Новостные рубрики
В мире: Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану (27.04.2024 13:45)
В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю? Протесты против передачи территории Азербайджану раскачивались в Армении неспешно. Судя по всему, ни местные жители, ни оппозиция долгое время не допускали даже мысли о том, что процесс передачи территорий Азербайджану начнется в реальности. И это несмотря на то, что премьер страны Никол Пашинян несколько раз приезжал в села Воскепар и Киранц (именно они передаются), вел эмоциональные беседы с местными жителями, разъясняя свое видение необходимости сдачи земли. После того, как процесс делимитации границы между Арменией и Азербайджаном действительно начался, жители сел сперва требовали встречи с марзпетом (губернатором) области Тавуш Айком Галумяном. Политика пришла в каждый дом в Тавуше. Протесты стали принимать силовой характер вплоть до перекрытия трасс. Эскалация событий началась после того, как армянские пограничники принялись замерять территорию, разминировать окрестности и ставить пограничные столбы. Передача территорий затронула сельскохозяйственные угодья и церковные земли. У кого-то двор оказался в азербайджанской зоне, у кого-то сарай. Выяснилось, что, например, проход к воскепарскому храму Святой Богородицы VI-VII веков может перейти к Азербайджану, что вызвало резкую реакцию и местных жителей, и тавушского архиепископа Баграта Галстаняна. Архиепископ в полном облачении прибыл в Воскепар и потребовал от полицейских, оцепивших территорию разминирования, пропустить его и делегацию верующих в храм. В итоге архиепископ Баграт Галстанян стал одним из «лиц протеста» и его неформальным лидером. Верховный глава Армянской церкви католикос Гарегин Второй, посещая Цицернакаберд, дал наставлениеармянским властям «не путать храбрость с трусостью» (о смысле этого наставления ниже). Учитывая, какой вес в обществе имеет Армянская апостольская церковь – это важный фактор. Кроме перекрытия дорог, характер протестов свелся к вывеске кустарных агитационных перетяжек в Ереване и на некоторых трассах, а также к перепалкам в социальных сетях и раздаче интервью. Перекрытия дорог возникали стихийно в разных районах Армении. Но их, как и попытки перекрытия центральных улиц в Ереване, быстро ликвидировала полиция. 26 апреля местные жители блокировали работу картографов, которые собирались производить замер территории. В другой день ждали саперов, осуществляющих разминирование территории. Наиболее внушительный пикет образовался в селе Киранц у единственного моста на стратегической трассе, ведущей из Армении в Грузию и далее в Россию и внешний мир. Статус этого моста так и не прояснен. Предположительно, после передачи территорий он должен будет охраняться армянскими войсками. Однако и с военной, и бытовой точек зрения это бессмысленно.
В ночь на 27 апреля на пикете в Киранце были замечены полтора десятка человек в военной форме. Это вызвало воодушевление у протестующих, решивших, что на их сторону переходят воинские части. К утру выяснилось, что это были 16 офицеров из соседней с Воскепаром воинской части, которые приехали на пикет без оружия с простой целью выяснить, что происходит. Они вернулись в часть, и поступают сообщения о том, что против них возбуждены уголовные дела. Пропашиняновские Telegram-каналы публикуют видео с объяснениями, оправданиями и извинениями одного из этих офицеров, более других засветившегося во время ночного посещения пикета в Киранце. О военной и политической составляющей процесса делимитации границы в Армении говорят только профессионалы, причем исключительно отставники. Фраза же католикоса Гарегина Второго о том, что «не надо путать храбрость с трусостью» – не просто высказывание богослова. Это прямой отсыл к той системе доказательств, которую выстраивает в связи с передачей земель Никол Пашинян и его соратники. Вкратце логика Пашиняна такова. Пашинян заявляет: те, кто выступают против передачи любых территорий Азербайджану, хотят втянуть Армению в новую войну, поскольку Баку настроен решительно и пойдет в своих требованиях до конца (например, Пашинян при посещении сел Тавуша угрожал местным войной «в течение недели»). Армения эту войну не вытянет и потеряет больше территорий, чем в результате мирной делимитации границы. Далее, по логике пропагандистов Пашиняна, в Армению – или что от нее останется – якобы будут введены российские войска (поэтому надо требовать полного вывода остатков российского миротворческого контингента из Сюника, пограничников из Тавуша и в конце концов базы в Гюмри). А русские обеспечат «Зангезурский коридор» и подчинят себе Ереван посредством так называемой пятой колонны, составленной из пророссийски настроенных оппозиционеров и спюрка/диаспоры. И потому сейчас эта «пятая колонна» раскачивает ситуацию в стране через протесты в Тавуше. И «храбрость» правительства Пашиняна заключается именно в том, чтобы идти на уступки Баку, дабы не допустить новой войны, в которой нынешняя армянская армия не может сопротивляться, и избежать «оккупации» Армении русскими. Католикос Гарегин Второй в ответ говорит, что это на самом деле «трусость», которую некоторые путают с «храбростью». Сам Пашинян родом из Иджевана, это недалеко от Тавуша. Он прекрасно знает склад мышления провинциальной Армении – и сам во многом ее представляет. Это частично объясняет, почему его геополитические и философские идеи – даже самые экзотические – находят отклик в душе этой самой «глубинной» Армении. Он апеллирует не к армянину-фидаину, армянину-борцу, армянину-герою, готовому рисковать жизнью ради исторической памяти и земли предков. Нет, он обращается к тому мещанско-торговому слою, который сформировался в стране за последние десятилетия.
Тот слой армянского народа, которому были важны Карабах, история, вера и честь, уже или погиб, или ушел на покой. В глубине души многие в этой «Армении Пашиняна» просто хотели бы, чтобы от них отстали с этим вечным геройством. Они с 1991 года натерпелись, они не обязаны быть героями вечно. И им по душе теория о том, что если Армения сейчас откажется от своей истории и земли, а в том числе и от исторической дружбы с Россией, то мир вокруг перестанет быть к ней агрессивным. Можно будет заняться не противостоянием, не войной, а обычной жизнью. В чем-то из можно понять: Армения после 1991 года как никакая другая постсоветская страна пострадала именно в бытовом плане. Печные трубы в окнах многоквартирных домов в Ереване, тотальное отсутствие топлива, голод и эмиграция запомнились на поколение вперед. И у этой Армении Пашинян находит поддержку. И эта поддержка перевешивает протесты оппозиции и даже Церкви, выступающих против вечных уступок агрессору.
А значит и нынешние уличные протесты вряд ли приведут к свержению действующей власти в Армении или перевороту. Лишь куда более катастрофическое развитие событий может пробудить антипашиняновское восстание в обществе. Когда личную территорию азербайджанцам должны будут отдавать не ничтожная часть населения, а его большинство. Но это понимают и в Баку, которому выгоден нынешний общественный настрой в Армении. Так что и Азербайджан, скорее всего, не будет так уж радикально и быстро продавливать дальнейшие территориальные требования. Теги: беспорядки , Армения , протесты Постоянная ссылка на новость: |