Новостные рубрики
Мнения: Первая в СССР новогодняя елка прошла на Украине, там же она и закончится (21.12.2022 06:00)
Новогодняя обрядность является едва ли не самым живым наследием СССР. Конечно, наряду с Днем Победы – эти два праздника являются палладиумом русского мира. Новогодняя обрядность является едва ли не самым живым наследием СССР. Конечно, наряду с Днем Победы – эти два праздника являются палладиумом русского мира. Разумеется, есть и Пасха, Курбан-Байрам, Ханука, но эти религиозные праздники отмечаются не всеми. К тому же русский, вполне уважая магометанские обычаи, все же Курбан-Байрам не празднует. Равно как и татарин Хануку. Тогда как Новый год и 9 Мая отмечают все. Естественно, что в анти-России, лежащей сегодня к юго-западу от Брянска, Курска и Белгорода, эти праздники в их традиционном виде не могут быть терпимы и подлежат искоренению. Как управились – и уже достаточно давно – с 9 Мая, известно всем. Если так уж надо, празднуйте 8 мая со всем «цивилизованным» миром и не забудьте почтить – очевидно, тоже со всем цивилизованным миром – память героев Украины из ОУН-УПА. Новый год, казалось бы, не имеет столь явной политической окраски. За восемьдесят с лишним лет, прошедших со времени, когда его больше не запрещали, а, напротив, стали всячески поощрять, праздник прижился и весьма. Празднование порубежной даты, когда время обновляется, вообще в природе человеческой. И якобинцы вводили революционный календарь, и большевики объявляли о новой эре, но спустя сравнительно небольшое время опять вылезало мурло мещанина. Традиционный праздник рубежа оказывался родней и ближе. И в 1935 году 2-й секретарь ЦК КП(б) Украины П. П. Постышев выступил в газете «Правда» с предложением организовать для детей празднование Нового года с елкой. Что ранее считалось недопустимой уступкой буржуазной идеологии. Про Деда Мороза в «Правде» ничего не было сказано, но поскольку реабилитировать еще и Св. Николая в качестве святочного деда было бы уже чересчур, Дед Мороз оказался как нельзя кстати. Ведь и в фольклоре, и в литературе такой персонаж уже был. В фольклоре – скорее, довольно мрачное хтоническое божество, в литературе – порой даже и менее мрачное, см. сказку А. Н. Островского «Снегурочка». Впрочем, высветление персонажей низовой мифологии – дело обычное. Рупрехт, спутник Св. Николая в Германии, изначально вообще был чертом. Опять же, это сейчас детям подарки, а в старые времена – больше розги. А замену традиционных персонажей на новые в СССР умели делать. В опере «Садко», где в сцене подводного царства пляску морского царя, губившую пловцов с кораблями, прервал Никола Морской, которого в рамках новой идеологии заменил маловразумительный Старчище – могуч богатырь. Очевидно, и тут в Институте мировой литературы быстро поработали (вряд ли замену Николая Угодника изобретали прямо в ЦК, а в ИМЛИ народ был творческий, там и акына Джамбула придумали) – так явился Дедушка Мороз, борода из ваты. Восемьдесят с лишним лет как – уже 30 декабря 1935 года в Харьковском Дворце пионеров (интересно, что на Украине) прошла первая в СССР официальная новогодняя елка, а январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой явились и в колонном зале Дома Союзов. После чего елка с Дедом Морозом стала всеобщим праздником. И в войну (когда дети порой отмечали, что у дедушки только одна рука), и при Хрущеве, и при Брежневе, и после 1991 года. Новогоднее волшебство etc. Опять же, касательно Украины. Мой свойственник из города Сумы в 1970-е годы заведовал местной фирмой бытовых услуг «Заря» и рассказывал про свои новогодние трудности. Деды Морозы, ходившие по домам, были там угощаемы и к концу смены сильно напивались, порой производя бесчиние. Что не совсем хорошо, но, с другой стороны, говорит о большой органичности советского ритуала. В общем же и целом Новый год и Дед Мороз являются типичными примерами того, как народное культурное сознание быстро ассимилирует идейные новшества – лишь бы суть этих новшеств приходилась людям по душе. Так получилось и со сталинским термидором в области новогоднего празднования, поскольку так вообще складываются народные традиции. Но угрюмые патриоты – хоть русские, хоть украинские – не хотят с этим смириться и обращаются не к нынешнему вроде бы всех устраивающему состоянию, когда Дедушка Мороз, борода из ваты есть лишь часть общей картины, в которой «Все шалости фей, все дела чародеев, Вместо этого идут речи про правильное святкувание, про нехорошего П. П. Постышева (и в самом деле, неидеальный персонаж), про советское безбожие и в целом про отмену Деда Мороза. Все вроде бы и так, но странный парадокс. Атмосфера советского Нового года куда лучше описывается словами ангельского хора «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и человецех благоволенье», нежели нынешняя борьба суровых антибольшевиков. И киевских, и московских. Уж там пена на губах ангела или пена на губах беса, но миром и благоволеньем там и не пахнет.
Постоянная ссылка на новость: |