «Белый лебедь» остается тем образцом вооружения, который одним своим присутствием сдерживает потенциального противника. Кстати, у всех Ту-160, несущих боевое дежурство, есть имена. Называют их в честь летчиков, конструкторов, руководителей производств. А один – «Илья Муромец» – в честь богатыря.Теги:
армия и вооружение
,
бомбардировщики |
|
Руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак в ходе второго за неделю разговора с советником президента по вопросам нацбезопасности Джейком Салливаном «отдельно акцентировал» внимание на потребностях украинской стороны в усилении системы ПВО, сообщили в пресс-службе офиса президента Украины. Ермак заявил Салливану, что эта потребность стоит «чрезвычайно остро», передает ТАСС.Также сообщается, что в ходе разговора обсуждались итоги визита в украинскую столицу замгоссекретаря США по политическим вопросам Виктории Нуланд.Американские СМИ писали ранее, что украинское экспериментальное оружие – гибридные системы противовоздушной обороны FrankenSAM – раскрылироссийским военнослужащим «огромный пробел» в арсенале Соединенных Штатов. Речь идет о том, что страны НАТО, включая США, испытывают нехватку наземных систем ПВО. |
|
Заявления на участие в дистанционном электронном голосовании на выборах президента России за четыре дня подали 740 тыс. человек, сообщили в Центральной избирательной комиссии. В Telegram-канале ЦИК сообщается, что в общей сложности по состоянию на 2 февраля подано около 900 тыс. заявлений: 740 тысяч – на участие в ДЭГ, а 160 тысяч – о голосовании по месту нахождения.Прием заявлений продолжится до 11 марта.Совет Федерации назначил президентские выборы на 17 марта 2024 года. Голосование продлится три дня: 15, 16 и 17 марта. |
|
Защитник «Ванкувер Кэнакс» Куинн Хьюз считает, что российский форвард клуба «Тампа Бэй Лайтнинг» Никита Кучеров на данный момент является лучшим в мире хоккеистом. В пятницу Кучеров был выбран командой братьев Хьюз под первым номером на драфте Матча звезд НХЛ 2024 года.По словам Хьюза, Матч всех звезд это повод познакомиться с новыми людьми. Он добавил, что в команде были бьы рады получить такого парня, как Кучеров, который, вероятно, является лучшим игроком в мире, передает РИА «Новости».Ранее Кучеров стал единоличным лидером гонки бомбардиров НХЛ. |
|
На Украине необходима новая мобилизация, чтобы провести ротацию личного состава на фронте, заявил мэр Киева Виталий Кличко французскому журналу Le Point. Он добавил, что на данный момент мобилизовано 100 тыс. киевлян, мужчин и женщин. Из бюджета Киева выделены около 7 млрд гривен (примерно 170 млн евро) «для поддержки» ВСУ, передает ТАСС.Ранее в Верховную раду Украины внеслизаконопроект об ужесточении ответственности за незаконный выезд из страны во время действия военного положения, в частности с целью уклонения от мобилизации. |
|
Самые ярые антироссийские радикалы в Грузии – экс-председатель саакашвилевского «Единого национального движения» Никанор Мелия, организатор акций протеста в Тбилиси в 2019 году против визита депутатов Госдумы, и учредитель оппозиционного канала «Мтавари» («Главный») Ника Гварамия, призывавший мочиться в поставляемое в Россию вино, решили объединиться перед выборами в парламент, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси. Выборы в парламент страны состоятся 26 октября 2024 года.«Мелия – очень важный партнер. Я являюсь сторонником большого объединения оппозиции», – сказал Гварамия.По данным грузинских СМИ, предполагается, что в это объединение войдет также лидер партии «Дроа!» («Настало время!») Елена Хоштария, которая регулярно проводит антироссийские акции.Хоштария обучалась в МГИМО и говорит об этом, что «получила опыт в лагере врага».При экс-президенте Михаиле Саакашвили Елена Хоштария была заместителем в министерстве по евроинтеграции. Ее семья регулярно получает крупные авторские отчисления из России – родственник Хоштария Солико Вирсаладзе, грузинский и советский художник, работал в ведущих театрах в России.Также в этом объединении оппозиции должен быть и лидер партии «Гирча («Шишка») – больше свободы» Зураб Джапаридзе, прославившийся оголением зада на границе Южной Осетии «против оккупации».В последнее время Джапаридзе и Елена Хоштария ведут платформу в интернете, публикуя имена тех грузин, которые якобы «сотрудничают с Россией или проводят в Грузии интересы России». |
|
|
Средний уровень цен на яйца в России минимум вдвое ниже, чем в мире, есть смысл говорить об их стабилизации на уровне, выгодном и для производителей, и для ритейла, сообщил зампредправления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров («Руспродсоюз») Дмитрий Леонов. По его словам, даже более высоких затратах цены на яйца в России самые низкие в мире – мировая средняя цена яиц в декабре 2023 года составляла 2,91 доллара за десяток, в настоящий момент средняя цена в стране составляет 130,3 рубля за десяток, передает РИА «Новости».Леонов отметил, что в данный момент фиксируется снижение розничных цен, что является признаком того, что найдена равновесная точка спроса и предложения, после чего полка стабилизируется. «При этом к прошлогодним показателям с учетом возросших затрат на производство цены вернутся вряд ли», – заключил зампредправления «Руспродсоюза».Ранее в ходе прямой линии президент Владимир Путин объяснил, что яйца и мясо курицы в России подорожали из-за увеличения спроса у населения.Заместитель главы Минсельхоза Максим Титов заявлял, что цены на яйца снизятся в ближайшее время. А по данным Росстата, производство куриных яиц в России по итогам 2023 года возросло на 1,8% в сравнении с показателями 2022 года и составило 38 млрд 56 млн штук. |
|
Атака на российский самолет Ил-76 с украинскими пленными на борту была подготовлена вооруженными силами Украины заранее, зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) Patriot работал из засады, сообщили в силовых структурах. Источник ТАССпояснил, что у ПВО есть понятие засады, когда установка перемещается в позиционный район заранее. В этой ситуации, по его данным, так и было, причем ЗРК стоял с отключенной РЛС, не выдавая себя.Украинской стороне, по словам источника, были известны данные по эшелону, поскольку с Киевом они согласовывались.«Затем расчету передали команду на уничтожение, и они его атаковали», – сообщил представитель силовых структур, добавив, что система Patriot требует достаточно много времени для развертывания.Накануне сообщалось, что атаковавший Ил-76 расчет зенитного ракетного комплекса (ЗРК) Patriot, вероятнее всего, состоял не только из украинцев, но также из американцев. Причем, по этим данным, на управлении обычно находятся именно западные специалисты, украинцев допускают только как водителей. |
|
Банки в России начали выпускать в тестовом режиме платежные карты для иностранных туристов, сообщил директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и спецпроектов Минэкономразвития Никита Кондратьев на стратегической сессии Российского союза туриндустрии (РСТ) по въездному туризму. Он уточнил, что сейчас ведется активная работа с заинтересованными банками. Кредитные организации начинают формировать финансовый продукт для иностранцев, передает ТАСС.Ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников пояснял, что карта для иностранных туристов должна решитьпроблему платежей в России ввиду ухода международных платежных систем. |
|
В Евросоюзе по-прежнему считают, что чем дольше длится конфликт на Украине, тем сильнее улучшится положение ВСУ, однако на самом деле все наоборот, заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Орбан в эфире радио Kossuthзаявил, что «время на стороне русских». Он выразил уверенность, что расстановка сил не изменится в пользу Украины. И чем дольше длится вооруженный конфликт, тем больше людей погибнет, сказал Орбан. «Ну и зачем мы тогда продолжаем войну?» – задался вопросом венгерский премьер.Боевые действия на Украине, по его мнению, следует прекращать как можно скорее, поскольку каждый день там гибнут люди. В том числе эти вопросы обсуждались на саммите ЕС в Брюсселе 1 февраля, сообщил Орбан.Орбан признал, что ему не удается переубедить остальных лидеров стран ЕС. «Брюссель охвачен лихорадкой войны, все вращается вокруг этого», – приводит его слова ТАСС.Газета ВЗГЛЯД писала, как Украина стала предметом торга и шантажавнутри ЕС. |
|
Пятидневное административное заключение присудил Тбилисский горсуд оппозиционной активистке Нате Перадзе, которая в январе в соборе Святой Троицы в столице Грузии облила краской икону с изображением Иосифа Сталина и Святой Матроны, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси. Адвокаты Перадзе сообщили, что наказание вынесено по статье «мелкое хулиганство».Данная статья предусматривает заключение на 15 суток или штраф до 1 тыс. лари (примерно 370 долларов).Ранее икона с изображением Иосифа Сталина и Святой Матроны, которая вызвала бурные дискуссии в Грузии, была убранаиз главного кафедрального собора страны – Святой Троицы.Икона будет переписанатак, чтобы на ней больше не было изображения Сталина. |
|
Солист группы «Би-2» Лева (настоящее имя – Егор Бортник, признан в России иностранным агентом), прибывший в Израиль после задержания в Таиланде, заявил, что гордится своим израильским гражданством. При этом Бортник считает себя «гражданином мира». По прибытии в Израиль музыкант заявил, что в своем задержании за нарушение тайского визового режима он видит «русский след», пишет «Газета.Ru». «Нам всем говорили, что это – «русский след», – сказал Бортник, назвав «операцию» по задержанию музыкантов «продуманной заранее». «Нашли «слабое звено», которое не от нас зависело», – добавил он.Между тем официальный представитель МИД Мария Захарова заявила каналу «360», что историю с «Би-2» извратили. Она напомнила, что исполнителей задержали в Таиланде за нарушение миграционного законодательства, при этом они отказались от консульского сопровождения со стороны России. Захарова уточнила, что музыканты неправильно оформили визы: прилетели в Таиланд по одному типу, а в соответствии с местными законами концертную деятельность должны были вести по другому типу документов. О принудительной депортации исполнители заговорили, чтобы не запомниться аудитории в роли тех, кто нарушает закон, поэтому историю и обернули в эту сторону, считает официальный представитель российского внешнеполитического ведомства. Напомним, все участники группы «Би-2», задержанные ранее в Таиланде и депортированные из этой страны, в четверг вечером прилетелив Израиль. |
|
Поставки российского газа в Китай показывают новые исторические рекорды с самого начала года. Эксперты ждут, что «Сила Сибири» превзойдет по итогам года плановые показатели роста экспорта. Китаю этот проект дает самые привлекательные ценовые условия. Почему же он все еще думает над новым газопроводом «Сила Сибири – 2»? Газпром четыре раза за месяц обновил рекорд поставок в Китай. Исторические рекорды суточных поставок по трубопроводу «Сила Сибири» были поставлены 2, 3, 12 и 31 января 2024 года. В прошлом году поставки по этому маршруту уже выросли в полтора раза – с 15,4 до 22,7 млрд кубометров. И в прошлом году Газпром тоже не раз ставил рекорды по объемам поставок. В этом году по плану экспорт должен вырасти до 30 млрд кубов, однако эксперты не исключают, что будет больше. «Мы постараемся и в этом году двигаться с опережением графиков, и по итогам этого года поставим очередной рекорд и выйдем на 32-33 млрд кубов», – предполагает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. На проектную мощность в 38 млрд кубов в год «Сила Сибири» должна выйти в 2025 году. Учитывая потерю европейского рынка сбыта, Газпрому и российскому бюджету, конечно, было бы выгодно уже в этом году нарастить поставки до максимума в 38 млрд кубов. Однако сделать это вряд ли получится в 2024 году. «Почему мы не можем дать больше газа по этому маршруту? Во-первых, есть определенный технологический процесс наращивания подачи газа с месторождений. Во-вторых, есть план подготовки самих месторождений, подключенных к газопроводу «Сила Сибири». В отличие от «Силы Сибири – 2», «Сила Сибири» базируется на новых месторождениях – Чаяндинском и Ковыктинском, их мощности вводятся постепенно для загрузки газопровода», – объясняет Алексей Громов. Почему Газпром ставит рекорды по поставкам газа в Китай? «С одной стороны, появляется физическая возможность больше брать у России трубопроводного газа: мы больше добываем, и увеличивается пропускная способность «Силы Сибири». С другой стороны, Китай стал потреблять газа больше, чем в прошлом году. В январе 2023 года Китай только-только начал снимать коронавирусные ограничения, и весь 2023 год он разгонял свою экономику, поэтому потребление выросло. Кроме того, спрос традиционно растет в отопительный сезон. Наконец, цена на российский газ стала в январе еще более привлекательной для Китая. Потому что по контракту с Китаем цена на газ привязана к стоимости нефти и нефтепродуктов на азиатском рынке с лагом в девять месяцев. А девять месяцев назад было снижение цен на газ, что отразилось сейчас на стоимости газа», – считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Китай получает наш газ по газопроводу «Сила Сибири» на очень выгодных ценовых условиях. Наверное, это самый дешевый источник трубопроводного газа в Китай на данный момент, и таким он был и в 2023 году. По нашим оценкам, газ по «Силе Сибири» по итогам прошлого года продавался в среднем по цене ниже 300 долларов за тысячу кубометров. Это было дешевле поставок в Китай того же среднеазиатского трубопроводного газа, который шел по цене 350-370 долларов за тысячу кубометров. Поэтому у Китая была просьба к руководству Газпрома по возможности максимально увеличить прокачку газа по газопроводу «Сила Сибири», насколько позволяет техническая возможность», – говорит Алексей Громов из Института энергетики и финансов.На этом фоне кажется странным, что Газпром и Китай никак не подпишут контракт на поставки газа по новому газопроводу «Сила Сибири – 2». Китайцы хранят молчание по этому проекту, глава Газпрома Алексей Миллер говорит, что переговоры ведутся. Монголия, через которую будет проходить труба, недавно официально заявила, что переговоры по проекту затягиваются. Ранее говорилось, что именно в 2024 году должно начаться строительство газопровода. Но для этого необходимо подписание коммерческого контракта, без него строить никто ничего не будет. Громов сомневается, что подписание такого договора стоит ожидать в первой половине этого года. В том числе потому, что глава Газпрома Алексей Миллер в конце года подтвердил намерение увеличивать поставки газа в Китай по уже согласованным маршрутам, то есть по «Силе Сибири» и по Дальневосточному проекту (поставки 10 млрд кубов с 2027 года), но без упоминания проекта «Сила Сибири – 2». «Стороны никак не могут договориться о цене. Китай считает, что чем дольше он ждет, тем хуже дела у Газпрома – и значит, он будет более сговорчивым по цене», – считает Игорь Юшков. «Сила Сибири – 2», в отличие от «Силы Сибири», не является таким сильным приоритетом для Китая по нескольким причинам. «Сила Сибири» и Дальневосточный маршрут заходят в северно-восточную часть Китая, которая исторически была наиболее слабо газифицирована – и альтернативы российским трубопроводным поставкам здесь нет. Тогда как из «Силы Сибири – 2» газ будет приходить примерно по тому же маршруту, что и центральноазиатский газ, и не в новые регионы, а все в тот же Шанхай. То есть здесь российский газ конкурирует с другим газом. Чтобы убить конкуренцию со среднеазиатским газом, России надо продавать газ по смешным ценам. Но Россия вряд ли может на это пойти, потому что нам важно не просто увеличить поставки в Китай, но и выгоду для бюджета получить», – рассуждает Алексей Громов. И хотя Китай получает газ из Центральной Азии по 350-370 долларов за тысячу кубов против 300 долларов за российский газ по «Силе Сибири», у Китая есть дополнительные денежные поступления от реализации проектов в Центральной Азии.«Китай не просто покупает среднеазиатский газ на границе, он еще участвует в проектах по его добыче в этих странах, например, в Туркменистане. Более того, система трубопроводов построена на китайские кредитные деньги,поэтому Китай еще получает выплаты по кредитам от центральноазиатских стран, и частично не деньгами, а газом. В российском проекте речь идет только о купле-продаже газа», – говорит Алексей Громов. Еще один момент – проект «Сила Сибири – 2» требует от Китая вложений в инфраструктуру на своей территории, а также понимание того, что у него будет долгосрочный спрос на этот газ, который начнет поступать на его территорию не ранее 2030 года. Впрочем, ускорить подписание контракта Газпрома и Китая по новому газопроводу могут политические события. Проблемы с судоходством в Красном море из-за обострения конфликта на Ближнем Востоке или усиление торгового противостояния самого Китая с США могут привести к перебоям с поставками СПГ в Поднебесную. Тогда как трубопроводный газ из России подобным рискам не подвержен. Сочетание стабильной привлекательной цены на российский газ с его стабильностью и безопасностью не могут оставить равнодушным практичный Китай.Теги:
цены на газ
,
Россия и Китай
,
поставки газа
,
Сила Сибири |