Новостные рубрики
В мире: Названы три причины невозможности поставки в Турцию российских самолетов-амфибий (20.07.2023 17:05)
Российские самолеты-амфибии Бе-200 приступают к спасению Турции от лесных пожаров. Несколько ранее турецкий лидер Эрдоган и вовсе озвучил едва ли не санкционное предложение – купить у России эти уникальные машины. Однако, как это ни парадоксально, никакой реакции на это с российской стороны не последовало. И у этого есть как минимум три веских причины. В последнее время турецкий президент сделал несколько антироссийских шагов. После победы в недавних президентских выборах он явно продемонстрировал некий разворот в сторону коллективного Запада. К числу этих шагов относятся и формирование после своей победы на выборах прозападного кабинета министров, из которого были устранены все, кто в ходе предвыборной кампании высказывали антиамериканские и антизападные позиции или отметились настроем на сотрудничество с Россией. Это и освобождение интернированных в Турции (под честное слово самого Эрдогана) командиров «Азова». Это и обещание построить на Украине завод по производству «Байрактаров». И, наконец, согласие на прием Швеции в НАТО. И словно чтобы уравновесить эти шаги, одновременно с этим президент Турции публично провозгласил желание провести переговоры о покупке российских самолетов-амфибий Бе-200. Заявляется, что он намерен обсудить эту сделку – покупку «двух-трех» машин – при личной встрече с Владимиром Путиным в августе текущего года. Мотивы, казалось бы, самые понятные: Бе-200 знамениты своими возможностями по тушению пожаров, эти машины регулярно работают именно в Турции и именно с этой целью. По словам Эрдогана, Бе-200 «существенно влияют на тушение пожаров». Логично было бы их купить, а не брать постоянно в аренду – тем более она обходится Турции довольно дорого. Россия неоднократно помогала зарубежным странам в тушении пожаров, посылая пожарные самолеты и вертолеты. Российская авиация за последние годы тушила пожары в Турции, Индонезии, в балканских странах, Израиле, Португалии и даже Чили. Три препятствия Однако есть как минимум три препятствия для продажи самолетов-амфибий Бе-200 Турции. Первое – двигатели. Изначально Бе-200 комплектовался двумя турбовентиляторными двигателями Д-436ТП разработки Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко (вошедшее после 1991 года в украинский холдинг «Мотор Сич»). Если в 1990-е сотрудничество российского авиапрома с украинским двигателестроением сохранялось, то в 2018 году Украина наложила запрет на экспорт в Россию двигателей для гражданских самолетов. Под этот запрет попал и Д-436ТП для Бе-200.
Гипотетическая возможность того, что Эрдоган попросит Украину, и «Мотор Сич» продаст Турции лицензию на производство двигателей Д-436ТП, а Турция потом сможет поставлять их в Россию или дорабатывать у себя российские Бе-200 для продажи третьим странам – слишком маловероятна, чтобы ее стоило принимать в расчет. Вторая проблема – международная сертификация самолета. Для получения европейского сертификата типа воздушного судна разработчикам пришлось потратить пять лет и внести в конструкцию Бе-200ЧС ряд изменений, создав версию Бе-200ЧС-Е. Отсутствие сертификации в США помешало продаже самолетов американской ТТЕ International Inc. Речь тогда шла о десяти машинах. Были и еще потенциальные покупатели, но… Третья проблема – недостаточные производственные мощности производителя Бе-200, Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева (ТАНТК им. Г.М. Бериева). На сегодняшний день выпущено всего 18 машин, и сейчас на стадии сдачи находится 19-я. С учетом описанных выше сложностей рассчитывать на взрывной рост сборки самолетов и их поставок за рубеж вряд ли приходится. Каждой из этих причин самой по себе достаточно, чтобы считать вопрос о продаже Бе-200 Турции не то что закрытым, а полностью бессмысленным. Реальные мотивы Эрдогана Зачем в этих условиях Эрдоган поднял вопрос Бе-200? Представляется, что у этого заявления есть прежде всего политические, имиджевые причины, а вовсе не реальная потребность в закупке российской авиатехники. Во-первых, возможно, у турецкого президента есть соблазн продемонстрировать избирателям свою прагматичность и эффективность в техническом оснащении своих пожарных. Пусть и с помощью России. Этот жест особенно ярко выглядит на фоне неудач в борьбе с лесными пожарами, которые прямо сейчас пылают в Греции – стране, являющейся важным геополитическим соперником Турции.
В-третьих, эти заявления несут не только внутриполитический, но и внешнеполитический сигнал, прежде всего, конечно же, для Москвы. Это сигнал о том, что несмотря на ряд недавних антироссийских шагов, Эрдоган не намерен полностью отворачиваться от России – наоборот, готов сделать даже некий жест навстречу экономическому сотрудничеству. Это не всерьез Казалось бы, в России должны были встретить заявление Эрдогана с воодушевлением. Поставки российской гражданской авиатехники за рубеж идут не так успешно, как этого хотелось бы. Сделка с Турцией помогла бы и заводу-производителю, и имиджу российского авиапрома в целом. Тем более не так давно Бе-200 были закуплены Алжиром. Однако буквально никто ни в ОАК, ни даже в экспертной среде не прокомментировал это желание Эрдогана. Иначе говоря, к его словам не отнеслись всерьез. Единственным сигналом в этом направлении была традиционная отправкаБе-200 в Турцию, опять же для тушения сезонных пожаров – «по указанию президента России и в соответствии с запросом турецкой стороны». Однако это опять же аренда, о продаже этих самолетов Турции в России ничего не говорилось. И это само по себе весьма показательно. Если бы намерения Эрдогана были серьезными, Турция действовала бы так, как действовал, например, Алжир, реально закупивший Бе-200. Для закупки самолетов Алжир делалсоответствующий официальный запрос. Первая машина для Алжира уже собрана зимой текущего года. Теги: Тайип Эрдоган , авиапром , Россия и Турция Постоянная ссылка на новость: |