Клининговая компания окупается за девять месяцев
Руководители клининговых предприятий говорят, что порог вхождения в бизнес может быть почти нулевым — достаточно ведра, тряпки и пары рабочих рук. Правда, при таком подходе велик риск попасть в число фирм-однодневок. Для грамотного построения работы клининговой службы потребуются знания химии, специализированное оборудование и штат уборщиков. Открытие компании обойдется в 309 тыс. руб. Клининговые компании бывают трех видов. Одни специализируются на разовой уборке квартир и офисов (послестроительной и генеральной), другие — на ежедневном обслуживании коммерческой недвижимости, третьи работают в узких нишах (например, занимаются химчисткой ковровых покрытий). Обычно чем больше компания, тем шире у нее спектр услуг. Клинеры признают: их рынок растет настолько стремительно, что способен вместить новых игроков независимо от специализации. «Место для молодых фирм есть, — убежден ЕВГЕНИЙ ЦИЦИКОВСКИЙ , генеральный директор компании «Чистофф». — В сфере недвижимости идет активное развитие. Новые здания требуют послестроительной уборки, а затем и ежедневного обслуживания». АННА АНДРЕЙЧУК , директор учебного центра по подготовке специалистов для клининга компании «Блиц-АИР», говорит, что сейчас актуальны два пути создания бизнеса: «Первый вариант — открыть фирму под конкретного клиента (ТЦ или крупный объект от 1 тыс. кв. м), с которым уже есть договоренность. Сначала фирма будет работать на этот объект, а уже затем расширит деятельность на внешний рынок. Второй путь — выбрать нишу». По словам г-жи Андрейчук, это может быть уход за твердыми полами, например восстановление мраморных напольных покрытий: «Это востребованная, очень рентабельная услуга. Маленькая компания может позиционировать себя как специалиста узкого профиля, обладающего современными средствами производства и высококвалифицированным персоналом». Клининг — новый для России вид бизнеса (услуга появилась 15 лет назад), с правовой точки регламентирован он слабо, разрешительных документов не требуется. Анна Андрейчук: «Исключение составляет промышленный альпинизм. Здесь обязательна лицензия на проведение высотных работ — велика ответственность за жизнь людей». По словам экспертов, примерно у 90% клининговых компаний, чьи объявления можно найти в газетах, нет офиса. Заявки принимает диспетчер на домашний телефон и отправляет на объект бригаду уборщиков. Цены в таких фирмах в два раза ниже, чем у лидеров рынка, за счет экономии на аренде помещения и налогах. Однако тем, кто планирует развивать бизнес, офис необходим. Анна Андрейчук описывает идеальную ситуацию: «На территории офиса должен быть кабинет руководителя, зал для менеджеров, комната переговоров, склад для хранения техники, инвентаря и пр. Требуется подсобное помещение, где располагают сушильный барабан и машину для стирки протирочных материалов и спецодежды (на крупных объектах это оборудование устанавливают на месте)». Также она рекомендует предусмотреть комнату для приема пищи и оснастить ее микроволновой печью, холодильником, кулером. Впрочем, большинство организаций обходятся скромными пространствами. «Помещение прежде всего нужно для приема кандидатов на работу, дома собеседование не проведешь, — замечает Евгений Цициковский. — Офис предназначен для работы администрации, заказчики сюда не заглядывают — бессмысленно обсуждать уборку, не видя объект». Г-н Цициковский вспоминает, что начинал с аренды помещения в 8 кв. м. Сейчас, спустя два года, в собственности фирмы офис в 56 кв. м, из них под направление клининга отведено 20 кв. м. НИКОЛАЙ ВОИНОВ , директор компании «Промклининг», убежден: для начинающей организации достаточно офиса в 15-20 кв. м, где будут расположены два-три рабочих места. Стоимость аренды, как оценивают игроки рынка, равна 1 тыс. руб./кв. м. Руководители клининговых служб полагают, что при создании фирмы прежде всего следует найти потенциального заказчика, а уже под конкретный объект набирать персонал и закупать оборудование. Почти все компании получают первые заказы через личные связи — рекламные объявления малоэффективны. Эксперты говорят, что предпочтительнее сразу искать объект для ежедневной уборки. Доход от разовых заказов больше, но он нестабилен, а аренду и зарплату придется платить регулярно. Евгений Цициковский рекомендует начать поиск заказов на ежедневную уборку в офисном здании, где масса маленьких компаний, или в ТЦ со множеством небольших бутиков. «Владелец офиса обычно ищет уборщицу на зарплату 1,5-3 тыс. руб. На рынке труда есть свой порог: уборщицу за такие деньги не найдешь, даже если помещение 2 кв. м, — подчеркивает г-н Цициковский. — Это рычаг, позволяющий давить на заказчика». Он говорит, что клининговая компания способна взять на обслуживание несколько офисов в одном здании, выигрывая на эффекте масштаба. СОВЕТ от компании «Чистофф»: Николай Воинов рассказывает, что договор с заказчиком обычно подписывают на период до конца календарного года. Стороны определяют, что входит в услугу, обсуждают кратность подметаний и влажной уборки, время нахождения уборщиков на объекте и т. д. В договоре указывают стоимость работ и прилагают смету, в которой расписаны зарплата сотрудников, расходы на химию, амортизация техники, накладные расходы (на содержание управленческого штата и аренду офиса) и норма прибыли. Кроме того, в договоре отмечают, что на объекте ежедневной уборки заказчик должен предоставить служебное помещение. Это помещение оборудуют шкафами для одежды персонала и для хранения химических средств, здесь же устраивают склад для инвентаря и отводят обеденную зону. Владелец бизнеса в начинающей клининговой компании обычно выполняет функции директора. Он работает с заказчиками, закупает оборудование и набирает персонал. «Первым я взял на работу специалиста по кадрам, — вспоминает Николай Воинов. — Профессия уборщика не очень престижна, поэтому в клининговых компаниях постоянная текучка. Следует вести кадровый документооборот и проводить анкетирование, собеседование при приеме на работу». Зарплата кадровика — 15-20 тыс. руб. Компании потребуется бухгалтер. Начинающие фирмы обычно нанимают совместителя за 5 тыс. руб. в месяц. Для контроля за качеством работы уборщиков на объекте, за расходом химических средств и т. д. следует нанять менеджера. Число менеджеров зависит от размера площадей. Нормативов нет, но обычно такой сотрудник отвечает за территорию около 9 тыс. кв. м или за несколько объектов общей площадью 5-6 тыс. кв. м. В некоторых компаниях он назначается на каждую бригаду из десяти уборщиков. Зарплата менеджера — 12-14 тыс. руб. Число уборщиков зависит от размера объекта. Исходя из своего опыта руководители клининговых служб разработали стандарты. Евгений Цициковский: «В среднем за 8-часовой рабочий день один человек убирает 800 кв. м». Николай Воинов говорит, что в офисных помещениях, как правило, ставит одного уборщика на участок в 550 кв. м. В ТЦ, где больше свободных мест, — на 900 кв. м. В среднем по городу, как отмечают эксперты, зарплата уборщика — 6-7 тыс. руб. То есть для обслуживания офисных помещений общей площадью 5 тыс. кв. м потребуется взять в штат девять уборщиков. Всех их работодатель снабжает комплектом спецодежды (0,8-1,2 тыс. руб. каждый): это комбинезон, две футболки, бейсболка, перчатки (резиновые и матерчатые) и иногда сабо. СОВЕТ от компании «Промклининг»: Профессиональное уборочное оборудование, инвентарь, расходные материалы и химию продают как специализированные московские компании, так и крупные екатеринбургские фирмы: «Блиц-АИР» «Чистая полоса», «Чистый дом» и др. Анна Андрейчук говорит, что для мытья офисов необходимо снабдить каждого сотрудника плоским мопом (около 1,5 тыс. руб.). Это современный аналог швабры и веника одновременно, позволяющий уборщику реже нагибаться и не касаться руками грязной тряпки и воды. Также каждому уборщику потребуется тележка с отжимом, оснащенная сеткой для тары с растворами и мешком для сбора мусора. Ее стоимость около 6,5 тыс. руб. При уборке необходимы скребок (440 руб.) для удаления прилипшей грязи, например жвачек, и салфетки для протирания пыли (200 руб.). Николай Воинов советует приобрести пылесос (5-20 тыс. руб.) и комплект для мытья окон (2,5 тыс. руб.). Для ежедневной уборки ТЦ, где есть общие площади (коридоры, залы), предприниматели рекомендуют купить поломоечную машину (70-500 тыс. руб.). Она позволяет заменить труд нескольких уборщиков, ускорить процесс и повысить качество работы. Как считают эксперты, для уборки офисов или бутиков поломоечная машина не нужна. Без нее на оснащение бригады из девяти человек придется потратить около 90 тыс. руб. и на 2 тыс. руб. купить химических средств. Руководители клининговых служб единодушно утверждают, что персонал важно учить. Обычно курсы посещают директор компании и менеджер, а уже затем они учат работе остальных сотрудников. Знания можно получить в центрах при крупных клининговых компаниях (4-22 тыс. руб.). Г-жа Андрейчук советует директору клининговой компании выбирать курсы, где дают знания по принципам подбора химии и оборудования, чтобы руководитель затем смог выбрать ту или иную марку. Анна Андрейчук: «Должен быть курс по материаловедению, типам загрязнений, технологиям уборки. Клинеру необходимо понимать, какое по составу (кислота, щелочь и пр.) химическое средство и в какой концентрации потребуется для очистки загрязнения с конкретной поверхности». СОВЕТ от компании «Блиц-АИР»: В среднем по городу стоимость ежедневной уборки составляет 20-40 руб./ кв. м в месяц. Прежде чем взяться за постоянный заказ, предприниматели советуют просчитать минимальный объем площади, необходимый для выхода на точку безубыточности. Например, по расчетам «ДК», при расценках 30 руб./кв. м, чтобы работать с прибылью, придется убирать объект площадью от 5 тыс. кв. м. Объем расходов на запуск компании напрямую определяется площадью уборки первого заказа, под который фирма создавалась. Евгений Цициковский говорит, что порогом вхождения в бизнес для него стала сумма в 80 тыс. руб. Вложения окупились через три-четыре месяца. По подсчетам Николая Воинова, создание компании потребовало у него инвестиций в 300 тыс. руб., а срок окупаемости составил девять-десять месяцев. Рентабельность бизнеса зависит от вида работ. Для ежедневной уборки она невысокая — 10-15%. Для спецработ в клининге этот показатель гораздо выше — 25-40%. bonus детали Цена входного билета Расчет для клининговой компании, арендующей помещение 15 кв. м. У фирмы заключен договор на ежедневное обслуживание 5 тыс. кв. м в офисном здании. Стоимость уборки — 30 руб./кв. м в месяц. Под заказ набран штат уборщиков из девяти человек. Автор: Светлана Удилова Постоянная ссылка на статью:
|