Commerzbank пошатнулся после тяжелого удара

Вчера из здания банка Commerzbank во Франкфурте вышел банкир, сжимая в руках китайское печенье с предсказанием, которое прилагалось к обеду в столовой. На бумажке, извлеченной из него, было написано: "Ваша судьба только что сделала резкий поворот". Ни одно другое предсказание не прозвучало бы столь уместно.

После нескольких месяцев активного привлечения инвесторов и под шум разговоров о том, что этот банк станет следующим немецким банком, который будет куплен после соперничающего с ним HVB, поглощенного итальянским банком UniCredito, вчера Commerzbank пытался выдержать едва ли не разрушительный удар по репутации.

Хотя банк отрицает всякую вину, немецкое агентство BaFin, регулирующее работу финансовых рынков, говорит о несоответствующей системе контроля в банке: в данный момент пять банкиров, бывших и нынешних сотрудников Commerzbank, находятся под следствием в связи с обвинением в отмывании российских денег и активов телекоммуникационной компании.

Корни этого дела тянутся в Петербург начала 1990-х годов. Эта история связана с телекоммуникационным рынком, который контролировался двумя государственными компаниями: "Петербургской телефонной сетью" (ПТС) и "Санкт-Петербургским междугородным международным телефоном" (СПб ММТ). В 1994 году эти две государственные компании основали холдинговую компанию "Телекоминвест", которая была призвана способствовать развитию выгодной мобильной телефонии в регионе. Одним из основателей "Телекоминвеста" выступил нынешний министр телекоммуникаций Леонид Рейман, который тогда являлся заместителем генерального директора ПТС по международным проектам.

Президент России Владимир Путин был тогда заместителем мэра Санкт-Петербурга и председателем комитета по внешнеэкономическим связям. Основным активом "Телекоминвеста" были 45% акций компании "Северо-Западный GSM" – монополиста в области GSM-связи в Санкт-Петербурге, который впоследствии сформировал ядро компании "Мегафон". "Мегафон" сейчас – мобильный оператор номер три в России.

Около 5% в "Северо-Западном GSM" принадлежало тогда двум теневым петербургским компаниям, предположительно связанным с "Телекоминвестом". Оставшаяся часть – трем скандинавским компаниям: Telia, Sonera и Telenor.

В 1996 году 51% акций "Телкекоминвеста" был продан холдинговой компании First National Holding, в результате чего у двух государственных компаний осталось в общей сложности 49% акций. Две государственные компании не участвовали в торгах, якобы из-за недостатка фондов.

Последующий выпуск акций размыл государственную долю в "Телекоминвесте" до 15%. First National Holding владеет 58% акций, которые номинально до 2002 года находились у Commerzbank.

В 2004 году в результате показаний, данных под присягой в ходе гражданского судебного процесса, выяснилось, что бенефициарным владельцем компании First National Holding является датский юрист Джеффри Гальмонд, состоящий с Рейманом в давних дружеских отношениях.

Кроме того, Гальмонд является бенефициаром фонда IPOC, зарегистрированного на Бермудских островах. Этот фонд, в свою очередь, находится в процессе спора с "Альфа-Групп" – одним из крупнейших в России финансовых и промышленных конгломератов – по поводу принадлежности акций сотового оператора "Мегафон". В своих показаниях в прошлом году Гальмонд заявил, что в 1997 году он основал трастовый фонд Fiduciare Commerce Trust в королевстве Лихтенштейн в качестве холдинга для акций компании First National Holding.

Он заявил также, что сделал Реймана основным бенефициаром.

Рейман, который в 2000 году был назначен министром телекоммуникаций, упорно отрицает финансовые связи с "Телекоминвестом" и любые нарушения закона со своей стороны.

Аналитики считают, что расследование прокуратурой участия банка Commerzbank в этом деле связано с давним спором по поводу принадлежность компании "Мегафон".

IPOC и "Альфа" ожидают решения швейцарского суда по этому вопросу.

Майкл Норт, тогдашний глава Commerzbank, теперь являющийся управляющим директором компании Eurokapital во Франкфурте, предположительно координировал инвестиции в "Телекоминвест".

Commerzbank заявил, что Норт и его коллега Вадим Виноградов покинули банк в 2002 году.

Тем временем у банка Commerzbank есть возможность задуматься о том, насколько разумны его связи с Россией. Сначала при Клаусе-Петере Мюллере, ныне генеральном директоре, потом при Андреасе де Мезьере, члене правления банка, который подал в отставку на прошлой неделе, банк на протяжении 1990-х годов выстраивал отношения с российским государством и деловым сообществом в надежде выиграть прибыльный бизнес в стране.

В случае "Телекоминвеста" этого так и не произошло, хотя какие-то прибыльные компании в России все еще появляются. А в прошлом месяце Commerzbank и Bayerische Landesbank выдали "Мегафону" кредит на сумму 356 млн долларов (300 млн евро).

Статья получена: InoPressa.ru




Постоянная ссылка на статью: