Производство орешков и чипсов
«Сухая радость»В последние 2 года специалисты отмечают заметный рост потребления «снэков», что, по их мнению, свидетельствует об изменении взглядов белорусов на содержимое их потребительской корзины. Ведь соленые орешки, как и чипсы, — продукты далеко не первой необходимости. Хотя уровень потребления «снэков» в Беларуси еще далек от европейского (2—3 кг на душу населения в год) или американского (около 10 кг), тем не менее на каждого жителя республики уже сегодня приходится около 400 г «сухой радости» в год. Увеличивается и число производителей таких закусок. Если в начале 90-х изготовлением «снэков» в Беларуси занимались не более 5 компаний, то сегодня их уже более 2 десятков. Потребление этих продуктов, по некоторым оценкам, скоро превысит 10 тыс. т в год. Бурные темы роста производства объясняются увеличивающимся потреблением пива («снэки» покупают, в основном, любители «народного напитка» и дети). Эксперты «Дела» констатируют, что шансы беспрепятственного выхода на рынок сухих закусок к пиву новых игроков пока еще сохраняются. Тем не менее, предпринимателям, желающим сделать это, надо поспешить. Специалисты занятых в данном бизнесе структур прогнозируют значительный рост конкуренции уже в самое ближайшее время. Однако рамки рынка, по их мнению, могут значительно расшириться при пересмотре подходов к производству снэков. Ореховый бум«Ореховые» пристрастия наших потребителей сформировались еще в советские времена благодаря поставкам в республику дешевого китайского арахиса. В последнее время в связи с развитием фасовочного производства в Беларуси появились и отечественные марки данного продукта, хотя в местных широтах арахисовый орех, как известно, не произрастает. Местные компании используют калиброванные орехи аргентинского и индийского происхождения. Некоторые производители по старинке закупают дешевый китайский арахис, который хоть и крупнее индийского, но уступает последнему по питательным свойствам и вкусовым качествам. Такой вид коммерции, как реализация обжаренных орешков на развес, в Беларуси пока еще не прижился. В то время, как около 34% московских супермаркетов давно уже оборудовали на своих торговых площадках мини-пекарни по обжарке орехов, белорусские магазины по-прежнему предлагают покупателям в основном «сырец». В России же успешно работающая формула «орехового» бизнеса (обжаривай на глазах у покупателя и с жару продавай), по оценкам специалистов, ежегодно приносит предпринимателям до $30 тыс. дохода с каждой торговой точки. «Арендовав в одном из супермаркетов «Пятерочки» уголок площадью в 3 м2, я изначально не рассчитывал на слишком большие барыши, — рассказывает один из владельцев такого бизнеса москвич Владимир Голованов. — Мой «ореховый» отдел администрация решила разместить рядом с прилавком, где продавались чипсы. Такой ненавязчивый намек на конкуренцию вначале сильно меня смутил. Однако спустя несколько дней я воспрянул духом. Покупатели, к неудовольствию администрации супермаркета, огибали загораживающий меня стенд с чипсами и тянулись на запах обжаренного арахиса. Свои затраты я полностью окупил в течение 3 месяцев, а через 2 года полностью «оккупировал» магазины СевероЗападного округа Москвы». Бизнес, связанный с обжаркой и продажей орешков, привлекает сегодня предпринимателей не только сравнительно небольшими капиталовложениями, но и возможностью продвигать на рынке новые торговые марки. Приобретение специальной печи, снабженной флуоресцентным внутренним освещением, и витрины требует вложения немногим более $2,5 тыс. Дальше придется тратиться лишь на аренду, электроэнергию и пополнение орехового запаса. Оптовая цена орешков сегодня колеблется в пределах 3,5—7 $/кг. Экзотическая индийская и бразильская продукция стоит дороже (15 $/кг), но, по наблюдениям продавцов, покупатели берут ее охотнее. С еще большим удовольствием набрасываются гурманы на ореховые смеси («космическую», «лунную», «орешки в специях») по цене до 9 $/кг. В обычный, ни чем не примечательный день, одной торговой точке удается продать около 10—20 кг таких орешков. Автор: Александр БЕНКО Постоянная ссылка на статью:
|