Добавлен: 27.02.2008
Формат: zip
Размер: 317 Кб
Просмотров/Скачиваний: 1033/7
Описание: Теперь попробуем поразмышлять о том, что же такое при-ход-расход и что же все-таки в бухгалтерии считается. Хотя подсчеты в бухгалтерии неминуемы, но, на мой взгляд, они не являются сущностными. Если говорить современно, то всю счетную часть вполне может выполнять за человека простей-шая компьютерная программа, иными словами, машина. Это означает, что и без компьютера счетную часть бухгалтерии про-делывает человек-машина или механическая часть его мозгов. Попробуем поглядеть на бухгалтерию с этой стороны. Все сложные подсчеты в современной бухгалтерии связаны с отчет-ностью. Но отчетность, усложняя жизнь предприятия, упрощает задачу управляющего в его битве с бухгалтером. Конечно, вне-шние органы требуют, как кажется, много лишнего по сравне-нию с тем, что нужно знать о движении денег хозяину. Но лиш-нее это является лишним только по отношению к необходимой основе. А какова она есть? Любой хозяин должен знать, сколько средств потрачено, сколько заработано и каков остаток, то есть — есть ли прибыль и какова она. Говоря иначе, удалось ли на вложенные средства добыть из-лишек силы. Соответственно, мы видим, что вся счетная часть состоит из расхода-прихода и их разницы. Если разница отрицательна, придется сжиматься, тратить запас и сокращать производство. Если положительна, то можно расширяться. Расширяться во всех возможных смыслах — расши-рять производство, поехать в отпуск на другой конец света, ку-пить себе поместье, напиться или завести еще одну любовницу. Финорганы, по сути, интересует то же самое: какова прибыль предприятия. А значит, сколько с него можно содрать налогов, то есть какой навар можно забрать в пользу государства и себя. Но поскольку ни один предприниматель платить налоги, а особенно большие налоги, не хочет, финорганы вынуждены проверять, не занижается ли в отчетах сумма прибыли. Вот поче-му они интересуются всяческими подробностями о расходной и доходной частях бюджета предприятий. И если смириться с тем, что налоги платить надо и писать в отчетах то, что есть, то эти отчеты становятся очень полезными вещами для хозяина предприятия. В них все отражено. Дело, конечно, значительно усложняется, когда предприя-тие многое скрывает. Но усложнение это — всего лишь увеличе-ние труда в 2 раза, потому что приходится вести 2 бухгалтерии. Одну для финорганов, другую — для себя. С точки зрения внут-реннего содержания отчетов — это одно и то же. Хоть это откры-тая бухгалтерия, хоть скрытая, ее задача показать, как из расхо-да и дохода появляется прибыль и какова она. И вот, если мы увидим, что на одном конце жилы находится годовой отчет с очень четко определенными графами показате-лей, по которым надо отчитываться, а на другом ее конце — описа-ние предприятия, сделанное бухгалтером, то промежуточная часть оказывается очень и очень проста. А именно она-то и есть под-счеты, которые может делать машина. Покажу на примерах. Если речь идет об износе, который называется амортизаци-ей, то главное, чтобы в начале отчетного периода было сделано описание всего, что подлежит амортизации. Далее процент из-носа определяется по формуле, которая дается в соответствую-щей фининструкции по исчислению износа. Это значит, что каж-дый месяц стоимость оборудования снижается на определенный процент, который считается автоматически. Соответственно это-му изменяются еще несколько показателей, по которым надо отчитываться. Машина выдавала бы их лучше и точнее человека. Человек тут должен делать лишь точное начальное описание. Другой случай — материалы и сырье. Скажем, те же заготов-ки для болтов. Если их куплено 1000 штук в начале периода, то в конце периода мы должны иметь или сумму дохода от продажи всех изготовленных винтов, или все заготовки в наличии, или часть винтов проданных, а остальные в винтах и заготовках. Глав-ное, что ни одна единица подобного сырья не должна просто исчезнуть. Или она в наличии, или же на счету есть документы о ее продаже. Это тоже работа для машины. Соответственно, так же с любыми материалами и сырьем. Поскольку все превращения сырья расписаны в технологи-ческих картах, то лишь путь, который изделие проходит от сы-рья до денег на счету предприятия, может быть разложен на не-сколько обязательных шагов и отмечаться в соответствующих таблицах. Это называется учет. И главное тут — вовремя и точно давать описание прохождения изделий сквозь эти шаги и пре-вращения в деньги. Сами же подсчеты опять же автоматически выполнит программа. Точно так же программа может автоматически начислять зар-плату работникам, нужно только вносить в нее сведения об из-менениях, вроде больничных, штрафов или повышений. Получается, что самая трудная часть работы, с которой про-грамма справиться не может, — это описание предприятия как мира. Все остальное она подсчитает сама. И если в нее вовремя вносить данные о новых придумках коварно-заботливых законо-дателей, то она применит нужные коэффициенты, сделает пра-вильные отчисления и выдаст распечатанный квартальный или годовой отчет без малейшего участия главбуха. Только дайте ей правильное описание и введите вовремя сведения об изменениях условий, то есть отладьте в соответствии с сегодняшним днем. Что мешает созданию такой программы, которая устранила бы главбухов и нуждалась бы только в бухгалтерах-секретарях, писцах? Очевидно, сложности двойной бухгалтерии предприятий и сложности с мозгами бухгалтеров и программистов. Впрочем, может быть, существование честной бухгалтерии и невозможно. Тогда всегда будет нужен человек, который будет решать, какие показатели изменить и ввести в программу иска-женными, но так, чтобы полученный отчет был внутренне увя-зан и выглядел правдоподобным. И тем не менее, создание про-граммы, которая просто жестко увязывает между собой графы отчета и описание предприятия, производя все необходимые под-счеты по формулам, данным в инструкциях, было бы очень полез-но для того, чтобы люди могли понять, что такое бухгалтерия. Кроме того, на мой взгляд, не представляет никакого труда ввести в такую программу набор подсказок о том, как законно показать наименьшую прибыль и тем уменьшить налоги, раз уж это все равно делается предприятиями.