Добавлен: 27.02.2008
Формат: zip
Размер: 20 Кб
Просмотров/Скачиваний: 638/2
Описание: Источники ценового риска. Прежде, чем ответить на ключевой вопрос "хеджировать или не хеджировать", компания должна оценить степень своей подверженности ценовому риску. Эта подверженность имеет место при выполнении следующих условий: Цены на исходные материалы (услуги) или на выходную продукцию не являются постоянными. Компания не может по своему усмотрению устанавливать цены на исходные материалы (услуги). Компания не может свободно устанавливать цены на выходную продукцию, сохраняя при этом объем реализации (в натуральном выражении). Теперь остановимся на основных источниках риска, связанного с возможным изменениям цен: Нереализованные запасы готовой продукции. Непроизведенная продукция или будущий урожай. Заключенные форвардные контракты. Основные инструменты хеджирования. Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить, что когда мы употребляем термин "хеджирование", то имеем в виду, прежде всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты используются и хеджером и спекулянтом; разница только их назначении. Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход. В зависимости от формы организации торговли, все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые. Внебиржевые инструменты хеджирования - это, в первую очередь, форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам). Биржевые инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля этими инструментами производится на специализированных торговых площадках (биржах); существенным моментом при этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является Расчетная палата биржи, гарантирующая выполнение как продавцом, так и покупателем, своих обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т.п.). Теперь кратко перечислим основные достоинства и недостатки биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования: Внебиржевые инструменты: Достоинства в максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип товара, размер партии и условия поставки Недостатки низкая ликвидность - расторжение ранее заключенной сделкой сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками относительно высокие накладные расходы существенные ограничения на минимальный размер партии сложности поиска контрагента; в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем возникает риск невыполнения сторонами своих обязательств. Биржевые инструменты: Достоинства высокая ликвидность рынка (позиция может быть открыта и ликвидирована в любой момент) высокая надежность - контрагентом по каждой сделке выступает расчетная палата биржи сравнительно низкие накладные расходы на совершение сделки доступность - с помощью средств телекоммуникации торговля на большинстве бирж может вестись из любой точки планеты Недостатки весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки Фьючерсная цена. Использование срочных биржевых инструментов для хеджирования сделок с реальным товаром основано на том, что фьючерсная цена товара и его цена на спот-рынке изменяются в значительной мере параллельно. Если бы это было не так, то существовала бы возможность арбитражных операций между наличным и срочным рынками. Например, если фьючерсная цена значительно превышает цену "спот", то существует следующая возможность: Взять кредит Купить партию товара на спот-рынке Продать фьючерсный контракт на срочном рынке По закрытию срочного контракта выполнить поставку реального товара Рассчитаться по полученному кредиту