Новостные рубрики
В мире: Наследие СССР поможет Грузии наладить выпуск беспилотников (23.09.2022 15:00)
Глава военного ведомства Грузии объявил: уже до конца года начнется совместная с Польшей сборка разведывательных и ударных беспилотников. Заявление небеспочвенно: советская власть отрасль оставила закавказской республике – оборонные НИИ и заводы для производства вооружений. Какие дроны будет выпускать Грузия и сколь серьезную опасность они будут представлять? На прошедшей неделе министр обороны Грузии Джуаншер Бурчуладзе сообщил: Тбилиси и Варшава, «завершив все формальности», достигли договоренности о выпуске беспилотников. Производство разведывательных и боевых дронов на совместном предприятии начнется еще до конца года, уточнил глава военного ведомства. Из слов Бурчуладзе следует, что речь идет о неких польских разработках, которые уже хорошо зарекомендовали себя на практике. Совместное грузино-польское предприятие будет работать на базе флагмана грузинского военно-промышленного комплекса государственного военного научно-технического центра «Дельта». О намерении создать совместное с поляками производство дронов глава грузинского Минобороны проинформировалеще в июне. Тогда, выступая в парламенте, Бурчуладзе назвал беспилотную авиацию приоритетным направлением. Войны последнего времени показали важность применения подобных аппаратов в разных целях, подчеркнул министр. Вполне вероятно, что Бурчуладзе учел свежий и успешный опыт применения Азербайджаном турецких ударных БПЛА «Байрактар» во Второй карабахской войне. «Совместное предприятие будет оснащено самыми современными технологиями», – сообщил Бурчуладзе. Одновременно планируется создать центр по обучению работы с БПЛА, отметил министр. Также, по его словам, Грузия намерена закупать дроны за рубежом. Весной этого года, до сообщений о совместных проектах с Польшей, тбилисский НТЦ «Дельта» анонсировалначало сборки собственных беспилотников к концу года. На официальном сайтенаучно-технического центра ранее присутствовали страницы (ныне доступные лишь в архиве), посвященные двум проектам – беспилотной авиационной системеи многофункциональному беспилотному вертолету. «Центр «Дельта» уже неоднократно заявлял о своих планах работ по беспилотной тематике, время от времени демонстрируя некоторые привлекающие внимание общественности проекты. Вместе с тем особых подвижек пока отмечено не было. Складывалось ощущение, что пиар превалировал над реальным практическим содержанием», – сказал в разговоре с газетой ВЗГЛЯД эксперт по БПЛА Денис Федутинов. Тбилисский НТЦ «Дельта» – наследник советских оборонных предприятий и институтов, работавших в Грузинской ССР с 1960-х. Сейчас центр объединяет шесть НИИ и Тбилисский авиазавод, который с 2010 года перешел в ведение Минобороны республики. Судя по официальному сайту, на данный момент «Дельта» выпускает достаточно широкую линейку вооружений грузинской разработки, в том числе: БТР «Дидгори» трех модификаций (на базе пикапов Ford Super Duty), БМП «Лазика» на основе БМП-2, советские БРДМ-2, реактивные системы залпового огня ZCRS-122 на базе «Градов» и самоходные минометы GMM-120. С начала века «Дельта» пытается возродить и авиационное производство. Еще с 2001 года на авиазаводе была начата совместная с израильской оборонной компанией Elbit Systems программа модернизации штурмовика Су-25, также известного как «Грач». Прототип новой модели, получившей название «Скорпион», совершил тестовый полет еще весной 2001-го. Сообщалось, что штурмовик может совершать боевые вылеты как днем, так и ночью. Как отмечал портал «Военное обозрение», из Тбилиси с регулярностью в один-два года поступали сообщения о начале серийного выпуска модернизированных «Грачей», а в 2018-м даже появилась информация о планах Грузии экспортировать собранную без российских компонентов модификацию Су-25 (под брендом Ge-31 Bora) в страны Азии и Африки. Но, как указывает «Военное обозрение», по состоянию на конец 2010-х серийное производство так и не было налажено. А в 2019-м военное ведомство республики приняло решение отказаться от производства штурмовиков в пользу боевых беспилотников. Примеры разработок БПЛА были упомянуты выше. То, что выбор партнеров по производству пал именно на Польшу, можно объяснить в том числе политическими соображениями, отмечает польский политолог Матеуш Пискорский. «Польша тесно сотрудничала с прежним руководителем страны, ныне заключенным Михаилом Саакашвили. Что касается нынешнего руководства из партии «Грузинская мечта», и там есть люди, которые считают, что нужно брать Россию в кольцо, – полагает политолог. – Польша тесно пыталась сотрудничать с Грузией на основании антироссийской программы». Англосаксонские страны, которые взяли под покровительство как Польшу, так и Грузию в рамках антироссийской «стратегии анаконды», явно заинтересованы в усилении оси Варшава – Тбилиси, в том числе по линии военно-технического сотрудничества, отмечает Пискорский. «Но правящая партия «Грузинская мечта» в целом относится более сдержанно к подобного рода проектам. Вряд ли можно ожидать, что сотрудничество будет столь же тесным, как раньше». Решение о сотрудничестве именно с Польшей может объясняться и техническими причинами, отмечают военные эксперты, ведь Варшава, в отличие от Тбилиси, уже располагает собственным производством БПЛА. «Польская компания WB известна двумя продуктами в сфере беспилотной авиации – беспилотники Fly Eye и барражирующие боеприпасы Warmate. Причем сами БПЛА являются довольно заурядными тактическими аппаратами ближнего радиуса действия. Их необходимо запускать с рук, с их же помощью можно производить корректировку артиллерии или вести разведку», – рассказал эксперт Центра анализа, стратегии и технологий (АСТ Центр) Сергей Денисенцев. «Судя по тем заявлениям, которые мы сейчас видим, в Грузии планируется развернуть отверточную сборку обоих типов. Потенциальная угроза будет зависеть от того, в каком количестве будет производиться эта продукция», – заметил собеседник. Он добавил: «Пока мы не видим каких-то конкретных цифр.
Кроме того, Грузия, по всей видимости, рассчитывает сделать беспилотники предметом экспорта, отмечает Пискорский. По его мнению, грузинские производители попытаются продать БПЛА в первую очередь другим странам Южного Кавказа и в соседние регионы. Отметим, что, по мнению военных аналитиков, Армения потерпела поражение во Второй карабахской войне во многом из-за недооценки фактора беспилотной авиации. «Байрактары» и другие БПЛА турецкого производства по понятным причинам Ереван получить не сможет – следовательно, возможен интерес к грузинской продукции. «Возможно, участие польской компании сможет придать определенный импульс ее деятельности в сфере БЛА. Вариант со сборкой зарубежной техники представляется не столь громким и масштабным, как некоторые ранее заявленные планы, но более оптимальным с точки зрения экономики и в этом плане гораздо более реалистичным сценарием для Грузии», – заметил Федутинов. Эксперт также добавил, что выпуск в конкретной стране может быть пожеланием заказчика. Причин же для этого может быть несколько. «Во-первых, это создаст возможность проведения ремонта и технического обслуживания внутри государства, что оптимизирует соответствующую логистику. Во-вторых, это вовлечет в процесс местные компании промышленности, разовьет их потенциал и создаст дополнительные рабочие места. В-третьих – снизит стоимость закупаемых систем за счет некоторой локализации», – перечислил он. «Вместе с тем до сих пор неизвестно, какая именно компания участвует в сделке с польской стороны. Не исключаю, что речь идет о WB Electronics, которая известна разработкой и производством легких БПЛА и барражирующих боеприпасов», – предположил эксперт. «Напомню, что несколько лет назад Украина вела переговоры с упомянутой польской компанией о том, чтобы не просто покупать беспилотники, но организовать их сборочное производство, для чего планировалось использовать мощности Чугуевского авиаремонтного завода. Не исключал бы того, что в данном случае похожим путем идет и Грузия», – подчеркнул Федутинов. Теги: Грузия , Польша , БПЛА , беспилотники Постоянная ссылка на новость: |