Биржевые игроки заправляют ценами на нефть

Почему цена нефти в этом году выросла с 30 долларов за баррель едва ли не до 45? Разумеется, сочетание спроса и предложения. Но чей это спрос и чье предложение? Ответ совершенно ясен: экономические и примышленные факторы, возможно, дали первоначальный импульс, но сейчас все оказалось в скользких руках биржевых спекулянтов.

Спекулянты любят нефтяной сектор. Это отличная игровая площадка. Излишки на нефтяном рынке подолгу не выравниваются, потому что высокие цены на нефть не сразу сказываются на поведении рынка. Несколько лет уходит на то, чтобы все поверили, что цены останутся на высоком уровне, и еще больше времени проходит, прежде чем эта уверенность переходит в действия, способные повлиять на цены.

Нефтяные компании не принимают всплеск цен на нефть всерьез. Они понимают, что цена в 45 долларов за баррель породит перенасыщенность рынка нефтью. Они заинтересованы в повышении мощностей, чтобы удовлетворить возрастающий спрос в азиатском регионе, но не доходят при этом до отчаянных мер. В долгосрочной перспективе это разумная предосторожность, но это позволяет спекулянтам делать громкие заявления о предстоящем дефиците.

Спекулянтам, конечно, наплевать на долгосрочную перспективу. Но им не следует забывать, что все может измениться очень быстро. Сочетание спада спроса и повышения производства в Ираке и России моментально изменит настроения. Тогда спекулянты начнут говорить о перенасыщении. И смехотворно высокие цены на нефть живо превратятся в смехотворно низкие.

ЮКОС

Пусть этим летом заголовки и пестрели темой ЮКОСа, но это никак не повлияло на кризис вокруг крупнейшей российской нефтяной компании. Мы по-прежнему не знаем, ждет ли ее банкротство или расформирование, или Михаил Ходорковский, основной акционер компании и ее бывший генеральный директор, обвиняемый в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, в последний момент состряпает какой-нибудь план спасения.

Но что касается доверия вкладчиков в России, то тут вырисовывается совсем другая история. Любое решение будет слишком запоздалым, потому что ущерб уже нанесен. У России, разумеется, много сильных сторон, основная из которых – богатство природных ресурсов. Но чего стоят все они без эффективной правовой системы и без рычагов компетентного управления кризисом у правительства?

Используя юридические каналы для атаки на ЮКОС, Кремль только продемонстрировал несовершенство российских законов. Правовая система в России выглядит плачевно, и не только на посторонний взгляд, но и для самих русских. Министерство юстиции РФ ежедневно посылает разные противоречивые сигналы. Неопределенность возрастает из-за ограниченного количества письменных официальных сообщений.

Из-за эффекта, оказанного этими факторами на цены на нефть, дело ЮКОСа вышло на уровень международного кризиса и привлекло несоразмерно большое внимание. Тем временем правительство хранит молчание.

Все это означает, что печальное "дело ЮКОСа" еще долго будет сказываться на ситуации на нефтяном рынке. При этом западные нефтяные компании все еще готовы брать на себя политические и юридические риски в России – им нужна нефть, и они знают, что российская нефтяная промышленность нуждается в их знаниях. Но некоторых других экспертов, что вполне закономерно, такая ситуация пугает. На прошлой неделе два банка отменили сделку о кредите в 600 млн долларов нефтяному гиганту ТНК-ВР, а индекс обращения ценных бумаг в России с середины апреля упал на 30%.

Правительство, возможно, все еще борется с соблазном вернуться к диктаторским методам советских времен и старается придерживаться закона. По странной иронии, создается впечатление, что эти попытки выходят им боком. Даже очень скорое решение проблемы ЮКОСа может оказаться недостаточным, чтобы вернуть утраченное доверие. Но правительство должно заботиться не только об иностранных инверсорах. Российские инвесторы, некоторые из которых являются собственниками огромных капиталов, тоже не будут в восторге от такого поворота событий.



Статья получена: InoPressa.ru




Постоянная ссылка на статью: