Дяденька, дай порулить
Сегодня все активнее говорится о делегировании полномочий, об отходе владельцев фирм от управления и приходе на их места профессиональных менеджеров. Однако декларации звучат в основном на многочисленных бизнес-конференциях и семинарах. Правда, случается, что новшества внедряются. Но в результате на практике появляются компании с двойным подчинением. Итак, в наличии имеется генеральный директор, но за его спиной неотступно маячит владелец (еще более серьезно: группа владельцев). Зачем владельцы приезжают каждый день в офис, никто не знает. Догадываются: кассу снять. Это в том случае, если денежные поступления регулярны. В остальных случаях появление хозяев ничего, кроме суеты, в работу офиса не вносит. Хотя директор и владелец одной московской компании, которая активно выходит на питерский рынок, объяснил все просто: «Приезжают потому, что боятся, что сотрудники будут воровать». Все равно его не брошу…Ни один принципиальный вопрос решить без санкции хозяина нельзя. На любой вопрос директору: «А можно?..» — следует ответ: «Надо посоветоваться». Причем, касается это практически любой мелочи. Директор в этом случае выступает неким медиатором-посредником. Я не беру варианты, когда директор изначально поставлен, чтобы через определенное время получить свое законное место за решеткой. Нет, я говорю о вполне законных фирмах. Абсурд ситуации в том, что владельцы заявляют, что они уже устали от этого бизнеса, хотят чего-то другого, да и вообще в нынешнем бизнесе должны работать профессионалы и тенденция такова, что хозяева отходят на второй план. Однако декларации — декларациями, а приезд в офис и решение всех насущных вопросов — дело святое. Одно объяснение тут есть. Люди, создавшие дело своими руками, боятся за него, как за собственное дитя: как бы чего ни случилось. Но кроме того — страх потери статуса и не до конца удовлетворенные амбиции. Как говорил мне один из акционеров крупной компании: «А я-то что буду делать? Сейчас я генеральный директор, командую людьми. А потом что? Нет. Никогда никому не позволю здесь править». К сожалению, компания на сегодняшний день почти развалилась. Нужны были новые идеи, планы. А откуда они могли взяться?.. Есть еще один момент, играющий не на пользу такому двойному подчинению. Сотрудники не воспринимают новое поставленное начальство и стараются все, даже самые мелкие вопросы, решать напрямую с владельцем. Так и быстрее, и эффективнее. Тем более что не надо разыскивать того самого владельца — он весь здесь. И каждый день. При этом и генеральный директор поначалу пытается влезать в решение вопросов, строить какие-то планы. Но вскоре поняв, что все бесполезно, стремится лишь к одному — наиболее добросовестно выполнить роль посредника. То есть, по сути, дискредитируется сама идея делегирования полномочий. На недавних переговорах, где мне пришлось присутствовать, стороны располагались следующим образом: за директорским столом, в директорском кресле сидел владелец. Сбоку на приставном стульчике примостился генеральный директор. Как вы думаете, с кем вели переговоры потенциальные партнеры? И на кого они будут выходить в будущем? У меня все впередиПередача полномочий от владельцев компаний к профессиональным управленцам — процесс сложный и не одного дня. Он усугубляется теми самыми неудовлетворенными амбициями, страхом за детище, стремлением быть в курсе всех дел: я-то знаю лучше. Кроме того, возраст нынешних владельцев предприятий: 35—50 лет. То есть наиболее дееспособное время для свершений. Они еще только набрались опыта, у них появился статус. И бросать все это, удаляясь от дел, — нонсенс. Хорошо, если есть параллельный бизнес, который нужно развивать. Или у владельца хватает мудрости уйти в тень: занять должность консультанта, председателя совета директоров, то есть стать генератором идей и корректировать курс компании не явно, а как бы исподволь. Увы, не всем дано. На мой прямой вопрос владельцу одной из компаний: «Зачем ты ставишь директором этого человека? У него же нет ни опыта, ни новых идей. И за любым советом он будет бегать к тебе. Да и планирование финансов ты ему не отдашь» — он честно ответил: «Платить много не надо. Да и все равно все вопросы буду решать я. А вот с бумажной канителью пусть повозится. И ответственность мне не нужна». Забыл напомнить еще об одном моменте. Владелец фирмы при подборе директора будет исходить из двух параметров: лояльности и личных симпатий: «И щоб проблем поменьше, в натуре». Профессионализм? Да, уже кое-где в цене. Но не дай бог, директор будет умнее владельца... Мы постоянно твердим о новых методах управления, формировании лидерства, делегировании полномочий и о прочих «модных примочках». Они вызывают большой теоретический интерес. Конференции и платные семинары собирают сотни людей. Консультанты и советники собирают сотни долларов. Но средний бизнес как работал по старинке, так и работает и будет работать еще много лет. Молодым у нас везде дорогаПравда, есть шанс. Это молодежь, которая идет за нами. Все новомодные понятия для нее уже привычны и буквально впитаны с молоком матери. Мне посчастливилось поработать с молодой московской компанией, активно осваивающей питерский рынок. Молодой не только в смысле срока существования, просто средний возраст сотрудников — около 25 лет. Фирма за три года развила сеть в восьми городах России, Беларуси и Украины. Так вот, владельца компании (ему тоже 25 лет) большинство сотрудников увидело впервые на семинаре-тренинге, который был организован для всех подразделений компании. Интересно, что даже многие москвичи видели своего начальника впервые. И я верю ему, когда он говорит, что в Москве у него все уже четко отлажено, поэтому он имеет возможность сейчас налаживать работу в Петербурге. И я верю ему, что, когда все будет работать как часы, он мечтает купить загородный дом и завести шесть собак. То есть просто жить. Хотя, конечно, парень немного лукавит, потому что проектов у него хватит на ближайшие лет десять-пятнадцать. Но что приятно, он не заявляет о делегировании полномочий. Он просто их делегирует. Превентивные мерыУ нас все время пытаются изобрести антикризисные меры управления. Консультантов приглашают стиснув зубы, когда все начинает валиться, психологов ненавидят, но зовут как скорую помощь. Почему-то никто (я имею в виду большинство компаний) не пытается нанести превентивный удар по кризису. Владелец одной компании высказал такую мысль: «Мы никто никому не нужны: бизнесмены — государству, хозяева компаний — работникам, работники — владельцам. Мы интересуем друг друга только в качестве рабочей силы, деталей механизма. Личность, сам по себе человек никого не интересует и никому не нужен». Может быть, именно в этом суть дела. Менеджеры по персоналу тасуют тесты и пытаются создать команду, предсказывая те или иные кризисы в коллективе. Но вряд ли кто-либо из них скажет, что происходит в душе того или иного сотрудника и что он может выдать на следующий день. Да и советы всяческих дипломированных специалистов в большинстве случаев наталкиваются на: «Нет денег. Так что ж я его в отпуск должен отправлять? Ничего, не маленький. Я-то вон работаю по 28 часов — и ничего. Вот я ему вставлю, сразу все пройдет». И ведь проходит. В обществе начали говорить о социальной ответственности бизнеса, о том, что богатые фирмы должны оказывать спонсорскую помощь. Но, возможно, надо начинать изнутри — в самой компании. И говорить о социальной ответственности владельцев фирмы перед своими сотрудниками. Я не верю в лояльность работников компании, в какой-то корпоративный дух, если хозяин или директор уезжает домой на шестисотом с джипом охраны, а ведущие специалисты получают 200—300 долларов. Не будет эта компания процветающей, создана она для отмывки денег и сроку ей отведено год-полтора жизни. Каждый на своем местеКазалось бы, начали мы с делегирования полномочий владельцами компаний директорам, а закончили ответственностью руководства перед сотрудниками. Но в этом нет ничего удивительного. Все это входит в модные понятия корпоративности и построения команды. А без команды ни один корабль не поплывет. И поплыть быстро он сможет только в том случае, если каждый член команды будет на своем месте точно знать, что он должен делать, не бегать за советом к вышестоящему руководству и не сидеть, затаив мыслишку, как бы всю эту посудину пустить на дно. Автор: Андрей Серов психолог-консультант, советник компании «Квартет» (Петербург) Постоянная ссылка на статью:
|