Документов : 25395, Книг : 1246, Новостей : 0, Вопросов/Ответов : 1046/1019, Бизнес-терминов : 33446, Статей : 2851, Объявлений : 66, Банков : 1063
ГлавнаяСделать стартовойДобавить в избранное
УЧ.СТ.ЦБ:   8.25%|МРОТ:   4331

Типовые образцы договоров, документов и других деловых бумаг, своды законов и кодексов, сборник нормативов и стандартов, каталог бизнес-планов и идей, рейтинг банков России


г. Москва
« 27 »  Ноября  20 24 г.

Реклама

Новости

  Россиянам дали советы, как обезопаситься от недобросовестных экспертов по списанию долгов
В настоящее время банкротство физических лиц становится все более распространенным явлением, однако, вместе с этим, увеличивается и рост юридических компаний, предлагающих свои услуги по проведению банкротства граждан, но действующих при.



  Швейцарцы проголосовали против пенсионной реформы
Жители Швейцарии 22 сентября проголосовали против продвигаемой правительством пенсионной реформы. Об этом пишет Bloomberg. Реформа предусматривала снижение коэффициента перерасчета пенсии с 6,8% до 6%, на основании которого рассчитывается.



  Росія готує удари по критичних обєктах ядерної енергетики - МЗС України
Росія готує удари по українських об'єктах ядерної енергетики напередодні зими. Міністерство закордонних справ України проінформувало партнерів та представників МАГАТЕ. Про це написав міністр закордонних справ України Андрій Сибіга на своїй...



  Республиканцы предложили временный бюджет США
Республиканцы предложили временный бюджет СШАРеспубликанцы в конгрессе США предложили предусматривающий финансирование правительства на нынешнем уровне временный бюджет. Согласно проекту, который внес член палаты представителей Томас Кол предполагается продление финансирования...



  Итоги недели в Telegram-канале Право.ru
Итоги недели в Telegram-канале Право.ru



  Льготы на покупку жилья для семей с одним ребенком: список программ
Разбираемся, какие есть льготы для семей с одним ребенком на приобретение нового жилья. Какие программы есть для семей с одним ребенком Большая часть государственных льгот действует для многодетных семей. Однако и при наличии одного ребенка...




Архив новостей

«Сентябрь, 2023»
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Наши кнопки и ссылки

Размести на своем сайте HTML код с нашей кнопкой
Получить код
Обмен кнопками


Главная :: Новости :: Новости в мире :: Общество: «Будет работать здесь, сможет везде в мире». Как Чукотка проверяет на прочность


Новостные рубрики

Бизнес


Политика и законодательство


Экономика и финансы


Новости в мире


Новости образования


Зарубежная пресса


Каталог юридических статей


ООН. Новости


законы, указы


Кредитование


Право


Банки


Здравоохранение




Общество: «Будет работать здесь, сможет везде в мире». Как Чукотка проверяет на прочность (06.09.2023 10:00)

Общество: «Будет работать здесь, сможет везде в мире». Как Чукотка проверяет на прочностьЧем привлекает жизнь на Чукотке, почему отсюда перестают уезжать и каждый год приезжают «с материка» на работу? Чего ждать от плана «Чукотка-100» и почему местные жители любят килограммовые огурцы? Ответы на эти вопросы нашел в самом отдаленном российском регионе специальный корреспондент газеты ВЗГЛЯД.

– В обоих регионах России у меня очень похожая работа, – говорит Владислав Кузнецов. Еще недавно – первый заместитель председателя правительства Луганской народной республики. А с нынешней весны – и. о. губернатора Чукотского автономного округа.

За окном кабинета – Анадырский лиман и морской порт, несколько месяцев назад очистившийся от летнего льда. На противоположном берегу лимана видна метеостанция аэропорта. День, стало быть, ясный – и есть основания полагать, что сегодня все прилетят и улетят вовремя. А если нет, то погода на этот раз точно ни при чем.

– В последние полгода моей работы в зоне СВО мы формировали возможность бесшовного перехода из законодательного и экономического поля, которое сложилось в ДНР, в поле Российской Федерации, – продолжает Кузнецов. – Чтобы переход не то что не помешал бы жителям, бизнесменам – а наоборот: чтобы люди почувствовали поддержку России, возможности для развития. Во многом это удалось сделать.

Слева от администрации ЧАО небольшая возвышенность с проржавевшими стационарными цистернами для топлива. Вокруг собственно Анадырь, 13 тыс. жителей, но в конце лета – гораздо меньше: все, кто могут – «на материке», в отпусках перед тем, как на Чукотку вернется многомесячная полярная зима. Уже очень скоро вернется.

– Во всех новых регионах России одновременно был введен план социально-экономического развития. Прикладной, долгосрочный, четко структурированный документ: что делаем в экономике, что – в промышленности, что – в сельском хозяйстве, что – в социальной сфере, – объясняет Кузнецов. – Дальше – на сегменты: каждый муниципалитет, каждый поселок – что делаем, когда, в каком порядке. Хороший прикладной документ, позволяющий определить приоритетность объектов. Даже при том, что инфраструктура была разрушена и продолжает разрушаться: мы строим, а «эти» разрушают, – жители понимают, что именно и когда именно будет сделано. Что они не останутся без крова, без электричества, без тепла.

– А чем на Чукотку-то похоже, Владислав Гариевич?

– Тем, – отвечает Кузнецов, – что здесь мы делаем то же самое. Только не под обстрелами.

Из чего следует: Чукотка – регион для России далеко не новый, однако нуждающийся в обновлении не менее, чем та же ЛНР.

Владислав Кузнецов с жителями. Фото: t.me/vladislav_kuznecov

Владислав Кузнецов с жителями. Фото: t.me/vladislav_kuznecov

* * *

– Берингов пролив устроит? – спрашивает Алексей Торсуков, инженер-кораблестроитель.

Штамп журналистики – взять отдельное производство, чтобы как в капле объять специфику заводов и фабрик региона – в этих краях не работает. По теме «промышленность Чукотки» – не добыча ископаемых из лишь на 15% разведанных недр, не закатка оленьих консервов и не шоковая заморозка лосося, а производство как таковое – разговор и начинается, и заканчивается на окраине Анадыря, где уже шесть лет делают алюминиевые катера «Алеут».

При том, что специфики как таковой – хоть отбавляй. Хотя бы потому, что «наши лодки, объясняет инженер Торсуков, предназначены в первую очередь для морзверобоев». Коренных жителей Чукотки, которые добывают морского зверя: моржа, кита, нерпу, морского зайца-лахтака и т. д. Для того, чтобы добывать, нужны катера, способные работать в очень суровых условиях. Вплоть до Берингова пролива – как образца этих самых условий.

– Да и у нас даже если Анадырский лиман раздует иной раз, мама не горюй, – говорит Торсуков, приехавший на Чукотку из Питера четыре года назад. – Безопасность превыше всего.

Катерных корабелов вместе с инженером – десяток. Делают от 10 до 15 судов в год. Те, что по четыре с половиной метра – за неделю. Десятиметровая аппарель типа десантного корабля, в корне поменьше, но не менее крепкая – два месяца сварки и еще два месяца сборки.


Очередная только что собранная аппарель стоит на колесах автоприцепа. Путь ей – к причалу, а дальше своим ходом в поселок Эгвекинот, около суток пути. Грузовик на нее не загонишь, но жизнь облегчить можно серьезно – особенно если знать, как жить без аппарели. Вот недавний пример: территориально-соседская община – проще говоря, коренные жители села Лаврентия затеяли стройку. Стали возить стройматериалы – понятно, из Анадыря, ближе неоткуда.

– Как загрузить в одну лодку на 4,5 метра хотя бы десять листов фанеры? – вновь спрашивает Торсуков. – Правильный ответ: никак. Вот люди с Лаврентия в шесть лодок попытались отвезти хотя бы часть материалов. Успешно, но не без приключений.

На аппарели, конечно, полегче: 2,5 тонны груза – как шесть обычных лодок, и еще останется. 600 километров от Анадыря до Лаврентия – с комфортом, в теплой рубке с холодильником и туалетом – трое суток. В одну сторону.

– То, что производится здесь, производится как минимум по советам тех, кто знает здешнюю специфику, – напоминает инженер Торсуков. – Такого опыта, как у морзверобоев, нет ни у кого – многие поколения зверя добывали, начиная с тех, кто на кожаных байдарах в океан ходил. Генетический опыт моремана; сиди, прислушивайся, учись, воплощай.

Торсуков недавно был на слете тех самых морзверобоев – показывал новую, полностью переработанную под их пожелания модель. Алюминий – российский, мотор – к сожалению, пока нет.

Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

Катера для морзверобоев – пожалуй, единственное полноценное собственное производство в Анадыре. Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

– Везде побережья разные, условия разные, – продолжает собеседник. – И охотятся люди по-разному. Кто-то загарпунил зверя – и тащит его за собой. Кто-то, наоборот, сразу же разделывает. Кому-то нужно одно, кому-то другое. Вплоть до расположения кнехтов.

– А главные требования какие? Если на всю Чукотку брать.

– Очень агрессивная соль. И очень плотная вода. И волна. Соответственно, большие требования к крепости корпуса, – говорит инженер. – То, что работает на материке – не всегда работает здесь. Банальные дворники на окно [рубки]: соль попадает – все, прикипают механизмы и перестают работать. Сейчас вроде нашли решение, работаем с заводом – поставщиком механизмов. Мелочь, а вот так. Катер, который будет работать здесь, сможет работать везде в остальном мире. И это, если хотите, верно не только для катеров.

* * *

Сказать, что после распада СССР на Чукотке не обновлялось ничего, было бы бестактно. Не только по отношению к Роману Абрамовичу (годы губернаторства: 2001–2008), которому только Анадырь обязан музеем, культурным центром, универсамом, первым для этих мест баром под названием «Баклан», радиостанцией «Пурга» и очень много чем еще. Но и к Роману Копину (2008–2023), при котором все это как минимум не сгинуло – в полярной пурге, на крайнем отшибе и при очень малом количестве жителей.

Тот случай, когда принцип «хвали предшественников» – не только хороший тон, но и просто справедливость. Особенно когда буквально все в округ десятилетиями завозится либо по морю в навигацию (несколько теплых месяцев в году, пока нет льда), либо самолетом, с прибавлением 500 рублей к цене каждого кило груза. А под малочисленностью подразумеваются 47 с половиной тысяч человек – предпоследнее место в России. На 720 тыс. квадратных километров, почти полторы Франции.

И все это, вновь подчеркивает Владислав Кузнецов, надо долговременно и последовательно развивать.

– План [социально-экономического развития Чукотки] был, и он был хорошим, – отдает должное коллегам и. о. губернатора. – Просто его нужно было углубить, уточнить до уровня каждого населенного пункта. Какие объекты должны быть построены. Какие – реконструированы. Какие социальные действия должны производиться. Мы создали такой план и активно обсуждаем его с жителями.

Называется план «Чукотка-100» – потому что рассчитан до 2030 года, когда округ отпразднует столетие. За эти семь лет вступит в силу новая схема северного завоза – летом приняли федеральный закон, после двух десятков лет споров: единый оператор нивелирует скачки цен на фрахт. Чукотке из-за короткого окна навигации отдан приоритет по загрузке вместо нынешней общей со всеми полярными регионами очереди. Плюс прямое субсидирование социально важных продуктов и товаров – в дополнение к окружным 10-20% к рынку.

– Чтобы уточнить план, я целенаправленно объезжаю города и поселки Чукотки, – говорит Кузнецов. – Куда-то еду, куда-то лечу, а куда-то и плыву. И говорю с жителями. Люди всегда план подскажут.

«Чукотка-100» – это раз. Два – собственно, Севморпуть, который как раз к 2030 году должен выйти на круглогодичную навигацию.

– Наша страна не сможет обслуживать Севморпуть, если не реконструировать порты на Чукотке – например, причал в Певеке, – говорит и. о. губернатора, – и не строить новые терминалы. Для того, чтобы не только везти сюда, но и вывозить отсюда то, что производим мы.

* * *

Из последних дополнений к плану, вразбивку: в селе Снежном – Анадырский район, более 200 км до Анадыря – нужны контейнеры под хознужды. Привезти с материка, доставить по реке Анадырь. У села Марково близ той же реки Анадырь, которую лишь в этом году признали судоходной – проблема со стройматериалами для местного коммунхоза: по суше не получается, а по воде – необходимо дноуглубление, которое вообще-то нужно было еще в прошлом веке, да и не только для нужд Маркова. В еще более отдаленных поселках Чукотки требуется скорая помощь: машины (уже закупили) и, соответственно, их переправка до места (в процессе).

Там же в отдаленных поселках понадобились психологи. Не в смысле жить тяжело и терапия нужна – а более конкретно: без заключения психолога с прошлого года не выдают разрешение на оружие, необходимое и охотникам, и оленеводам, и морзверобоям. Психолог с такими полномочиями до последнего времени был один, причем в Анадыре – куда, разумеется, с чукотских полутора Франций лишний раз не наплаваться и не налетаться, даже если не брать погоду и капризы техники. В результате, кроме Анадыря на юге Чукотки, нужными психологами теперь обзавелись Певек на самом Крайнем Севере, Билибино – на западе, ближе к Магадану, и поселок Угольные Копи около анадырского аэропорта. А до того на половину лета в отдаленные поселки отправили выездного психолога – провести приемы и выдать промысловикам бумаги на оружие.

И так примерно по всему, что выявилось во время обсуждения стратегии «Чукотка-100» на местах.

Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

Анадырь. Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

– Люди имеют право хотеть всего и сразу, – говорит Кузнецов. – Потому что под каждым «все и сразу» – комплекс не просто проблем, а проблем застарелых, накопившихся. Правильно, что они высказываются. А наше дело – структурировать решения по времени.

– Если говорить о совсем фантастическом желании, – задумывается Дмитрий Кувшинчиков, главный редактор радио «Пурга», Анадырь; прибыл «с материка» чуть менее трех лет назад. – Их два. Во-первых, дорога на материк. Во-вторых, мост от аэропорта до Анадыря.

Тут еще одна уникальность: Угольные Копи, где аэропорт, расположились на одной стороне лимана, Анадырь – на другой. Добираться можно двумя способами. В три подскока – автобус от аэропорта до причала, государственный катер «Камчатка» раз в два часа, такси по Анадырю, итого от 400 до 800 рублей. Или же от двери до двери, без ожидания переправы: частники решают – но уже за 3500 рублей.

Мост – не мост, а самими Угольными Копями, как и многим другим, в округе занялись уже по ходу обсуждения «Чукотки-100». Понемногу, конечно: обновленная дорога до школы, капремонт кровли и фасада в детском саду, обустройство детской площадки в микрорайоне под названием Пехота. Но ни того, ни другого, ни третьего, ни прочего – не было годами. Если не десятилетиями.

– Большой общий план должен распространяться до каждой отдельной детской площадки в каждом конкретном селе, – напоминает Кузнецов. – Мы должны реагировать на то, как видят приоритеты люди. Мы можем для себя считать, что нам нужно там-то и там-то построить ФАП – и да, он действительно нужен. Да и люди говорят: «Конечно же, нам нужен фельдшерско-акушерский пункт. Но – продолжают люди – сделайте, пожалуйста, в этом году детскую площадку».

– И чем заняться в итоге?

– В итоге строим и ФАП, который наметили, и площадку, которую давным-давно ждут. Это нельзя, невозможно игнорировать. Именно из-за таких вещей, если их не делать сразу и одновременно, люди и уезжают, – уверен и. о. главы Чукотки.

* * *

– Уверен, что у него добавился не один десяток седых волос, – предполагает Андрей Нагорный, один из начальников горнолыжной базы «Гора Михаила» близ Анадыря. – Люди пошли толпами с наболевшими вопросами. Особенно если мы говорим о районах, где чем дальше – тем больше вопросов.

Андрей Нагорный. Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

Андрей Нагорный. Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

На горе Михаила некогда была военная станция тропосферной связи. Нынче это пустырь-плато с горнолыжной инфраструктурой (подъемник и техника в ассортименте), домом-базой (построена в прошлом году) и обильной растительностью почти повсюду. Прилагается великолепный вид на Анадырь и окрестности – если, конечно, на самой горе и пониже нее не скопились облака.

Андрей Нагорный был среди тех, кто обустраивал здесь горнолыжную школу для детей в начале 2000-х. Вновь на гору Михаила он вернулся несколько лет назад. Под его началом – с десяток сотрудников, в основном «местных-местных». То есть чукчей и эскимосов.

– Люди знают и горы, и лыжи, и снег, – аттестует коллег Нагорный. – Нужно только чуть-чуть помочь объекту, не нам даже. Хотя зарплаты от 50 тысяч – даже на совсем подсобном уровне – у нас на Чукотке ни о чем, но я о другом.

Среди другого – благоустройство горы (металлолома тут очень и очень много), домики, чтобы оставаться на несколько дней, дорожки, мангалы и картодром. Плюс ремонт на свежепостроенной базе, которую возвели «в режиме как обычно, а не как надо» – перечисляет Нагорный, выдавая калькуляцию из разряда «сколько стоит отопление лишних площадей, которые ни разу не работают».

«Гора Михаила» . Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

«Гора Михаила». Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

– На круг – за исключением ремонта и домиков – около 30 млн рублей, – подводит итог Нагорный. – И будет у жителей Анадыря прекрасный круглогодичный парк, где можно будет и расслабиться, и с коляской мамочкам погулять, и на красоту нашу посмотреть. Да, уже говорил с руководством округа, мы этим разговором очень обнадежены.

* * *

– В первый раз на встречу с людьми мне запланировали один час, – вспоминает Владислав Кузнецов. – Поселок Провидения, восток Чукотки. Я ничего не стал говорить коллегам. Просто сделал так, чтобы они увидели: часовая встреча с людьми – вещь неработающая... Если ты хочешь, чтобы люди начали с тобой говорить – сначала о своих проблемах, а потом чтобы ты вместе с ними перешел к постановке задач, от оперативных поручений по ним до домашних заданий на более серьезную проработку, – закладывайся на три часа встречи. И еще на час – поговорить с теми, кто подходит после нее. При том, что в Певеке встреча шла шесть часов.

– Итого сколько?

– Сколько потребуется, – говорит Кузнецов.

Чукотка для губернского управления – место уникальное. Обычные для России трудности и заботы здесь либо сняты напрочь, либо совсем не актуальны. Дорог внутри округа, если не считать пары экстремальных автотроп вроде Певек – Билибино, – нет. Соответственно, отсутствует и проблема содержания: нельзя отремонтировать то, что пока еще просто не проложено. Лесных пожаров – нет, потому что толком нет деревьев. Никаких битв за урожай – ни в уборочную, ни в посевную: не растет на Чукотке злак, ну что тут поделаешь.

Остовы коровников и свинарников вокруг Анадыря, особенно хорошо наблюдаемые при подлете к чукотской столице, подтверждают: свое мясо здесь в принципе возможно. Но с большим трудом и при плановой экономике. Либо – что то же самое – при ошеломляющей дотации из бюджета. Чисто рыночная альтернатива – на нынешних анадырских прилавках: гуляш свиной – 1000 рублей за кило. Или говяжий, но уже за 1500. Фарш, кстати, стоит столько же. И это летом, когда навигация. Авиация, как мы помним – еще плюс полтысячи рублей к килограмму груза, если до Анадыря. И еще столько же – до районов и поселков.

– Зато куры, говорят, встали на крыло, – говорит пенсионерка Ирина Демидова, выбирая бананы по акции (500 рублей за кило против обычных 800). Действительно, новость последних дней: из Иркутска двумя грузовыми самолетами доставили 15 тыс. несушек – 10 тысяч для Анадыря, остальные по отдаленным поселкам, где есть птицефермы. Ферм на Чукотке шесть, на ближайшие годы запланированы еще три – и почти стопроцентное собственное производство курицы и яйца.

– Все же 97% товаров, в том числе продуктов, к нам сюда завозится морем, – напоминает Кузнецов. – Ассортимент, дефициты, цена – все соответствует обстоятельствам. И цена фрахта год от года сильно меняется. 80% подорожания логистики, как в этом году – для нас норма.

Цены в магазинах – едва ли не первый пункт в разговорах с жителями. Здесь же – транспортная доступность, связность округа внутри себя: самолеты есть, но летают в зависимости не только от погоды, что понятно, но и с постоянными отменами и переносами рейсов. Авиапарк стар; как результат – можно месяц с лишним прождать своего рейса, например, в поселке Лаврентия, что и случилось в июне перед началом сезона отпусков «на материк». Отпуска тут, как везде на Крайнем Севере, по времени двойные, да еще раз в два года работодатель оплачивает дорогу от северных морей к южным. Но для того, чтобы отдохнуть, практически отовсюду сначала надо добраться до Анадыря. Что проблемно.

А вот с аварийным и ветхим жильем – почти как на западе. То есть как в остальной России, расположенной от ЧАО слева по карте: где-то больше, где-то меньше, а Чукотка – около 30% чистой «аварийки». Времена, когда жилье отдавали за билет «на материк», прошли – и настала другая крайность: предложений «продам квартиру» – всего шесть на весь Анадырь, от 8 до 14 млн рублей. При подсчитанном дефиците квартир в 483 условные «двушки».

У округа появилась договоренность с «Дом.РФ» – восемь арендных домов, один уже почти выстроен, треть аренды субсидирует регион. И чукотская аварийка расселяется, пусть и потихоньку – три тысячи метров по разным поселкам уже есть, еще столько же обещается до 2024 года. Но здесь, признает Кузнецов, сложно будет всегда. Потому что все стройматериалы – тоже завоз.

– Мы ввозим все, включая цемент, – говорит и. о. губернатора. – То есть включая песок.

– Грунт хотя бы не везете?

– Тоже везем. Но не для стройки, а только для теплиц.

* * *

– Торфяные маты у нас из Индии, – сообщает Павел Макатров, фермер из Анадыря. – В них и растим потихоньку. А так стараемся на российском: ульяновское оборудование, отечественные семена…

Огромная теплица Павла и его семьи – отец, мать, братья и сестры; родители приехали из Амурской области по советскому вузовскому распределению, да так и остались – появилась в Анадыре этой весной. Внутри – немного зелени, но в основном огурцы: два сорта, «длинные и покороче», говорит Павел. Длинные – гладкие, обычные тепличные. Покороче – пупырчатые, колючие; вес каждого при этом – под килограмм. Их Макатров называет корнишонами.

– Нам выгоднее отдать [на реализацию] такой, чем 150–200-граммовый, – объясняет фермер. – Даже [в магазине] на пакетике с огурцом написано, что его нормальный, рабочий вес – 700-800 граммов. Солидный, не спорю. Но и выхлоп с куста поприятнее, и народу в целом нравится.

Павел Макатров. Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

Павел Макатров. Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

Грунтовый пупырчатый огурец нормальных размеров называется в этих местах «московским». Разумеется, такой овощ – приезжий, то есть залетный, и стоит он гораздо дороже корнишона. Цены легче всего запомнить по местной репризе – ну да, чукотскому анекдоту, где варьируются лишь актуальные числа. По состоянию на конец лета-2023 расклад такой: «В Анадыре яблоки и груши по 400 рублей за кило, киви и слива – по 500, апельсины – по 600, бананы – по 700, помидоры и огурцы – по 800. Зелень, персики и абрикосы – по 1200, малина, клубника и черешня – по 1500 рублей за килограмм... В Петропавловске-Камчатском – полночь».

Отпускная цена у Макатровых – 450 рублей. В супермаркете «Новомариинский», единственном на весь регион, за анадырский корнишон просят 570. У конкурента – фермера Анатолия Тынтина – огурцы больше похожи на «московские». Как размером, так и ценой: 650 рублей. Состязательность налицо – но на этом обзор рынка чукотских овощей можно и завершать.

– Наше собственное обеспечение овощами и зеленью с закрытого грунта – сегодня чуть более 3%, – подсчитывает Кузнецов.

Тут, кстати, скоро будет больше. На последнем Петербургском экономическом форуме и. о. главы Чукотки подписал соглашение с «материковыми» инвесторами в тепличные хозяйства.

– Спасибо федеральному центру за сопровождение этого проекта. Как и во многих-многих иных случаях, – оговаривается Кузнецов. – Однако после ввода в строй этих теплиц у нас будет всего лишь более 11% [собственных овощей]. То есть здесь мы только в начале пути, но с серьезными возможностями для развития, если дело пойдет на лад.

– В Анадыре мы поставляем огурцы в школы и садики, – говорит фермер Макатров. – Тут по твердому контракту. Отправляем в поселки – Провидения, Лаврентия. Может быть, присоединится Анадырский многопрофильный колледж. Почему бы и не добавить свежий салатик к питанию…

Огородному делу Макатрова и его родных – «да, у нас еще есть теплицы, поменьше» – более пяти лет. Когда начинали, огурец стоил 600 рублей. Три года назад, на пике – до 1000 за килограмм. «Проведена определенная работа», – говорит фермер, указывая на 450-рублевый корнишон.

На нынешнюю, большую теплицу у фермера есть десяток рабочих. Не местных, из Узбекистана. Во-первых, для них 70-80 тыс. рублей на руки – с проездом туда-обратно и жильем – вполне нормальные деньги. Хоть и на треть ниже, чем средняя зарплата по Чукотке.

Цены в магазине Анадыря. Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

Цены в магазине Анадыря. Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

– Во-вторых, – признается Макатров, – найти молодых, интенсивных здесь… Ну, невозможно. Потому и вызываем из ближайшего зарубежья. Ребята приезжают и работают, никаких ненадежностей и неожиданностей – что в теплице, что на складах.

Надежность, безусловно, ценится в условиях, когда любую конструкцию для теплицы – будь то металлическую или даже просто катушку, что огуречные стебли поддерживают – надо везти морем либо воздухом. Но в том, что касается местных трудовых резервов – точнее, предпочтений работодателей – дело обстоит куда сложнее. Особенно когда речь идет не о бюджетниках (тут сплошь жители Чукотки) и не о рабочих на приисках либо копях (здесь в основном вахта).

* * *

– Хабаровск, Сахалин, – перечисляет рыбацкую географию путины-2023 Виталий Миндалев, гендиректор рыбзавода «Чукотский лосось». – А еще Белгород, Тула. Уже проверенные работники, многие годы летом с нами.

Путина на Чукотке стартует в июле, вскоре после того, как сходят льды, а заканчивается в августе. Ловят тихоокеанского лосося. Самый дальний невод, говорит Миндалев, возле мыса Гека у входа в Анадырский лиман; где-то полсотни километров от причала № 5, базы рыболовов и производителей.

Путина-2023. Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

Путина-2023. Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

– Тут тонн шесть, – на глаз определяет Миндалев содержимое выгружаемой сети. В работе на путине шесть судов: три семитонника и три буксира, которые тянут рыбу на базу за собой – если повезет, то до 10 или даже 12 тонн за раз. – Шесть хорошо, а то по-всякому бывает. Один корабль недавно пришел всего с тонной: зашел зверь в невод, пока ребята чуть замешкались. Перекусил, набедокурил…

– Ничего себе перекус, на несколько тонн.

– Да нет, съел-то немного, а вот сеть перекусил, – уточняет Миндалев. – Морской зверь – в данном случае нерпа – умеет, если вовремя не сориентироваться.

На «Чукотском лососе» – три десятка постоянных местных работников. И еще полторы сотни привозят на путину – от Сахалина до Тулы. В среднем приезжий получит около 150 тыс. рублей. Что называется, «от сделки» – добычи и переработки рыбы. Для Анадыря – мало, для материка – за пару месяцев – пожалуй, что и ничего, полагает Виталий Миндалев:

– Да еще с проездом, едой и жильем – прямо здесь, в вагончиках по восемь человек. Под боком все, в тяжкие дебри не уходят...

«Тяжкие дебри», они же «соблазны города» – отнюдь не единственное, что мешает рыбакам нанимать на путину жителей Чукотки. У самих жителей есть масса иных интересов. Например, те же отпуска – которые хотелось бы провести «на материке». Или желание наловить рыбы, но не для завода, а для себя, по квотам для коренных жителей Севера. Ну и специфика тоже есть. Понять ее можно, к примеру, подойдя к единственному в Анадыре магазину сувениров. Где на двери найдешь объявление: до начала осени магазин работает четыре часа после обеда, «при необходимости приобретения сувенирной продукции во внерабочее время (на сумму не менее 5000 рублей) звонить по телефону» такому-то.

* * *

– Заинтересованность наших людей в работе – сложный вопрос. В том числе в том, как именно его решать, – отмечает Кузнецов. – Можно исходя от работника. А можно – от работодателя.

Судя по всему, и. о. губернатора выбрал второй путь. Особенно с учетом самых ближайших чукотских перспектив. К примеру, Баимское месторождение – три тысячи рабочих мест. Благодаря Баимке Россия превратится из импортера в экспортера меди, а Чукотка – когда у инвесторов окончатся налоговые льготы – уйдет с дотации и начнет содержать себя сама. Или Пыркакайские штокверки – полвека назад разведанное олово, одно из крупнейших мировых месторождений, к которому чисто технологически подбираются лишь сейчас. А Беринговский угольный бассейн уже дает по миллиону тонн отборного угля в год, но после постройки ГОКа там обещают 13 млн тонн. Все это – с обновлением портов и строительством дорог. Тех самых, которых пока что по большому счету на Чукотке нет.

– В общем, работодатели есть, – подытоживает Кузнецов. – Крупные компании с мощными инвестиционными проектами и очень серьезными намерениями. А вот задействованность в них наших людей пока что крайне мала. Беринговский уголь – трудоустроены менее 2% жителей Чукотки. Ни о чем.

Вахтовая система, признает Кузнецов, в определенных случаях имеет смысл.

– Но, во-первых, она не вполне справедлива по отношению к нам, – констатирует он. – Во-вторых, проработав определенное время в крупном вертикально-интегрированном холдинге, я понял, что привозить людей – тема невыгодная, нужно максимально задействовать местные кадры... Поэтому с семью компаниями уже подписаны базовые соглашения, до конца года – подпишем со всеми, присутствующими на Чукотке: квоты на наших, местных работников будут существенно расширены.

– Ну ок, подписали. А квоты не заполнились по разным причинам.

– Бумага гарантий не дает, совершенно верно, – с легкостью соглашается Кузнецов. – На практике, с одной стороны, не идут люди. С другой стороны, компании не устраивает квалификация людей; раз – и «извините, не получилось…» Поэтому мы поступили вот как: собрали с компаний их потребности на пять лет вперед. И вместе с ними начинаем перестраивать учебную базу.

Средний технический уровень – это прежде всего Анадырский многопрофильный колледж, единственный и неповторимый.

– Мы формируем спрос и систему обучения вместе с работодателями – по тем профессиям, которые им нужны, – объясняет Кузнецов. – Полное штатное расписание имеется уже на уровне защиты инвестпроекта. Ведь бизнесмены, инвесторы должны понимать, кто же производит заявленную добавленную стоимость, правда? Когда, к какому времени вводятся в дело такие-то профессии... Вот мы будем готовить нужных людей. Срок подготовки – от полутора лет до четырех. Что устраивает всех.

То же самое, говорит Кузнецов, по высшему техническому образованию. Тут, оговаривается он, будет сложнее, но тоже вполне выполнимо:

– Людям, которые только собираются учиться, мы показываем: у вас есть хороший потенциал в овладении профессией и последующем трудоустройстве. Хорошая зарплата. Поддержка по жилью. Зачем уезжать, зачем где-то себя искать, если все возможности уже есть здесь? Это формирует в людях в том числе и желание здесь работать. Оно формируется постепенно.

– Странно: желание жить у людей в этих условиях – есть. А желания работать у многих – нет.

– Так и желания жить не будет, – говорит Кузнецов, – если нет возможности себя приложить. Такой подход в целом меняет отношение людей к региону, к своему будущему. Просто человеку надо показывать, что мы конкретно делаем. Вот появляются новые рабочие места. Вот возникли возможности учиться. Вот мы перестраиваем систему медобслуживания – тем более, если человек живет в отдаленном поселке или работает в оленеводческой бригаде... Вот ответ на вопрос о людях и работе: среду сформируй, тогда и наш человек на чемоданах сидеть перестанет. А там, куда наши не хотят [идти работать] – и с материка будет легче людей привлечь.

* * *

– Нас готовы слушать и слышать в Москве, – говорит и. о. главы Чукотского автономного округа. – Главное, чтобы были сформулированные и продуманные предложения. А они у нас есть. Приходить в министерство и говорить «нам кажется, что у нас есть проблема, но мы не вполне уверены в эффективности предлагаемого нами решения, да и предлагаем мы, честно говоря, нечто аморфное» – нет, такой путь, конечно же, никуда не ведет.

– А по нему разве еще кто-то идет?

– Во всяком случае, – Кузнецов вежливо улыбается, – мы стараемся идти по другому пути. Мы формулируем общий вид законодательной инициативы – и просчитываем, что на выходе она дает региону и центру. Уверяю, в этом случае никто и никогда в Москве сопротивляться не будет. А наоборот – только поддерживать… И нам, и центру хочется увидеть на Чукотке не то что новый, но кардинально обновленный регион. Насколько это возможно – удобный для жизни.

Теги:  специальный репортаж

   Читать дальше.
Постоянная ссылка на новость:



Комментарии к новости ()

К сожалению, комментариев к данной новости еще никто не оставил.




Открытые вопросы