Новостные рубрики
ФСБ обнародовала архивы о подрыве немцами Днепрогэс к 80-летию освобождения Запорожской области (12.10.2023 09:20)
Федеральная служба безопасности (ФСБ) к 80-летию освобождения Запорожской области Красной армией обнародовала документы из Центрального архива о подрыве германскими войсками плотины Днепрогэс при отступлении в октябре 1943 года с допросами двух участников минирования и подрыва станции. Уточняется, что среди немецких военнопленных были выявлены непосредственные участники минирования и подрыва Днепровской ГЭС в октябре 1943 года, совершенного военнослужащими 520-го саперного полка вермахта – плененный американцами в Чехословакии капитан Михаэль Леонгард Галлер и взятый в плен под Минском обер-ефрейтор Курт Ганс Штефен, передает ТАСС. Как заявил Галлер на допросе в сентябре 1949 года, в начале октября 1943 года штаб полка передислоцировался из Сталино (Донецк) в село Томаковка для строительства обороны на Днепре. Однако спустя два дня после прибытия командир штаба полка подполковник Польман на совещании с офицерами сказал, что «оборону на Днепре строить не придется, так как враг гонит». «Чтобы приостановить наступление врага, я получил приказ взорвать электростанцию Днепрогэс», – рассказал он на допросе. По словам Галлера, каждому офицеру был поручен свой участок – туннель, мост, сваи. Галлеру поручили подготовить ко взрыву два пролета моста и дали 30 солдат для их минирования. Он вспоминает, что только на его участке заложили 100-150 кг взрывчатки, а всего для подрыва крупнейшей на то время ГЭС на территории СССР и Европы было заложено «более 100-150 тонн взрывчатки». Как на допросе в октябре 1947 года сообщил Штефен, в конце сентября 1943 года командир саперного батальона, где он проходил службу, отобрал 270 солдат и офицеров для специальной командировки в Россию. Часть из них, включая офицеров, вылетели самолетом из Дессау-Рослау в Днепрострой, солдаты отправились поездом. «На аэродроме нам было объявлено о том, чтобы мы до 14 октября 1943 года заминировали плотину Днепрогэса и подготовили ее к взрыву», – рассказал он. Штефену, как шоферу, поручили перевозить на грузовике взрывчатку со станции, где уже стояли пять вагонов. Ежедневно он делал по 6–8 рейсов, также было еще восемь машин с водителями другой воинской части, которые перевозили авиабомбы с аэродрома, которые вместе со взрывчаткой закладывались в туннель ГЭС. Тем не менее, по информации ФСБ, стремительное продвижение советских частей частично сорвало планы уничтожения Днепрогэс – разведчики Красной армии сумели предотвратить взрыв левобережной части плотины. Постоянная ссылка на новость: |