Новостные рубрики
В мире: Блок НАТО обозначил главную угрозу для российских интересов на Балтике (18.07.2024 13:50)
Расположенные на побережье Балтийского моря страны НАТО открыто заявляют, что готовятся к минной войне, причем скоординированно друг с другом. Какое значение имеют морские мины в прошлых и современных военных конфликтах и что означает происходящее для российских портов и российских интересов в Балтийском море в целом? Многие воспринимают морские мины как некое малозначимое оружие. На самом деле, по последствиям применения массированное использование морских мин сравнимо с ядерным оружием. Разница лишь в том, что ядерный удар наносит мгновенный ущерб, а мины могут причинить даже больший ущерб, но за долгое время – ущерб в рассрочку. Именно в таком контексте и стоит воспринимать сообщения о том, что по инициативе Германии формируется группа стран для отработки постановок морских мин в Балтийском море. Кроме того, в Польше выступили с инициативой проведения первых учений по минированию. Зачем им все это нужно? Мины как стратегическое оружиеЗдесь уместно вспомнить несколько примеров. Первой «большой» войной, в которой мины сыграли колоссальное значение, стала Русско-японская война 1904-1905 годов. Тогда японцы, блокируя Порт-Артур, применили минирование, и это внесло решающий вклад в успех их блокады. Именно на минах подорвался броненосец «Петропавловск», на котором погиб вице-адмирал Степан Макаров. Наиболее громкая победа русского флота в той войне тоже за минами – на плавучих минах, выставленных минным заградителем «Амур» (первый в мире специально построенный океанский минный заградитель), подорвались японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима».
Одни из самых масштабных примеров минной войны дает Балтийский ТВД в ходе Великой Отечественной. Летом и осенью 1941 года немецкие и финские минные заградители смогли полностью блокировать Финский залив и запереть огромный советский Балтфлот в Ленинграде. Позже к минам добавились сети для недопущения действий подводных лодок. И хотя Балтийский флот не переставал воевать ни на день, мины свели масштабы его действий к пренебрежимо малым. Балтфлот смог вырваться на оперативный простор только в 1944 году. Отдельно необходимо упомянуть Таллинский переход. C 27 по 30 августа силами Балтфлота проводилась эвакуация сил флота, гражданских лиц и войск из Прибалтики в Кронштадт. Во время перехода погибли 62 корабля и судна. О потерях в людях историки спорят до сих пор, но можно сказать, что погибло около 10 тыс. человек. Из 62 кораблей и судов на минах погибла половина – все погибшие военные корабли и 16 транспортов и вспомогательных судов. Стоит привести в пример и самое масштабное минное наступление, выполненное авиацией. Весной 1945 года американская авиация провела операцию Starvation («Голод»), целью которой была блокада японских портов с помощью мин. В акватории японских портов сбрасывались мины с магнитными и акустическими взрывателями. В ходе операции американцы выполнили 1529 боевых вылетов на 46 минных постановок, в ходе которых было выставлено 12 135 морских мин разных типов. Итогом стал полный паралич японской логистики. И доставка грузов из Кореи, и доставка грузов с одного японского острова на другой оказались почти невозможны. С момента окончания операции и до конца войны число калорий, получаемых среднестатистическим японцем в течение дня, упало на треть. Тоннаж, приходящий в японские порты, снизился в разы.
Закрыть ряд исторических примеров стоит операцией Pocket money («Карманные деньги»), проведенной палубной авиацией ВМС США в 1972 году против Вьетнама. За четыре дня операции палубные штурмовики ВМС США, стартуя с авианосцев в Тонкинском заливе, заминировали четыре важных вьетнамских порта с помощью 11 тыс. морских мин. Эти события до сих пор остаются и поучительными, и актуальными. Особенно когда речь заходит о НАТО, и тем более, когда речь заходит о Балтике. НАТО, мины и Балтийское мореНа вооружении ВВС и ВМС стран НАТО имеются как мины, которые ставятся авиацией, так и мины, устанавливаемые кораблями или подлодками. Самым известным семейством морских мин НАТО является семейство Quickstrike («Быстрый удар»). Это переделанные в мины авиабомбы с аэродинамическим комплектом JDAM. Мина планирует в заданную точку акватории на крыльях. «Квикстрайки» позволяют, отцепив сразу несколько десятков мин с пары самолетов, «положить» их точным «рисунком» одномоментно, выставив минное заграждение по нужной схеме.
Но США, во-первых, далеко от Балтики, во-вторых, их самолеты могут быть заняты, и в-третьих – авиация решает далеко не все. По-настоящему массированные постановки выполняются с надводных кораблей. В США постановка мин с кораблей не развита, да и не держат они большие надводные силы у наших границ. И вот тут им на помощь приходят немцы, поляки, финны и все остальные. У этих и мины для установки с надводных кораблей и судов есть, и сами корабли и суда тоже, они рядом с нами и могут действовать немедленно. И мин можно поставить сразу много, как немцы в 1941 году. Один только финский минный заградитель типа «Пансио» несет 50 мин, их во флоте три, это 150 больших донных или якорных мин за один выход в море. А вообще плавсредств, с которых мины можно сталкивать в воду, западники могут мобилизовать просто бесчисленное количество.
Калининград со всех сторон окружен НАТО. Начать там ставить мины натовцы могут в любой момент. Такая же проблема в Финском заливе – он длинный, сотни километров, но узкий, и с обеих сторон на берегу противник. Выход из шхер в море, постановка нескольких десятков мин и возвращение в шхеры для любого финского минзага по времени будет намного быстрее, чем рядом сможет оказаться российский корабль. За сутки поляки, прибалты и финны способны выставить тысячи мин. И у них есть все возможности сделать это скрытно. А значит, Санкт-Петербург и Калининград, как и все наши балтийские порты, уязвимы перед минной войной, прежде всего в силу географии. Именно как прямую угрозу эту уязвимость использовать стоит понимать и последние заявления натовских военных, и учения НАТО на Балтике. Теги: Россия и НАТО , флот , ВМФ , Балтика , мины Постоянная ссылка на новость: |